Подчас именно отсутствие мотивов для задержания влечет затем освобождение подозреваемого из ИВС в связи с тем, что «отпала необходимость в дальнейшем содержании его под стражей», когда в действительности такая необходимость и не возникала.
Закон и ведомственные нормативные акты достаточно подробно регламентируют процедуру доставления в органы внутренних дел и оформления протоколов на лиц, заподозренных в совершении преступлений.
Разбирательство обстоятельств доставления в орган внутренних дел любого лица начинается в дежурной части. При этом оперативный дежурный по отделу полиции обязан:
· выяснить обстоятельства доставления либо соответствие доставления документам, на основании которых оно проведено в том случае, если доставлено лицо, в отношении которого имеется постановление о задержании;
· принять незамедлительные меры к установлению личности доставленного, если же доставленное лицо не имеет постоянного места жительства и занятий, дежурный через адресное бюро обязан проверить наличие предостережения о прекращении им бродяжничества.
Порядок документирования доставления зависит от того, кем именно доставлено лицо, заподозренное в совершении преступления. В случае если доставление произведено гражданами, дежурный составляетпротокол заявления с заполнением обязательных реквизитов, причем непременно должно быть указано точное время доставления.
При необходимости оперативный дежурный обязан организовать получение объяснений от очевидцев и граждан, принимавших участие в задержании [19, стр. 19].
Если же правонарушитель доставлен работниками полиции, то от них должен быть получен рапорт с изложением обстоятельств правонарушения, мотивов и времени доставления.
Последнее обстоятельство особенно важно для последующего исчисления срока задержания.
После получения рапорта о доставлении либо составления протокола, заявления факт доставления регистрируется в книге учета лиц, доставленных в КП, с последующим отражением в ней результатов рассмотрения материала.
При установлении в действиях доставленных признаков преступления, оперативный дежурный передает дальнейшее разбирательство работнику органа уголовного преследования. До принятия решения доставленный может содержаться в дежурной части, но не более трех часов. Из этого ограничения вытекает, что решение о применении или неприменении задержания должно во всех случаях быть принято в срок, не превышающий три часа.
До решения вопроса о задержании доставленный находится в комнате для содержания лиц, задержанных в административном порядке. Перед помещением туда доставленного оперативный дежурный либо иное лицо по его поручению должны в присутствии понятых провести личный обыск правонарушителя с целью: обнаружения и изъятия вещественных доказательств, предметов, запрещенных к ношению и хранению, предметов, запрещенных к хранению в камерах ИВС или в комнатах для содержания лиц, задержанных в административном порядке, и для обеспечения безопасности работников полиции и самих задержанных. О результатах личного обыска составляется протокол, подписываемый лицом, его составившим, обысканным и понятыми [14. стр. 57].
В ряде случаев личный обыск предшествует задержанию. Более того, иногда именно результаты личного обыска лица, доставленного в связи с правонарушением, становятся основанием для начала уголовного преследования и задержания подозреваемого (обнаружение наркотиков, запрещенного к ношению оружия и т.д.).
Дальнейшее решение в отношении доставленного принимается органом уголовного преследования.
Срок задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, исчисляется с момента доставления его в орган уголовного преследования, а если задержание производится на основании постановления о задержании, вынесенного органом уголовного преследования - то с момента фактического его задержания.
Исчисление срока задержания с момента доставления в орган уголовного преследования соответствует законным интересам задержанного и содействует обеспечению быстрого решения вопроса о начале или об отказе в начале уголовного преследования, тщательной и своевременной проверке вопроса о необходимости и целесообразности дальнейшего ограничения свободы доставленного лица.
При определении начала течения срока задержания следует руководствоваться также общими правилами исчисления процессуальных сроков. По закону не принимается в расчет тот час, которым начинается течение срока.
Изучение практики показало, что около пятидесяти процентов задержаний производится в день начала уголовного преследования, когда само начало угоолвного преследования связано с доставлением лица, заподозренного в совершении преступления, в орган уголовного преследования. В таких случаях в протоколе задержания должно быть зафиксировано время доставления лица в полицию. После принятия решения о задержании доставленного срок задержания следует исчислять именно с момента доставления лица, а не со времени составления протокола. С точки зрения законных интересов задержанных указанное требование приобретает особое значение в тех случаях, когда протоколы задержания оформляют через три, пять и более часов после доставления лица в связи с подозрением в совершении преступления, а такие случаи не являются редкостью.
К сожалению, на практике далеко не всегда отражают в протоколах время доставления лица в полицию, и срок задержания зачастую исчисляют с момента составления протокола. Это не соответствует требованиям закона. Не согласуется с ним и распространенная практика фиксации в протоколе вместо времени доставления в полицию времени получения органом уголовного преследования материала на задержанного.
§3. Права подозреваемогоКак участник процесса подозреваемый наделяется процессуальными правами для защиты своих законных интересов.
Подозреваемый - активный участник процессуальной деятельности. В частности, он пользуется правом на защиту. Обязанность обеспечить подозреваемому возможность защищаться закон возложил на орган уголовного преследования.
Предоставление подозреваемому прав направлена на охрану его законных интересов и служит необходимой предпосылкой установления истины по делу.
Подозреваемый имеет право (ст. 64 УПК РМ): знать, в совершении какого преступления он подозревается; знать о своих правах в письменном виде; молчать и не свидетельствовать против себя; получать разъяснения от органа уголовного преследования; получить от органа уголовного преследования копию постановления (протокола) о задержании; получать юридическую консультацию от защитника; признаваться в совершенном деянии и заключать соглашение о признании вины; давать показания и отказываться от дачи показаний; самостоятельно или посредством защитника участвовать в процессуальных действиях; уведомлять своих родственников (близких) о своем задержании; представлять доказательства; заявлять отводы; подавать заявления; знакомится с протоколами процессуальных действий; уведомляться органом уголовного преследования о всех действиях, касающихся судьбы подозреваемого; приносить возражения и жалобы на органы уголовного преследования; отзывать свои жалобы; примиряться с потерпевшим; требовать возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями органов уголовного преследования или суда; быть реабилитированным, в случае если подозрения не подтвердились.
Право знать сущность подозрения обеспечивается тем, что орган уголовного преследования обязан разъяснить подозреваемому перед допросом, в совершении какого конкретно преступления он подозревается.
Закон не указал, в каком объеме следует разъяснить подозреваемому сущность подозрения. Очевидно, не следует ограничиваться лишь объявлением характера преступления, а назвать время, место и другие известные органу уголовного преследования обстоятельства совершения преступления, которые он по тактическим соображениям считает возможным сообщить подозреваемому. Существо подозрения должно быть разъяснено в письменной форме, с учетом индивидуальных особенностей подозреваемого (возраст, жизненный опыт, образование и т.п.).
Орган уголовного преследования также должен перед допросом (в случае если подозреваемый дал на него согласие) разъяснить подозреваемому его права и обеспечить возможность их осуществления. С правом подозреваемого знать, в чем он подозревается, тесно связано его право, давать объяснения (показания) как по поводу обстоятельств, послуживших основанием для его задержания или избрания ему меры пресечения, так и по поводу любых известных ему обстоятельств по делу.
Подозреваемый имеет право представлять доказательства, свидетельствующие в его пользу. Он может представлять не только вещественные доказательства, но и различные документы (например, справки, характеристики, письма и т. п.).
Орган уголовного преследования должен ознакомиться с этими доказательствами и решить вопрос о приобщении их к делу, что зависит от содержания каждого из доказательств. Свое решение орган уголовного преследования излагает в постановлении. Отказ в приобщении доказательств должен быть мотивирован.
С постановлением об отказе орган уголовного преследования знакомит подозреваемого.
Закон предоставил возможность подозреваемому самостоятельно защищать свои права: он может обжаловать любые действия и решения органа уголовного преследования, в том числе постановление об отказе в выполнении его ходатайств.
В соответствии с принципами уголовного процесса, производство ведется на молдавском языке. Подозреваемому предоставлено право объясняться на родном языке и пользоваться услугами переводчика (ст. 16 УПК РМ). Он вправе делать заявления, давать показания и заявлять ходатайства на родном языке. Это предполагает вызов переводчика при производстве различных процессуальных действий. Уголовное производство может осуществляться также на языке, приемлемом для большинства лиц, участвующих в процессе.