В юридической литературе различных народов по римскому праву, накопившейся за две тысячи лет, выражение "источник права" употребляется в различных смыслах:
1. как источник содержания правовых норм;
2. как способ, форма образования (возникновения) норм права;
3. как источник познания права.
Конечным источником содержания права являются материальные условия жизни общества.
Это обстоятельство необходимо иметь в виду, в частности, и при изучении права рабовладельческого общества. В соответствии с состоянием производительных сил основой производственных отношений при рабовладельческом строе является собственность рабовладельца на средства производства и работников – рабов. И в этих условиях жизни римского рабовладельческого общества – источник содержания норм римского права.
Другое значение, в котором употребляется понятие "источник права", отвечает на вопрос, какими путями, по каким каналам возникает, образуется та или иная норма права.
В римском праве на протяжении его истории формами правообразования служили: 1) обычное право; 2) закон (в эпоху принципата – сенатусконсульты; в период монархии – императорские постановления); 3) эдикты магистратов; 4) деятельность юристов. Ниже мы остановимся подробно на каждой форме (1 С.13).
В каких именно формах объективируется право каждой определенной эпохи, не является делом исторической случайности. Формы права зависят от социально-экономических условий определяющих политику государства.
Прежде чем перейти к рассмотрению видов источников (форм) права, охарактеризуем их состояние.
В силу особенностей исторического развития в составе римского права сложилось несколько систем права, а именно: цивильное, право народов и преторское право. Для лучшего понимания всей системы римского права охарактеризуем их.
Цивильное право (ius civili) – право, подчеркивающее строго национальный характер римских граждан, права государства-города Цивильным правом в тесном смысле считалась закрепленная законами узко национальная система частного права.
Преторское право. Эта система права была вызвана к жизни развитием экономики, ростом рабовладения, сосредоточением в руках господствующей верхушки рабовладельческого класса торгового и ростовщического капитала и крупной земельной собственности. Рост группы рабовладльцев-растовщиков сопровождался обострением классовых противоречий. Все эти новые социально-экономические условия делали старые постановления цивильного права недостаточными и с количественной и с качественной стороны. Эти постановления нужно было пополнять и даже исправлять. Эта работа легла на судебных магистров, главным образом преторов Она совершалась постепенно. В результате получился ряд институтов, разработанных преторами преимущественно путем эдиктов и снабженных созданными ими новыми средствами защиты. Более подробно на преторском праве мы остановимся ниже.
Право народов (ius gentium). С развитием производства и обмена, с расширением торгового оборота, стало необходимым признать основные частные права (право собственности, заключения договора и т.д.) и за не римлянами. На этой почве и сложилась система права, получившая название ius gentium.
Ius gentium становится синонимом универсального права, противопоставляемого, с одной стороны, ius civili, а с другой – национальным правам народов, участвующих в римском товарообороте.
Ius gentium соответствовало сложной стадии организации обмена товаров в самых разнообразных отношениях. В противоположность цивильному праву, строго формальному и мало подвижному, право народов лучше и быстрее приспосабливается к развивающимся потребностям. Свободное от традиций глубокой старины, выросшее на базисе экономических, право народов является правом универсальным в том смысле, что оно применяется ко всем участникам торгового оборота, независимо от из гражданства.
Постепенно происходит слияние цивильного права и права народов. Этому процессу способствовал, прежде всего, собственный интерес господствующего класса в развитии гражданского и торгового оборота и укреплении торговых сношений во всех областях покоренного мира.
Обычаи (mores).
Обычаи признавались источником права в том случае, если отсутствуют конкретные требования, выраженные в других формах: "В тех делах, в которых мы не пользуемся писаными законами, нужно соблюдать то, что указано нравами и обычаями". Однако не всякий обычай мог признаваться имеющим правовую силу. Обычай не должен был противоречить закону, подразумевая, что он его дополняет и своего рода "оживляет"; безусловным считалось, что обычай не в силах отменять указания закона. Для своего признания в качестве правового требования, то есть дающего основание на защиту судом, обычай должен отвечать некоторым дополнительным критериям:
1. он должен выражать продолжительную правовую практику, во всяком случае, в пределах жизни одного поколения;
2. он должен выражать однообразную практику, – причем безразлично, действия или бездействия;
3. он должен воплощать неотложную и разумную потребность в правовом именно регулировании ситуации.
Специфику правового применения обычая составляло то, что ссылающийся на обычай должен сам доказать факт его наличия, обычай не презюмпировался в суде доказывался.
Важную особенность римского правового обычая составила неразрывность понимания обычая с нравами. Предписание обычая – это "молчаливое согласие народа, подтвержденное древними нравами". В силу этого обычай носил черты религиозного правила, опирающегося на авторитет жреческого толкования (2 С. 26).
Законы (leges).
Главным воплощением писаного права римская правовая культура считала законы – leges. Для признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, то есть так или иначе воплощал весь римский народ, и чтобы он был надлежащим образом обнародован (тайный правовой акт не мог иметь верховной юридической силы). Законом считалось постановление, принятое при соблюдении соответствующей процедуры и соответствующего содержания: "Закон – это имеющие предписывающий характер общие постановления, предложенные магистратом, принятые народным собранием и утвержденные Сенатом". Закон для придания ему должной значимости мог исходить только от законно избранного магистрата и только в пределах его компетенции. Римские законы и получали, как правило, наименование по его инициатору: закон Корнелия, закон Аквилия и т.д., а также знаменитый закон XII Таблиц.
Закон должен был содержать определенные элементы: введение или указатель обстоятельств издания; rogatio или текст, который мог подразделяться на главки и т.п.; sanctio, где постановлялись последствия нарушения закона и ответственность нарушителей (2 С.29).
Необходимо вместе с тем подчеркнуть, что законов в республиканском Риме все-таки издавалось не так много; получили огромное распространение специфические римские формы правообразования: эдикты судебных магистратов и деятельность юристов. Консерватизму, характеризующему римское право, эти формы правообразования соответствовали гораздо более чем издание новых законов. Окончательное укрепление императорской власти привело к тому, что единоличное распоряжение императора стало признаваться законом: "что угодно императору, то имеет силу закона", а сам император "законами не связан" (1 С.15-17).
Магистратское право (Ius honorarium).
Полномочия по изданию право формирующих эдиктов имели только некоторые из римских должностных лиц – магистратов. Эти полномочия вытекали из iurisdictio – права лично отправлять правосудие в определенной сфере, и из imperium – собственно специального уполномочия высшего магистрата, согласно которому ему предоставлялась власть как судебная, так и административно-принудительная в целях общего блага, в том числе и "поддерживать, дополнять и улучшать ius civile". Только iurisdictio в том чистом виде обладали так называемые курульные эдилы, в обязанности которых входило поддержание общественного порядка в узком смысле; вторым видом полномочий, помимо консулов, обладали начальники провинций и преторы. Соответственно важнейшими видами магистратских указов (edicta), стали: эдикты эдилов, провинциальные эдикты, преторские эдикты.
Эдикты эдилов касались преимущественно вопросов правового регулирования торговли, прав и обязанностей участников гражданских сделок, исковых требований, вытекающих из рыночного оборота. Провинциальные эдикты заключали в себе, как правило, предписания троякого рода: утверждение местных узаконения и правовых обычаев, нововведения собственно начальников провинций – главным образом в административной и финансовой сфере, заимствования из преторских эдиктов, пригодные для того или другого города или провинции по усмотрению начальника. Важнейшими, однако, являлись преторские эдикты. При назначении на должность претор издавал указ, в котором декларировал те правоположения и принципы, которых будет держаться в течение года (срок преторских полномочий). Различались новые и перенесенные эдикты: в первых указывались новшества правоприменения и юридической практики, провозглашаемые претором в осуществление принципов законов; во вторых претор только заявлял, что будет держаться воззрений и практики своего предшественника. В другом отношении эдикты подразделялись на: постоянные, где указывались правоположения, обязательные для юридической практики на протяжении всего срока полномочий, и непредвиденные, касающиеся казусных обстоятельств, либо правоприменения в отношении отдельных личностей (2 С. 30-32).
Формально эдикт был обязателен только для того магистрата, которым он был издан, и, следовательно, только на тот год, в течение которого магистрат находился у власти. Однако фактически те пункты эдикта, которые оказывались удачным выражением интересов господствующего класса, повторялись и в эдикте вновь избранного магистрата и приобретали устойчивое значение.