Смекни!
smekni.com

Становление правового государства в Республике Казахстан (стр. 2 из 8)

Конституция принята народом Казахстана, в ней выражается воля народа. При социализме считалось, что Конституция выражает волю народа. При этом особо подчеркивалось, что народ состоит из трудящихся – рабочего класса, колхозного крестьянства и трудовой интеллигенции. Такая характеристика народа основывалась на марксизме-ленинизме, который признает только классовый подход к любому общественному явлению. Конституция Республики Казахстан 1993 года впервые отказалась от классовой характеристики «народа». В ней уже не было упоминания о рабочем классе, колхозном крестьянстве и трудовой интеллигенции. Термин «трудящиеся» как в Конституции Казахстана 1993 года, так и Конституции 1995 года (с изменениями и дополнениями, внесёнными Законом Республики Казахстан от 7 октября 1998 года № 284-I ЗРК), не упоминается. Тем не менее в обеих Конституциях говорится о народе. «Народ» в Конституции Республики Казахстан понимается как целостное социально-политическое явление, включающее все национальные группы. Следовательно, понятие «народ», во-первых, означает, что он не делится на социальные слои, классы, что, безусловно, является важным для сохранения мира в обществе. Конституция, не разделяя людей на различные социальные слои в зависимости от имущественного состояния, тем самым не становится на чью-либо сторону, не признает себя законодательным актом только одной группы населения. Конституция признает Государство социальным, т.е. представителем всего народа. Это означает, что государство не предоставляет преимуществ одной группе за счет дискриминации другой группы населения. Государство должно заботиться о всех слоях населения соответственно их социальному положению. Конституция Республики Казахстан признает весь народ без деления на социальные группы, без ограничения прав, субъектам конституционно – правовых отношений. Во-вторых, «народ» в условиях многонационального общества включает казахскую нацию, все другие национальные группы. Это означает, что хотя казахская нация составляет как бы ядро социальной базы Государства – всего народа, она не имеет особых привилегий: правовых, политических, социальных, экономических и культурных.1

Признание казахского языка государственным нельзя считать привилегией. Оно относится лишь к характеристике государства, которое по форме везде и всюду является национальным. Признание русского языка официально применяемым тоже показывает отсутствие привилегий в этой сфере у казахов.2

Таким образом, признание народа творцом Конституции Республики Казахстан выражает ее сущностную черту. Поэтому Конституция Республики Казахстан 1995 года начинается словами: «Мы, народ Казахстана… принимаем настоящую Конституцию». Народ Казахстана в результате референдума принял Конституцию. Изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан могут быть внесены и республиканским референдумом. Иначе говоря, народ не только принимает Конституцию, он решает и вопрос о внесении изменений и дополнений в Конституцию.

Правда, проект изменений и дополнений в Конституцию Президент может передать на рассмотрение Парламента. Но и в этом случае народ не остается в стороне. Парламент – высший представительный орган народа, поэтому он будет принимать изменения и дополнения в Конституцию от имени и в интересах народа.

Унитарная форма государственного устройства, президентская форма правления и территориальная целостность не могут изменяться.3

Важной особенностью Конституции является и то, что она выступает основным законом, с одной стороны Государства, а с другой – общества. Это связано со статусом народа, как источника государственной власти и как социальной базы (носителя)общества.Конституция учреждает Государство со всеми его атрибутами. Она закрепляет его суверенитет со всеми его элементами: территорией, верховной властью, гражданством, самостоятельным законодательством и т.д. Конституция закладывает основы взаимоотношений государства, государственных органов; обществом, общественными институтами. Она определяет основы общественного строя: экономические, организационные, духовные, личностные. Поэтому не только государство, его институты черпают правовые положения, идеи у Конституции. Наряду с этим общество, его составляющие (объединения, организации) должны основывать свою деятельность на Конституции. Отдельные законы могут иметь отношения к тем или иным общественным институтам: к политическим партиям, религиозным, культурным объединениям и т.д. Нормативные положения Конституции, запрещающие создание и деятельность общественных объединений, цели действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности Республики, действуют прямо и непосредственно. Поэтому правоохранительные органы непосредственно руководствуются Конституцией, когда принимают меры против нарушений её норм.1

Конституция Республики Казахстан обладает высшей юридической силой, которая означает, что законы и другие нормативные акты, применяемые органами государства, не должны противоречить Конституции. Любой орган государственной власти, как местный, так и центральный, любое должностное лицо, все граждане, их объединения обязаны соблюдать Конституцию.2

В Конституции есть указание на то, что её положения, нормы действуют прямо. Это означает, что каждый гражданин для защиты своих прав и свобод может использовать Конституцию, её нормы при обращениях в государственные органы, в особенности суд.

Из вышеприведенных аргументов, из статей Конституции и других источников, можно сделать вывод, что Конституция действительно является основой формирования правовой системы Казахстана. Ценность её для дальнейшего развития государства и общества можно сформулировать рядом выводов.

1. По своей сути и содержанию, которые обусловлены общечеловеческими ценностями и общедемократическими принципами, она полностью соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права, европейским и мировым стандартам конституционного законотворчества. Конституция не только использует опыт конституционного развития передовых демократических государств, но и учитывает практику текущего законодательного регулирования общественных отношений в Казахстане на современном этапе.

2. В отличие от ранее действовавших, Конституция 1995 года в принципе отражает фактическое положение в стране и реальные потребности социально-экономического, общественно-политического и духовно-нравственного развития общества в новых условиях.

3. Центральная идея Основного Закона заключается в том, что необходимо обеспечить согласие и компромисс различных общественно-политических сил казахстанского общества как на ближайшую, так и на более отдалённую историческую перспективу. Это делает Конституцию важнейшим фактором политической стабильности, гарантом гражданского мира, социального и национального согласия.

4. Нормы Конституции являются юридическими предписаниями прямого действия, они обеспечиваются защитой органов государственной власти, что создает реальные возможности для формирования и упрочнения государства.

5. Конституция и сформулированные в ней политические принципы и правовые институты способствуют включению нашего общества и государства в систему мировой экономики и политики и в мировой прогресс современной цивилизации в целом.3

2. Соотношение права и закона по Конституции РК

Проблема соотношения права и закона существовала практически всегда, с древнейших времён, с тех пор, как появилось право. Рассматривалась эта проблема множество раз в рамках и зарубежного, и отечественного права. Каждая из спорящих сторон приводила свои собственные, на её взгляд, самые убедительные аргументы, стремилась приобрести как можно большее число последователей. Однако в практическом плане всё оставалось без изменений. Актуальность проблемы соотношения права и закона сохраняется и поныне. Более того, она не только сохраняется, но и периодически, особенно в переходные, сопровождаемые усилием социальной напряжённости в общественные периоды, значительно обостряется. Причина заключается в том, что эта, на первый взгляд, сугубо «кабинетная», академическая проблема имеет не только и даже не сколько теоретическое, сколько прикладное, практическое значение. Разумеется, такая её практическая значимость обусловлена прежде всего характером и особенностями самой проблемы. Суть её кратко сводится к следующему. Существуют законы, соответствующие правовым критериям, которые необходимо считать «правовыми законами». Здесь право и закон совпадают. Но есть и такие законы, которые не отвечают правовым критериям и, значит, с правом не совпадают.1

В данном случае сталкиваются два различных взгляда, или подхода.

Один из них ориентирован на то, что государство является единственным и исключительным источником права, что всё то, о чём говорит государство через свои законы, – это и есть право.

Другой же взгляд, или подход, к разрешению проблемы соотношения права и закона основывается на том, что право как регулятор общественных отношений считается «по меньшей мере относительно независимым от государства и закона или даже предшествующим закону, например, в качестве надисторического естественного права или в качестве права общества, социально-исторически обусловленного, рождающегося в объективных общественных отношениях».2