Смекни!
smekni.com

Судебная власть (стр. 3 из 6)

Судебные системы подавляющего большинства зарубежных государств, принадлежат к одной из двух наиболее распространенных моделей: англо-саксонской (англо-американской) или романо-германской (европейской континентальной).

Основные признаки англо-саксонской модели:

— историческая приверженность общему праву, признание правотворческой роли суда и судебного прецедента как источи права;

— выработка процессуальных форм судебного преследования прежде всего судебной практикой, а не законодательное установление;

— исключительно апелляционная форма обжалования судебных решений;

— предельная состязательность, при которой суд в большой мере пассивен и следит главным образом за соблюдением сторонами процессуальных норм; допущение в уголовном процессе сделок о признании вины;

— относительно более широкое использование институтов присяжных заседателей и мировых судей;

— относительно более широкая практика избрания судей.

Основные признаки континентальноймодели:

— весьма развитая законодательная база, определяющая организацию и деятельность судов;

— формальное непризнание судебного прецедента как источника права;

— использование наряду с апелляционной формой также кссационной и ревизионной форм обжалования судебных решений;

— активная роль судьи в процессе;

— относительно меньшая распространенность институтов присяжных заседателей и мировых судей; использование суда шеффенов (германская система) и суда ассизов (романская система); преимущественно назначение профессиональных судей низового уровня (участковых судей, полицейских судей и т.п.);

— создание органов полного или частичного судейского самоуправления с кадровыми функциями и полномочиями.

Г)Административная юстиция. Эта ветвь судебной власти последние десятилетия все более обособляется и во многих стран; в том числе пост-«социалистических», превратилась в особую систему, возглавляемую национальным верховным или высшим административным судом (в некоторых странах с романской правовой системой, в частности во Франции и Италии, суд, возглавляющий систему административной юстиции, называется государственным советом и имеет также некоторые иные функции). Ее задача заключается в разрешении административных споров, то есть конфликтов прежде всего между физическими и юридическими лицами, с одной стороны, и органами и должностными лицами публичной администрации, — с другой. При разрешении этих споров административные суды проверяют законность актов органов должностных лиц публичной администрации и в случае нарушения этими актами закона либо отменяют их, либо обязывают издавший акт или вышестоящие органы и должностных лиц отменить или изменить их. Кроме того, в ряде стран на высшие органы административной юстиции возложена проверка конституционности и законности нормативных актов, издаваемых публичной администрацией. Таким образом, административная юстиция — важ­ный институт обеспечения прав и свобод человека и гражданина и правопорядка в целом.

В Великобритании и США судебный контроль за администра­тивными актами первоначально осуществлялся судами общей юрисдикции, однако в XX веке там стали возникать специализирован­ные органы для выполнения этой функции и к концу века значение этих органов заметно возросло. Они считаются квазисудами и под­ час находятся в системе административных ведомств, однако разрешают дела значительно быстрее, чем обычные суды, благодаря упрощенной процедуре (ограничены, в частности, такие принципы, как состязательность и гласность), сохраняющей, впрочем, необходимый минимум процессуальных гарантий. Некоторые из этих органов весьма близки к судам и даже называются судами. Таковы, например, Претензионный и Налоговый суды в США. Однако в обеих странах специализированные органы административной юрисдикции сами подконтрольны судам общей юрисдикции.

3) Конституционный контроль (надзор) и конституционная юстиция.

А) Понятие конституционного контроля (надзора). Прежде все­го остановимся кратко на соотношении понятий контроля и надзора вообще, ибо в зависимости от этого мы можем говорить о конституционном контроле и конституционном надзоре. В юридической литературе по этому вопросу существуют различные взгляды, и не в последнюю очередь это различие обусловлено неодинаковым словоупотреблением в законодательстве разных стран и даже од­ной и той же страны.

Чаще всего под контролем понимают такую систему отноше­ний между органами публичной власти, при которой контролирующий орган может отменять акты подконтрольного органа. Надзор же при таком понимании — это такая система отношений, при которой надзорный орган может лишь обратить внимание поднад­зорного органа на его ошибку и, самое большее, может приостано­вить действие его акта, но отменять или исправлять акт должен сам поднадзорный орган.

Есть, однако, и другое понимание соотношения между этими двумя терминами. При этом понимании контроль есть проверка деятельности подконтрольного органа, проводимая контролирую­щим органом либо выборочно по собственной инициативе, либо по какому-то сигналу, а надзор — постоянное наблюдение за деятель­ностью поднадзорного органа.

Конституционный контроль возможен толь­ко там, где действует писаное право, в том числе писаные кон­ституции, положения которых обладают более высокой юриди­ческой силой по сравнению с любыми другими национальными и местными правоположениями.

Особенность конституционного контроля в некоторых мусуль­манских странах (в частности, в Иране) заключается в том, что законы и иные акты проверяются на соответствие не только кон­ституции, но и Корану.

Б) Объекты конституционного контроля. Нижестоящие по отношению к конституции нормативные акты, даже изданные одним и тем же органом, подчас тоже имеют свою иерархию; например конституционные или органические законы могут обладать более высокой юридической силой, чем законы обыкновенные. Проверка обыкновенных законов на непротиворечие органическим входит в этом случае в понятие конституционного контроля. В то же время законы, принятые путем референдума, проверке на конституционность обычно не подлежат, поскольку представляют собой непосредственное проявление народного суверенитета. Но если для принятия или изменения конституции путем референдума требуется особое большинство (например, абсолютное), то законы, принятые референдумом при отсутствии такого требования, вполне могут проверяться на конституционность.

Очевидно, что на соответствие конституции должны проверятся внутригосударственные договоры. Разумеется, понятием конституционного контроля охватывается и проверка конституционности и законности актов исполнительной власти, актов самоуправления, равно как и проверка соблюдения их внутренней иерархии, вытекающей из конституционных положений. Возможна проверка конституционности частно-правовых актов (например, договоров, завещаний и др.), которыми могут нарушаться конституционные принципы — равноправие религий, запрещение расовой дискриминации и т.д., равно как и судебных решений.

Проверка соответствия национальных законов международным договорам также охватывается конституционным контролем. Нередко проверяются подготовленные проекты международных договоров или подписанные международные договоры, до их вступления в силу. Однако сложнее обстоит дело в случае, когда имеются расхождения между действующим международным договором и конституцией. Некоторые конституции содержат нормы, направленные на недопущение таких расхождений.

Понятием конституционного контроля охватывается также проверка на соот­ветствие конституции действий должностных лиц. Обычно это относится к высшим должностным лицам государства — президен­там, членам правительств, верховным, а порой вообще всем судьям и др.

Конституционный контроль часто распространяется на создание и деятельность политических общественных объединений, пре­жде всего политических партий.

В) Виды конституционного контроля. Они могут классифициро­ваться по различным основаниям. По времени осуществления конституционный контроль может быть предварительным или последующим.

По месту осуществления конституционный контроль может быть внутренним и внешним.

С точки зрения правовых последствий конституционный кон­троль может быть консультативным или постановляющим.

По обязательности проведения конституционный контроль мо­жет быть обязательным или факультативным.

По форме конституционный контроль может быть абстрактным или конкретным.

По объему своему конституционный контроль может быть пол­ным или частичным.

По содержанию конституционный контроль бывает формаль­ным или материальным.

Г) Органы конституционного контроля. В зависимости от кон­ституционных решений такими органами могут быть: а) глава го­сударства, парламент, правительство, суды общей юрисдикции, ад­министративные суды, которые осуществляют конституционный кон­троль либо специально наряду с другими своими функциями, либо (чаще всего) в ходе осуществления других своих функций; б) спе­циализированные органы конституционного контроля, которые бы­вают либо судебными (например, конституционная юстиция во многих европейских странах), либо квазисудебными органами (на­пример, Конституционный совет во Франции и ряде других стран, воспринявших французскую конституционную модель).

Конституционный контроль, осуществляемый президентом, пар­ламентом, правительством и подобными им органами, именуется иногда политическим, ибо указанные органы осуществляют поли­тическую деятельность. Они избираются на определенный отрезок времени, очередные или внеочередные выборы могут полностью изменить их политический состав и привести к изменению прово­димой ими политики. Поэтому осуществляемый ими политический конституционный контроль приноровлен к текущим политическим задачам и, следовательно, по содержанию своему нестабилен.