3. Часть 2 ст. 109 Основ внутренне связана с правилом, содержащимся в ч. 1 ст. 109 Основ. В международном договоре, в котором участвует Российская Федерация, может быть предусмотрено, что учреждения юстиции договаривающихся сторон совершают определенный вид нотариального действия. Обычно в международных договорах речь идет о нотариальных действиях, которые известны законодательству обеих договаривающихся сторон. В таком случае ни для одной из них не возникает затруднений при проведении в жизнь соответствующих норм договора. Однако может сложиться так, что в международном договоре будет говориться о нотариальном действии, которое существует лишь в одном из этих государств.
Так, некоторыми международными договорами предусматривается совершение нотариальных действий, неизвестных российскому нотариусу, например вскрытие и оглашение завещания, составленного по форме, установленной иностранным законодательством. В этом случае нотариус оглашает содержание завещания и составляет протокол о его состоянии и содержании. В протоколе указываются дата и место его составления, дата удостоверения, имя лица, представившего завещание, состояние документа (был ли он вскрыт, имеются ли зачеркнутые места и т.п.). Протокол подписывается нотариусом и лицом, представившим завещание. Этим же лицом подписывается каждая страница завещания. Если же завещание хранилось у нотариуса в запечатанном виде, все вышеуказанные действия нотариус производит единолично. К протоколу о состоянии и содержании завещания прилагается его засвидетельствованная копия, а в зависимости от требований международного договора - копия протокола и подлинник завещания. Указанные документы могут быть выданы заинтересованному лицу или высланы компетентному лицу иностранного государства по правилам исполнения поручения.
Включение в международный договор подобных правил влечет два основных вопроса. Первый - о компетенции, который решен самой ч. 2 ст. 109 Основ. Она говорит о том, что подобные действия в РФ совершаются нотариусами. Следовательно, они не могут выполняться другими органами и должностными лицами, обладающими правом совершения нотариальных действий.
Второй вопрос - о нормах, регулирующих порядок совершения таких нотариальных действий. Российское законодательство о нотариате исходит из того, что порядок совершения нотариальных действий определяется российским законодательством. Однако в российском законодательстве не может быть норм, исчерпывающе регулирующих порядок совершения неизвестного в Российской Федерации нотариального действия. Для того чтобы обеспечить исполнение международных обязательств, Основы определяют, что порядок совершения нотариальных действий устанавливается Министерством юстиции РФ.
Президент Российской Федерации Б. Ельцин
Москва, Дом Советов России
11 февраля 1993 года
N 4462-I
Справка к документу:
Тест документа по состоянию на 13.04.02
Текст Закона опубликован в "Российской газете" от 13 марта 1993 г., Ведомостях съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 11 марта 1993 г., N 10, ст. 357, в ежемесячном журнале "Закон" - приложении к газете "Известия", N 3, март 1999 г.