Изучение опубликованной судебной практики Верховного Суда РФ за 1997 – 1999 года позволило выявить наиболее типичные случаи нарушения права обвиняемого на защиту, которые, как правило, влекут отмену незаконного и необоснованного приговора.
Верховным Судом РФ в качестве таких нарушений были указаны:
- проведение дополнительных следственных действий в отсутствии адвокатов – защитников по уголовному делу в отношении несовершеннолетних обвиняемых;
- непредставление материалов уголовного дела для ознакомления защитнику;
- нарушение требований ст. 17 УПК РСФСР о предоставлении переводчика обвиняемому, не владеющему языком, на котором ведется производство по делу;
- замена защитника на стадии ознакомления с производством по делу без согласия обвиняемого;
- нарушение требований ст. 51 УПК РСФСР, согласно которой адвокат не вправе отказаться, от принятой на себя защиты обвиняемого;
- непредставление обвиняемому по окончании следствия материалов дела для ознакомления.
Изучение опубликованной практики Верховного Суда РФ показало, что не всегда суды 1-й инстанции при рассмотрении уголовного дела обращают внимание на факты нарушений права обвиняемого на защиту, допущенных в стадии предварительного расследования. Устраняются и нейтрализуются правовые последствия нарушения права обвиняемого на защиту нередко лишь в кассационном и надзорном порядке.
Так, только в порядке надзора Президиум Верховного Суда Башкирской АССР были отменены приговор Бирского районного суда Башкирской АССР вотношении Бухарова, осужденного по ч. 2 ст. 111 УК РФ и кассационное определение оставившее приговор без изменения, в связи с существенным нарушением уголовно – процессуального закона органами предварительного следствия. Вопреки требованиям ст. 129 УПК РСФСР, согласно которой предварительное следствие производится только после возбуждения уголовного дела, решение о возбуждении уголовного дела не принималось, т. е. все следственные действия в отношении обвиняемого производились без возбуждения уголовного дела.1
С целью анализа местной правоприменительной практики по обеспечению права обвиняемого на защиту при написании дипломной работы было изучено сорок уголовных дел, находящихся в производстве СО Ленинского РОВД г. Саранска. При этом исследовались: постановления о возбуждении уголовного дела, постановления о привлечении в качестве обвиняемого и протоколы допросов обвиняемых.
По изученным делам фактов существенного нарушения права обвиняемого на защиту обнаружено не было. Однако, несущественные нарушения требований уголовно – процессуального закона, по процессуальному оформлению постановления о привлечении в качестве обвиняемого и протокола допроса обвиняемого выявлено немало. Распространены случаи нарушения требований по реквизитам вводной части постановления о привлечении в качестве обвиняемого, а также в протоколе допроса обвиняемого не указываются, время начала и время окончания выполнения процессуального действия, места производства, отношения допрашиваемого к обвиняемому, отсутствуют сведения о паспорте или ином другом документе, удостоверяющем личность.
Изучение кассационной и надзорной практики Верховного Суда Республики Мордовия за 1998 – 1999 года также показало, что не полностью выполняются требования некоторых норм уголовно – процессуального законодательства, что приводит иногда к нарушению права обвиняемого на защиту, в результате чего попираются его права и законные интересы. Так, Президиум Верховного Суда Республики Мордовия отменил приговор Большеберезнековского районного суда и определение Судебной коллегии по уголовным делам в отношении Семина осужденного по ст. 213 ч. 2 УК РФ и направил дело на дополнительное расследование. При этом Президиум указал, что при предъявлении обвинения допущено существенное нарушение норм УПК. В постановлении о привлечении в качестве обвиняемого указывается, что в действиях Семина усматриваются два состава преступления, предусмотренных ст. ст. 213 ч. 2 и 115 УК РФ, хотя действия осужденного описаны одни и те же. При противоречивости своих выводов орган дознания в резолютивной части этого постановления предъявил Семину обвинение по ст. 213 ч. 2 УК РФ, т. е. более тяжкое преступление.1
К сожалению, на практике не изжиты случаи осуждения невиновных лиц при отсутствии в их действиях признаков состава преступления, события преступления, при не доказанности участия подсудимого в совершении преступления.
Таким образом, нарушение права обвиняемого на защиту является существенным нарушением норм уголовно – процессуального закона влекущим отмену приговора. Об этом еще своевременно отмечал Пленум Верховного Суда СССР в своем постановлении от 16 июня 1978 г. «О практике применения судами законов обеспечивающих обвиняемому право на защиту». Пленум Верховного Суда СССР разъяснил: «что по смыслу ст. 345 УПК РСФСР нарушение права на защиту следует считать существенным нарушением норм уголовно – процессуального закона влекущим отмену судебного решения, если оно путем лишения или стеснения гарантируемых законом прав обвиняемого, подсудимого, их защитников препятствовало суду всесторонне рассмотреть дело, повлияло или могло повлиять на постановление законного и обоснованного приговора, определения, постановления.»2
Исследование поставленной темы позволяет сделать следующие выводы:
1. Участниками уголовного процесса являются лица, допущенные для участия в деле особым процессуальным актом, наделенные правами и обязанностями для отстаивания личного или представляемого интереса. К ним относятся: обвиняемый, подозреваемый, защитник, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители.
Одним из активных участников российского уголовного процесса, лично заинтересованных в исходе дела, является обвиняемый – как лицо, интересы которого более всего затрагиваются в ходе уголовного судопроизводства. Обвиняемый в российском уголовном процессе – это лицо, в отношении которого в установленном законом порядке вынесено мотивированное постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого. Это лицо, вопрос о виновности которого еще не решен, его предстоит решить суду 1-й инстанции.
Для обеспечения и защиты прав и законных интересов обвиняемый наделен широким объемом процессуальных прав, среди которых право обвиняемого на защиту занимает особое место. Представляя обвиняемому широкие процессуальные права, закон уделяет большое внимание их обеспечению. Он обязывает суд, прокурора, следователя и лица, производящего дознание, обеспечить обвиняемому возможность защищаться установленными законом средствами и обеспечить охрану его личных и имущественных прав (ст. 19 УПК РСФСР).
Обвиняемый является не только носителем прав, но и обязанностей. Обязанности обвиняемого, прежде всего, направлены на выполнение задач уголовного судопроизводства, правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела.
Объем прав и обязанностей, представленных обвиняемому, свидетельствуют о том, что он является активным участником российского уголовного процесса.
2. Привлечение лица в качестве обвиняемого может иметь место лишь при наличии к тому достаточных оснований и в порядке, установленном законом.
Под достаточным основанием привлечения в качестве обвиняемого следует понимать установление процессуальными средствами факта совершения общественно опасного деяния (события преступления), доказанность совершения этого деяния конкретным лицом (которое по своим свойствам может быть субъектом данного преступления) и виновность в нем данного лица.
Процессуальный порядок привлечения лица в качестве обвиняемого складывается из двух самостоятельных процессуальных действий:
1. Вынесение следователем мотивированного постановления о привлечении в качестве обвиняемого;
2. Предъявление обвинения обвиняемому и допрос обвиняемого.
Актом привлечения в качестве обвиняемого является вынесение следователем мотивированного постановления. Данный акт имеет важное процессуальное значение: им определяется лицо, которое изобличается в совершении преступления; именно с этого момента в уголовном процессе появляется центральная фигура – обвиняемый. Постановление о привлечении в качестве обвиняемого должно соответствовать требованиям законности, обоснованности, мотивированности, объективности изложения фактических данных, четкости юридической формулировки обвинения, индивидуализации обвинения. Оно должно состоять из трех частей: вводной, описательной, резолютивной.
С учетом проведенного исследования представляется в постановлении о привлечении лица в качестве обвиняемого указывать доказательства, послужившие основанием для предъявления обвинения. Это позволит обвиняемому после ознакомления с постановлением конкретно знать на основе каких доказательств его привлекают в качестве обвиняемого, лучшим образом организовать свою защиту от предъявленного обвинения, представить другие дополнительные доказательства в свою защиту.
Предъявление обвинения включает в себя объявление постановления, разъяснение его сущности и разъяснения обвиняемому его прав.
Представляется целесообразным ст. 148 ч. 1 УПК РСФСР изложить в следующей редакции: «Предъявление обвинения должно последовать немедленно после вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого, а в случае привода – в день привода».
Данное сближение моментов вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого и предъявление обвинения позволило бы усилению гарантий прав обвиняемого на предварительном следствии, так как в таком случае обвиняемый в минимальный срок ставился бы в известность о существе обвинения и принадлежащих ему правах.