Достаточность правовой квалификации, наоборот, исключает возможность включения в обвинение тех или иных статей уголовного закона, которые в данном случае не требуются.
В следственной практике некоторые следователи, не имея достаточных доказательств, квалифицируют деяние с «запасом», чтобы застраховать себя от возвращения дела на дополнительное расследование, если суд сочтет необходимым применить к деянию обвиняемого другую статью или часть статьи, предусматривающую более тяжкое наказание.
Такая практика справедливо подвергается критике в юридической литературе.1 Квалификация с «запасом» искусственно ухудшает процессуальное положение обвиняемого, создает угрозу назначения ему более сурового наказания, чем он заслуживает. Опрос следователей Ленинского РОВД по этому вопросу показало, что они сознательно завышают квалификацию, с тем чтобы избежать возможного возвращения дела на дополнительное расследование.
Например, первоначально в отношении Князькина было возбуждено уголовное дело по ст. 115 УК РФ. Следователь же после предъявил ему обвинения по ст. 213 ч. 2 УК РФ. Князькин признан виновным в том, что из хулиганских побуждений избил Чеберева, причинив ему легкие телесные повреждения без расстройства здоровья. По окончании ознакомления обвиняемого с материалами уголовного дела адвокат заявил ходатайство о переквалификации действий Князькина со ст. 213 ч. 2 на ст. 115 УК РФ, т. к. умысла на нарушение общественного порядка у его подзащитного не было. Князькин нанес побои Чебереву из личных неприязненных отношений, т. к. Чеберев взял часы у Матявиной, а последняя в свою очередь обвинила в краже Князькина. Именно выяснение этих обстоятельств и стало, по мнению адвоката, причиной избиения Чеберева. Следователь в удовлетворении заявленного ходатайства отказал.2
Дальнейшая судьба этого уголовного дела за судом первой инстанции.
В описательной части постановления о привлечении в качестве обвиняемого не должно быть таких общих формулировок, как например, «обвиняется в том, что хулиганил в общественном месте» или «систематически злоупотреблял служебным положением», которые по существу ничего не говорят. В таких случаях необходимо указать конкретные хулиганские действия (злоупотребления) были совершены. Неясность, нечеткость таких формулировок обвинения грубо нарушают права обвиняемого, он, не знает, в чем конкретно его обвиняют, не в состоянии осуществить свое право на защиту.
Таким образом, в постановлении о привлечении лица в качестве обвиняемого должны быть указаны все установленные в процессе предварительного расследования преступные деяния обвиняемого, которые составляют обвинение, либо характеризуют отдельные стороны данного состава преступления, либо влияют на степень ответственности обвиняемого. Во всех случаях квалификация преступления должна быть дана с учетом этих обстоятельств.
Привлечение в качестве обвиняемого занимает особое место в стадии предварительного расследования. Оно подводит итог проделанной к этому моменту работе, собранным доказательствам, во многом определяет направление дальнейшего производства по делу.
2.3. Предъявление обвинения и допрос обвиняемого
После того, как следователь вынес постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого, он должен предъявить обвиняемому сформулированное в постановлении обвинение. «Без четко сформулированного по делу обвинения и своевременного ознакомления с ним обвиняемого не представляется возможным обставить отправление правосудия надлежащими процессуальными гарантиями, успешно выполнить его задачи».1 Предъявление обвинения включает в себя объявление постановления, разъяснение его сущности разъяснение обвиняемому его права (ст. 149 УПК).
Перед предъявлением обвинения необходимо удостовериться в личности обвиняемого, который явился по вызову или доставлен приводом, чтобы избежать каких-либо ошибок на этот счет. Удостоверение личности производится путем проверки паспорта или иного документа, а также путем выяснения анкетных данных явившегося лица и сопоставления их с теми данными, которые имеются в материалах дела.
Удостоверившись в личности обвиняемого, следователь объявляет ему постановление о привлечении в качестве обвиняемого и разъясняет сущность предъявленного обвинения.
Объявление постановления производится путем прочтения лично обвиняемым этого постановления, либо оно зачитывается обвиняемому следователем.
В юридической литературе по этому поводу указывалось: «Способом предъявления обвинения является оглашение следователем постановления или предоставления его обвиняемому для самостоятельного ознакомления. Более целесообразно последний способ, если нет какого-либо разумного опасения. Он позволяет обвиняемому лучше понять существо и основание предъявляемого обвинения и не оставляет у него сомнений в том, что с постановлением его ознакомили полностью. Но, так или иначе, следователь должен объяснить в понятных выражениях существо обвинения, фактические и юридические признаки инкриминируемого преступления.».1
Выполнение этих действий удостоверяется подписями обвиняемого и следователя на постановлении о привлечении в качестве обвиняемого с указанием времени предъявления обвинения (ч. 3 ст. 148 УПК). Таким образом, обвиняемый узнает, в чем именно он обвиняется.
Уголовно – процессуальный закон устанавливает время, в течении которого должно быть предъявлено обвинение. В соответствии со ст. 148 ч. 1 УПК РСФСР, предъявление обвинения должно последовать не позднее двух суток с момента вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого, а в случае привода – в день привода.
В предъявлении обвинения как процессуальном действии реализуется гарантия права обвиняемого в чем конкретно он обвиняется, какие в связи с этим он приобретает права и какие будет нести обязанности. В связи с тем, что данное процессуальное действие влечет за собой определенные правовые последствия, то оно должно выполняться незамедлительно. Поэтому нельзя согласиться с позицией закона, позволяющей предъявлять обвинение в течении двух суток.
По этому поводу было бы целесообразно внести изменения в действующее законодательство, в частности ч. 1 ст. 148 УПК РСФСР необходимо было бы изложить в следующей редакции: «Предъявление обвинения должно последовать немедленно после вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого, а в случае привода – в день привода».
Данное сближение моментов вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого и предъявления обвинения позволило бы усилению гарантий прав обвиняемого на предварительном следствии, так как в таком случае немедленно выносилось бы постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого и сразу же предъявлялось обвинение. Лицо, в отношении которого появилось доказательство его вины в совершении преступления, в минимальный срок ставилось бы в известность о существе обвинения и принадлежащих ему правах. Следователь, лицо, производящее дознание обязаны разъяснить обвиняемому сущность предъявленного обвинения, то есть в доступной форме разъяснить фактические обстоятельства преступления и квалификацию действий обвиняемого, разъяснить ему юридическую терминологию, ознакомить с текстом закона.
Если диспозиция статьи УК предусматривает несколько частей, то следователь, лицо, производящее дознание, должны разъяснить обвиняемому, почему его действия квалифицируются по данной части, и было бы целесообразнее предоставить ему возможность самому ознакомиться с текстом уголовного закона.
Выяснение этих действий удостоверяется подписью обвиняемого и подписью следователя на постановлении с указанием даты и времени ознакомления. В следственной практике встречаются случаи, когда обвиняемый, не признавая себя виновным в предъявленном им обвинении, отказывается подписать постановление, полагая, что если он поставит свою подпись, тем самым признает предъявленное обвинение и свою вину в совершении преступления. В этих случаях необходимо разъяснить обвиняемым, что его подпись удостоверяет только факт ознакомления с постановлением о привлечении в качестве обвиняемого, а свое отношение к предъявленному обвинению он выскажет в протоколе допроса обвиняемого. Если и в этом случае он отказывается подписать постановление, то следователь удостоверяет на постановлении, что обвиняемому текст постановления объявлен, сущность обвинения разъяснена (ч. 4 ст. 148 УПК).
При предъявлении обвинения следователь обязан разъяснить обвиняемому его права на предварительном следствии, предусмотренные ст. 46 УПК РСФСР (ст. 149 УПК), содержание которой воспроизводится полностью на постановлении о привлечении в качестве обвиняемого после резолютивной части. Ознакомление с правами обычно производится путем оглашения обвиняемому текста ст. 46 УПК РСФСР, о чем удостоверяется подписью обвиняемого на постановлении о привлечении в качестве обвиняемого.
После предъявления обвинения и разъяснения прав обвиняемому следует допрос обвиняемого по существу предъявленного обвинения. Целью допроса является проверка достоверности данных, на которых основано обвинение, представление обвиняемому возможности осуществить свое право на защиту, получение дополнительных сведений об обстоятельствах совершения преступления.
В ст. 150 ч. 1 УПК РСФСР установлено, что «следователь обязан допросить обвиняемого немедленно после предъявления ему обвинения».
Жогин И.В., Фаткуллин Ф.Н. рекомендуют следователям, что «В случае невозможности допросить обвиняемого немедленно после предъявления обвинения должен быть составлен особый протокол, где указывается, через какое время после предъявления лицу обвинения производился допрос, а также те причины, в силу которых обвиняемый не допрашивался своевременно.».1