Смекни!
smekni.com

Гражданство в зарубежных странах (стр. 4 из 6)

Юридическое содержание этого принципа заключается в признании равенства всех граждан перед законом и судом. Все граждане должны быть наделены одинаковыми правами, в равной степени отвечать перед законом за совершенные правонарушения.

Равноправие означает равенство всех граждан перед законом, но не тождество самих граждан. Равноправие не устраняет различий между отдельными гражданами, в чем проявляется их индивидуальность, а устанавливает единую мерку для отличающихся друг от друга лиц. Равноправие подразумевает не только то, что гражданину принадлежит такой же объем прав, как и любому другому гражданину, но и то, что объем обязанностей всех граждан одинаков.

Равноправие граждан независимо от национальности и расы, как правило, проявляется в доступе в соответствиисо своими заслугами и способностями к любым должностям и постам в государстве, в производственной сфере и сфере услуг, в получении равной платы за равный труд и т. д.

Большое значение имеет равноправие женщин и мужчин во всех областях хозяйственной, политической, культурной жизни. Осуществление подлинного равноправия женщин и мужчин возможно лишь на основе специальных законодательно зафиксированных гарантий: государствен­ной охраны интересов матери и ребенка, заботы о состоянии их здоро­вья, предоставления женщине при беременности и после родов отпусков с сохранением содержания и т. п. Данные гарантии не являются особыми привилегиями для женщин, а необходимы для обеспечения действитель­ного равноправия в связи с особенностями женского организма и выпол­нением женщинами функций в обществе.

В 1979 г. была принята Конвенция ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин».

В международно-правовых документах наряду с обеспечением равноправия мужчин и женщин в целом специальное внимание уделяется и га­рантиям женщин в отношении отдельных групп прав. В частности, была принята Конвенция ООН «О политических правах женщин» в 1954 г.

Равноправие женщин и мужчин сегодня признается почти вовсехстранах.

Равноправие граждан независимо от отношения к религии также является важной гарантией равноправия. В настоящее время равные права и обязанности за гражданами независимо от того, являются ли они ве­рующими или нет, и от того, какую религию они исповедуют, закрепле­ны в большинстве стран.

Кроме того, законодательство большинства государств закрепляет равноправие граждан независимо от социального происхождения и положения, материального положения, образования и профессии.

Принцип равноправия не означает, что все лица, находящиеся на территории данной страны, имеют одинаковый статус. В любой стране встречаются три основные категории лиц, чей статус различается.

Во-первых, это - граждане (подданные) данной страны, во-вторых, лица без гражданства (апатриды), в-третьих, иностранцы.

Вторым принципом правового положения личности является сочета­ние общественных и индивидуальных интересов. Практически во всех современных конституциях, а также в законодательстве можно най­ти отражение сочетания общественных и индивидуальных интересов. Это выражается в закреплении обязанностей как со стороны государства в отношении отдельных лиц, так и со стороны отдельных лиц в отноше­нии государства и других лиц. Законодательно устанавливаются рамки использования прав и свобод. Ни одно право или свобода не могут использоваться таким образом, что это приведет к нарушению прав и сво­бод других лиц, к подрыву общественного порядка, к политической дестабилизации и т. д[6].

В связи с сочетанием общественных и личных интересов надо остановиться на так называемых коллективных и индивидуальных правах. Часто возникает вопрос об их взаимосвязи, о том, какое право и при ка­ких обстоятельствах имеет приоритет.

В современных условиях индивидуальные права являются первичными, а коллективные права представляют собой, по сути, особую форму реализации некоторых индивидуальных прав. То есть существуют такие индивидуальные права, реализовать которые каждый человек может только в совместной деятельности с другими. Например, права нацио­нальных меньшинств вытекают из права каждого человека на определен­ную национальную принадлежность, из его права сохранять и развивать родной язык, свою культурную самобытность и т. п. Право на объедине­ние (которым обладает каждый человек) может быть реализовано, если есть несколько человек, готовых объединиться друг с другом.

Следующим принципом является единство прав и обязанностей. Данный принцип тесно связан с предыдущим. Именно необходимость сочетания общественных и индивидуальных интересов требует установ­ления единства прав и обязанностей. Формула «нет прав без обязанно­стей» получила международное признание. Так, в ст. 29 Всеобщей декла­рации прав человека 1948 г. указывается, что «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности». В большинстве новейших конституций закрепляются не только права и свободы, но и обязанности граждан, хотя регламентация прав и свобод полнее и детальнее, а перечень их более обширен, чем перечень обязанностей.

Расширение прав с неизбежностью влечет за собой повышение ответственности и увеличение обязанностей для носителей этих прав. Так, демократизация общества заключается не только в предоставлении больших прав гражданам, но и в повышении требовательности к их действиям по реализации этих прав, поскольку такие действия имеют серьезные последствия для судьбы страны, да и самих граждан тоже.

2.2. Конституционные гарантии прав и свобод

человека и гражданина

В конституции США статьи, разделы, поправки не имеют наименований и права закрепляются беспорядочно, не по группам прав.

Конституция Французской республики не статьи содержат разделы (как в конституции США), а статьи включены в разделы, которые имеют свое наименование. Это позволяет говорить о наличии элементов логики, структурной четкости конституции Франции, что имеет немаловажную роль в понимании, толковании норм права.

В Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и в Преамбуле Конституции Франции 1946 права личности закреплены, как можно предположить, по степени важности для законодателя.

Конституция Италии в этом отношении является наиболее четкой, структурированной. Конституция состоит из частей, разделов, статей. Свое наименование имеют и главы и разделы. Часть I "Права и обязанности граждан" содержит IV раздела, названия которых указывают на содержащиеся в них группы прав - раздельно закреплены гражданские, этико-социальные, экономические и политические права.

Что касается характера закрепленных прав и свобод в конституции США они относятся лишь к политическим и личным, среди них почти нет социально-экономических прав и свобод.

Конституция же Италии содержит развернутый перечень социально-экономических прав и свобод.

Наивысший юридический уровень конституционно-правовой защиты прав и свобод человека обеспечивают конституции англосаксонской «семьи». Они содержат выработанную еще несколько десятилетий назад систему норм (как материальных, так и процессуальных), раскры­вающих юридическое содержание каждого личного права, устанавлива­ют исчерпывающий перечень всех возможных исключений и ограниче­ний из действия права, порядок и условия наложения таких ограниче­ний, тут же дается определение всех основных понятий, а также их тол­кование.

Центральное место во всей системе защиты конституционных прав конституции англосаксонской правовой семьи отводят судебной вла­сти. Полный судебный контроль над законностью арестов и содержа­нием под стражей до суда является главной гарантией личной свободы и неприкосновенности. Вообще, процедура Habeascorpus является сердцевиной англосаксонского конституционализма. Только судебным решением возможно отчуждение частной собственности для общест­венных нужд, только суд дает право на вторжение в жилище, изъятие бумаг, на нарушение в интересах охраны общественного порядка со­общений и т. д.

Все новейшие конституции содержат также указания на конкретные суды, уполномоченные защищать права и свободы человека. Неизменно очерчиваются также пределы приостановления и ограничения основных прав и свобод в случае объявления чрезвычайного или военного положе­ния. При этом расширяются полномочия полиции, которая может более широко производить обыски и аресты: запрещаются митинги и демонст­рации. Институт чрезвычайного положения закреплен во многих новей­ших конституциях. Например, в Конституции Испании 1978 г. говорится (п. 2 ст. 55) о приостановлении нормы о сроке предварительного задер­жания (в обычное время - максимум 72 ч) в случае, когда речь идет о борьбе с терроризмом. В этом же случае может быть приостановлено право на неприкосновенность жилища, тайны почтовых, телеграфных и телефонных сообщений[7].

Высокий уровень конституционно-правовой защиты основных прав и свобод человека демонстрируют конституции постсоциалистических стран. К таким странам относится и Российская Федерация. Наибольший прогресс в этой группе стран достигнут в установлении таких процессу­альных гарантий важнейших прав человека, как судебный контроль над арестами и задержаниями (ст. 25 Конституции РФ, ст. 39 Конституции Болгарии 1992 г., ст. 20 и 21 Конституции Эстонии 1992 г.), защита от самообвинения и от свидетельствования против близких (ст. 51 Конститу­ции РФ 1993 г., ст. 22 Конституции Эстонии 1992 г., ст. 47 Конституции Словакии 1992 г.). Граждане имеют право на возмещение в судебном по­рядке материального и морального ущерба, причиненного им незаконны­ми действиями или бездействием государственных органов, иных орга­низаций, их должностных лиц, а также частных лиц (ст.77 Конституции Азербайджана, ст. 61 Конституции Беларусии ст. 38 Конституции Киргизской Республики и т. д.).