В Конституции закреплена система "парламентских кабинетов". Парламент избирает главу Кабинета министров. Им становится лидер победившей на выборах партии. Премьер-министр назначает Кабинет министров, который ответственен перед парламентом и в силу этого должен уйти в отставку в случае выражения ему недоверия. Он, однако, может воспользоваться альтернативной мерой - распустить палату представителей и назначить новые выборы. Это право премьер-министра является достаточно эффективной сдерживающей мерой для парламента. Статья 66 (абзац 2) закрепляет принцип гражданского правительства, согласно которому ни один из членов Кабинета не может быть военным лицом.
Подчинённое положение министров по отношению к премьер-министру подчёркивает ст. 70 Конституции, согласно которой министры должны уйти в отставку в полном составе, если должность премьер-министра становится вакантной.
Конституция предусматривает весьма обширный список полномочий и самого Кабинета: проведение законов в жизнь, руководство внешней политикой, заключение международных договоров, организация и руководство гражданской службой и пр. Среди особых полномочий Кабинета следует выделить его право на издание правительственных указов в целях проведения в жизнь Конституции и законов. Правительству запрещено при этом издавать лишь указы, которые предусматривают уголовное наказание.
Принцип разделения властей, модифицированный вариант американской системы сдержек и противовесов, особенно отчётливо проступает в японской Конституции и в процедуре импичмента, которая может быть применена в отношении судей, и в полномочиях судов решать вопрос о конституционности любого закона парламента или указа исполнительной власти.
Судебная власть находится у Верховного Суда, состоящего из Главного судьи и установленного законом числа судей, и судов низшей инстанции. Главный судья Верховного Суда назначается императором по представлению кабинета министров. Остальные судьи назначаются Кабинетом из списка лиц, предложенных Верховным Судом. Этот суд как высшая инстанция уполномочивается решать вопрос о конституционности любого закона и нормативного акта. Судьи независимы, действуют согласно "голосу своей совести" (ст.. 76) и подчиняются только закону. Исполнительные органы не вправе вмешиваться в деятельность судей. Общегражданские суды распространяют свою компетенцию и на представителей исполнительной власти, дела о которых находились ранее в ведении административных судов. Какие бы то ни было "особые суды" запрещаются.
Конституция содержит широкий перечень демократических прав и свобод. Прямо заимствуя из американской конституции редакцию основных прав граждан, японская Конституция относит к ним "право на жизнь, свободу и стремление к счастью" (ст. 13).
К числу этих прав отнесено и равенство перед законом, подкрепляемое запрещением всяких видов дискриминации, запрещением "пэрства и других аристократических институтов, всяких привилегий" (ст. 14). Среди "классических" прав Конституция провозглашает: право "избирать публичных должностных лиц" (ст. 15), свободу мысли и совести (ст. 19), свободы собраний, слова, печати (с запрещением цензуры (ст. 21)), закрепляя в качестве главнейших гарантий свобод граждан демократические принципы уголовного права и процесса: право на разбирательство дела в суде (ст. 32), право на адвоката (ст. 37), запрещение произвольных арестов (ст. 33), обысков (ст. 55), применения пыток (ст. 36). Провозглашены демократические принципы юстиции: никто не может быть принуждаем давать показания против самого себя; никто не может быть осуждён в случае, когда единственным доказательством против него является его собственное признание и т.д.
Социальные права в Конституции перемежаются с политическими. Среди них - запрещение принудительного труда (ст. 18), право на труд (ст. 27), на создание организаций трудящихся, включающее право "коллективных переговоров" и "коллективных действий" (ст. 28), свобода научной деятельности (ст. 23) и др.
Японская Конституция провозгласила также в качестве важной социальной обязанности государства "прилагать усилия для подъёма и дальнейшего развития общественного благосостояния, социального обеспечения, а также народного здравия" (ст. 25). При это право собственности закреплено в Конституции "в границах закона, с тем, чтобы оно не противоречило общественному благосостоянию" (ст. 29).
Конституция декларировала отказ Японии на “вечные времена” от войны, а также “...от угрозы применения вооружённой силы как средства разрешения международных споров” (ст. 9). Для достижения этой цели Япония обязывалась не создавать сухопутные, военно-морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства для ведения войны. Однако вопреки конституции, вскоре после её принятия, под наименованием “силы самообороны” были созданы современные армия и флот.
Конституция впервые в истории Японии закрепила также автономию местных органов управления. Органы местного самоуправления приобрели право в пределах своей компетенции издавать постановления, взимать налоги, управлять своим имуществом и делами.