Смекни!
smekni.com

Коституционное право Израиля (стр. 6 из 7)

ГЛАВА 8. ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСТВА.

Понятие гражданства известно давно в него вкладывался и вкладывается различный смысл. В самом первоначальном смысле гражданином был и является человек, который имеет тесную связь с определенным государством. Он - часть этого государства, связан с ним тесными узами. Термин «гражданин»

Известен в древнем Риме и в таком контексте встречается даже в Библии, потому что Апостол Павел был римским гражданином. Когда ему грозило телесное наказание, он сослался на то, сто он римский гражданин, и его нельзя наказывать.

В ряде случаев термин «гражданство» употребляют как синоним «подданства». Понятие «подданный» – это термин времен абсолютизма, когда человек рассматривался как служитель суверена. Сам этот термин появился на Руси раньше, он обозначал нахождение «под данью», обязанность платить дань. Это слово имеет синонимы во всей языках, так же как и общеславянское понятие «гражданин». По-французски подданный –sujet, подданство – sujetion. По-английски гражданин – citizen, а гражданство – citizenship( nationality). В некоторых языках различают более старое понятие «подданство», и сравнительно новое – «гражданство». Кроме того, эти понятия еще разделяются внутри современных терминов. В первом смысле оно звучит как нечто официальное – государственная принадлежность ( в сербохорватском -«drzavljanstvo», в польском – «przynaleznosc panstwowa»), а во втором – более привычное понимание (соответственно «gradanstwo» и «obywatelstwo» по-польски). Несмотря на терминологическую разницу, просматриваются 2 основных подхода. Понятие подданство первоначально означало феодальную зависимость, обязанность платить налоги, а понятие гражданство означает равенство всех носителей этого юридического статуса перед законом. Родившись в период Французской буржуазной революции, этот термин перерос свое буквальное значение «горожанин» и стал означать равенство всех перед законом. Не принимая в расчет отдельные примеры, сейчас эти понятия практически перестали различаться. Осталась лишь традиция (Великобритания, Бельгия, Люксембург).

ГЛАВА 9. ГРАЖДАНСТВО ИЗРАИЛЯ

Наиболее отличительные и своеобразные черты в Израиле имеет институт гражданства.

Еврейское население Израиля стремительно растет не из-за высокой рождаемости, а благодаря иммиграции. Здесь понятие гражданин фактически приравнивается к национальности.

После образования государства, его основатели провозгласили, что «…возобновление Еврейского государства на Эрец Исраэль (земле Израиля) широко откроет ворота родины каждому еврею». Следую этому основополагающему принципу, государство Израиль приняло тех, кто пережил Холокост, беженцев из многих стран и тысячи евреев, которые приехали сюда по своей собственной воле.

В 1948 году, когда возникло государство Израиль, число жителей страны достигало всего 650 000. Это были люди, вдохновленные идеями сионизма, они приезжали в Палестину между 1882 и 1947 гг. шестью потоками (на иврите-алия). В 1950 году после того , как Палестина осталась существовать лишь как часть суши между Средиземным морем и Иорданией, Комитет по делам беженцев при ООН зарегистрировал 960 000 палестинских беженцев, бежавших во время войны 1948 года из Израиля, сначала в сектор Газа и на западный берег р. Иордан, а затем переправившихся в соседние арабские страны и живших там в лагерях для беженцев. У этих палестинцев и их потомков имеется израильское гражданство.

Согласно Закону об израильском гражданстве признаются следующие виды приобретения гражданства:

- рождение

-проживание

-натурализация

-Закон о возвращении 1950 года

1. По рождению приобретает гражданство тот, кто

- родился в Израиле от матери или отца, являющихся гражданами Израиля

- родился вне Израиля, но чьи родители являются гражданами Израиля

- родился после смерти одного из родителей, который был гражданином Израиля

- родился в Израиле, но никогда не имел другого гражданства и не имеет ограничений, упомянутых в Законе, если заявит о приобретении между 18 и 25 годами; или проживал постоянно в Израиле 5 лет подряд на день, предшествующий подаче заявления.

2. В Законе об израильском гражданстве сделана специальная оговорка для бывших граждан Палестины под Британским мандатом. Тот, кто остался в Израиле после установления государства в 1948 году и до введения в действие Закона об израильском гражданстве 1952 года, становится гражданами Израиля на основании проживания или возвращения.

Согласно поправке 1980 года данное основание было расширено.

3.Совершеннолетние могут претендовать на получение гражданства путем натурализации по усмотрению министра внутренних дел. Требования натурализации следующие:

- они проживали на территории Израиля, по меньшей мере, 3 года из пяти предшествующих дню подачи заявления

- они имели право проживать в Израиле постоянно и обосновывались либо имели намерение обосноваться в Израиле

- они отказались от своего предыдущего гражданства или подтвердили, что прекратят быть гражданами иностранного государства, получив гражданство Израиля

- Министр внутренних дел может освободить заявителя, от какого- либо из этих требований

4. Закон о возвращении 5710 (по израильскому календарю)1950 – уникальный закон, отличающий Израиль от всех других стран . Он очень компактный, но в 5 статьях выражена основная суть института гражданства. Закон говорит о том, что «каждый еврей имеет право приехать в эту страну как репатриант (ст.1)». Еврей, прибывающий в Израиль и изъявивший желание остаться в Израиле, получает «oleh’s certificate» – свидетельство, удостоверение репатрианта.

Но существуют такие ограничения, как деятельность против еврейского народа или опасность для здоровья населения и безопасности государства (п.2 ст.2), криминальное прошлое, угрожающее национальному благосостоянию (поправка 1 от 1954). Данное ограничение может применяться только к выдаче сертификата репатрианта. Не может рассматриваться как угрожающий общественному здоровью и безопасности тот, кто заболел после прибытия в Израиль. Любой еврей, иммигрировавший в страну до вступления в силу данного закона, или был рожден до или поле вступления закона в силу, является приехавшим в страну в качестве репатрианта на основании Закона о возвращении (ст.4).

Согласно поправке 2 от 1970 года правами еврея, согласно Закону о гражданстве, или правами репатрианта, по любому другому закону, также наделяются дети и внуки еврея, супруг (супруга) еврея, супруги детей и внуков еврея, за исключением тех, кто был евреем, но добровольно изменил национальность. Несущественно, жив ли тот, по чьему праву приобретается гражданство, иммигрировал ли он в Израиль или был рожден там.

ГЛАВА 10. ЭКСТРАДИЦИЯ

По общему правилу , любой, кто находится на территории Израиля не может быть выдан другому государству, за исключением оснований, перечисленных в Законе об экстрадиции 5714 года (1954). Данные случаи названы в ст.2 и включают:

- соглашения, обеспечивающие взаимную экстрадицию нарушителей, существующие между Израилем и государством, просящим о его экстрадиции

- лицо обвиняется или было осуждено в государстве-заявителе за преступление неполитического характера и которое, если оно было совершено в Израиле, занесено в Перечень данного закона (далее – преступления).

Запрос иностранного государства об экстрадиции обвиняемого или осужденного за вышеупомянутые преступления передается Министру юстиции. Затем он может направить его в окружной суд (district court), чтобы определить, подлежит ли данная личность высылке (ст.3).

ГЛАВА 11. ПРИНАЛЕЖНОСТЬ К ЕВРЕЙСТВУ

По моему мнению, чтобы понять особенность такого института конституционного права Израиля как гражданство, следует определить понятие «еврей».

В русском языке мы привыкли употреблять термин еврей, однако в других языках этот термин переводится как «иудей». Вернее заметить, слова « еврей », « израильтянин », « иудей» исторически употреблялись как синонимы, были взаимозаменяемы. В Торе говорится об Аврааме как об иври, возможно, вследствие того, что он пришел с противоположного (восточного) берега Евфрата (эвер означает на иврите " [другая] сторона"). Яакова, внука Авраама, называли также Израиль (Исраэль). Его двенадцать сыновей и их потомки стали известны как "сыны Израиля" или "народ Израиля". Слово "иудей" происходит от имени Йегуды, сына Яакова, родоначальника наиболее выдающегося из двенадцати колен. Так стали называть всех жителей Иудеи, переживших падение Северного царства (Израиля) в 722 году до н.э., когда десять колен были уведены в плен. Таким образом, народ сегодня называют еврейским, его веру - иудаизмом, язык – ивритом,а землю-Израилем.

Народ Израиля начал свое существование как одна семья, прослеживающая своих предков вплоть до Авраама, жившего приблизительно 3800 лет назад. Монотеизм, которого твердо придерживался Авраам, и договор с Богом, заключенный им и подтвержденный его потомками, выделили эту семью из языческого окружения. Она не требовала исключительных прав на свою особую веру, наоборот, старалась привлечь к ней других. Семья эта постепенно росла, к ней присоединялись прозелиты. После испытания египетским рабством, овладения землями, обещанными еврейскому народу Всевышним, а самое главное - принятия Торы в качестве священной конституции он приобрел отличительные черты нации: группы людей, говорящих на одном языке, живущих в определенном районе, разделяющих общую судьбу, имеющих общие воспоминания и атрибуты государственного суверенитета.