Авторы переводов, адаптированных текстов, переделок и аранжировок творческих произведений имеют право на охрану, обеспечиваемую настоящим законом, без ущерба для авторского права, принадлежащего создателю оригинального произведения. Это же относится к составителям антологий или сборников различных произведений, которые, выбирая и располагая материал, создают интеллектуальные произведения.
Требование абсолютной (мировой) новизны признается как правовой доктриной, так и судебной практикой. Неоднозначен лишь подход к определению самого понятия новизны, его сущности и соотношения с требованием оригинальности, которое также предъявляется к промышленным образцам на основе теории единства художественного творчества как к объектам авторского права.
Во французской доктрине нет единого мнения о сущности понятия "новизна". Так, например, Г. Десбуа признает ее объективный характер как и в области патентов, где требуется отсутствие аналогичных объектов, и в силу этого делает вывод, что не все произведения художественного творчества могут пользоваться охраной на основании закона о промышленной собственности [3, р. 56, 219]. Другие авторы полагают, что эти <у два понятия (новизна и оригинальность) на практике очень близки друг к другу [5, р. 178-180].
Наиболее полный и правильный, на наш взгляд, подход к этой проблеме содержится в работе М. А. Перо-Морель, точку зрения которой разделяет большинство французских специалистов. По мнению автора, трудность в определении содержания новизны объясняется спецификой создания промышленных образцов. Их новизна не может носить объективный характер ввиду того, что авторы лишь в редких случаях ограничиваются плодами своего воображения; как правило, они воспринимают и по-своему интерпретируют уже известные элементы либо из области общественного достояния, либо из окружающей природы. Поэтому новизна в области промышленных образцов остается по существу субъективной и в действительности совпадает с оригинальностью, что на практике подтверждается судебными решениями, в которых эти понятия по сути дела смешиваются. Как правило, новизна определяется через оригинальность [3, р. 215-235].
Эстетическая ценность образца, как уже указывалось, может быть минимальной. Но при полном отсутствии художественных достоинств образец лишается охраны. Так, Апелляционный суд Парижа вынес постановление об аннулировании заявки на модель фирмы "Пакформ" ввиду того, что модель не обладала художественными достоинствами и поэтому не могла охраняться положениями Закона 1957 г.***
Во Франции допускается охрана рисунков или моделей, при созданиикоторых были заимствованы как пример для подражания какие-либо природные объекты (стилизованный цветок, дерево и т.д.) или объекты, находящиеся в общественном достоянии (статуи, башни и т.д.). Например, в одном из судебных решений признана оригинальной модель пальмы, автор которой проявил творческие способности в интерпретации листьев и ствола, чем модель пальмы и отличается от природной. В этом решении указано: "Заимствование у природы не лишает автора права на созданное произведение, если только произведение содержит элемент личной, творческой деятельности, которая является условием создания художественного произведения".
При простом изменении размеров уже известного образца второй образец не будет отличаться новизной и оригинальностью. Новый эффект можно получить лишь при новом сочетании таких размеров.
Охраноспособно также применение известных промышленных образцов по новому назначению
Как правило, суды признают новизну образцов, состоящих из так называемых простых элементов (линия, геометрическая фигура), при условии, что сочетание линий, а для геометрических фигур — и единственная фигура являются оригинальными.
Б. Разнообразие подлежащих охране ценностей
Разнообразие подлежащих охране ценностей выражается как через предметное разнообразие (1), так и через разнообразие юридических прерогатив (исключительных прав), признанных за создателями и изобретателями (2).
1. Предметное разнообразие привело нас к мысли представить список с классификацией на две категории: предметы художественной сферы и предметы промышленного назначения.
а) предметы художественной сферы
• Выражение идей. Невозможно ограничить проявления творчества. Таким образом, под охрану авторским правом могут попасть создания литературной и художественной области или музыки, пластических искусств, архитектуры или научной сферы. Значение имеет не область, в которой автор себя выражает, а непосредственно само выражение, или иначе говоря: облачение идей автора в форму.
Кроме того, надо сделать акцент на очень важный момент. Охрана не может распространяться на выраженные в произведении идеи. Идея сама по себе не может быть предметом присвоения: ни авторским правом, ни каким-либо другим механизмом. Идеи свободны.
Итак, предметом охраны является манера, с помощью которой автор облачает свои идеи в форму, манера, в которой он их выражает. Авторское право интересует облачение идеи в форму, а не идея сама по себе. Для того чтобы попасть под охрану, воплощение идеи в форму должно быть оригинальным: оригинальность является критерием охраны.
Произведение является оригинальным, если его автор смог выразить в произведении свои чувства, свою фантазию. Здесь также уровень требований различен: кажется, что в этом вопросе французы менее строги, чем немцы.
Итак, с точки зрения принципов, подход различен, даже если на практике не всегда возможно оценить эти различия.
В странах, традиционно наследующих римское право, — это единственное требуемое условие. Французский закон полагает, что охрана порождается фактом создания произведения.
б) предметы промышленного назначения
Предметы промышленного назначения соответствуют примерно тому, что называют промышленной собственностью. Но это лишь приблизительно, так как дальше мы увидим, что иногда бывает трудно определить рамки предмета. Промышленная собственность состоит из двух подразделов: право промышленных созданий и право отличительных знаков.
Во Франции промышленные образцы (dessinsetmodeles) охраняются Законом от 14 июля 1909 г. о рисунках и моделях, измененным в последний раз в 1979 г. (Закон от 18 января 1979 г.), Законом от 12 марта 1952 г* о пресечении контрафакции сезонных промышленных изделий, относящихся к одежде и украшениям, а также на основании положений Закона от 11 марта 1957 г. об охране авторских прав на литературную и художественную собственность, который "охраняет... также промышленные рисунки и модели" [1, р. 40].
Во исполнение первого указанного Закона были приняты декреты и постановления, основными из которых являются:
Декрет от 26 июня 1911 г. о регулировании административной дея
тельности по осуществлению Закона о рисунках и моделях от 14 июля
1909 г., измененный в последний раз декретом от 24 апреля 1980 г.;
Декрет от 10 марта 1914 г. об установлении даты создания рисун
ков и моделей.
Во французском законе дано общее определение промышленного образца. В ст. 2 Закона 1909 г. указывается, что его положения применяются "к любому новому рисунку, любой новой пластической форме, к любому промышленному объекту, которые отличаются от им подобных либо особенной и заметной конфигурацией, придающей им новый характер, либо одним или несколькими внешними эффектами, придающими им индивидуальный и новый внешний вид". Из определения следует, что правовое положение плоских образцов (рисунков) и объемных образцов (моделей) одинаково.
Важной чертой внешнего вида образца является его окраска. Во Франции промышленным образцом признается художественное решение, выполненное в цветовом сочетании.*
Кроме того, промышленные рисунки и модели должны быть воплощены в изделиях, для которых они предназначены, т.е. они должны найти промышленное применение.
Промышленные образцы в процессе их эксплуатации Должны также обозреваться. Объект не должен быть скрыт от потребителя. У него должен создаваться конкретный зрительный образ этого объекта. Поверхности внутренних устройств или агрегатов, скрытые крышками или другими приспособлениями, положениями Закона о промышленных образцах не охраняются.
• Право промышленных созданий представляет очень большое разнообразие, которое концентрируется в центре, вокруг которого располагаются другие предметы, подчиняющиеся более специфической юридической охране. Центр гравитации интеллектуальной собственности состоит из патентного права на изобретение.
Патент — это документ, выданный государственными органами, который предоставляет его владельцу исключительное право эксплуатации нового изобретения, имеющего промышленный характер. Он позволяет изобретателю или его правопреемникам сохранить монополию на использование в течение некоторого количества лет (20 лет).
«могут быть запатентованы новые изобретения, являющиеся результатом изобретательской деятельности и могущие найти промышленное применение» (§ I ст. б Закона о патентах на изобретения)'.
Основными условиями патентоспособности являются четыре условия: