Смекни!
smekni.com

Конституция Франции (стр. 4 из 18)

свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драго­ценнейших прав человека: каждый гражданин поэтому может свободно высказываться, писать, печатать, отвечая лишь за зло­употребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом (ст. 11).

Из прав и свобод данной группы преамбула Конституции 1946 г. упоминает лишь право убежища на территории Респуб­лики для каждого человека, который преследуется за свою дея­тельность на благо свободы (абзац четвертый). Следует отметить, что борцам за свободу предоставляется право убежища, т. е. госу­дарство обязывается давать убежище таким лицам. Это не оз­начает, что убежище не может быть предоставлено и в других случаях, однако права там уже нет, и все зависит от усмотрения соответствующих должностных лиц. Конституция в ч. 4 ст. 3 гласит: «В соответствии с условиями, определяемыми законом, избирателями являются все совершен­нолетние французские граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими и политическими правами». Совершеннолетие, напомним, наступает с 18 лет. Предложение второе ст. 4 содержит принцип свободного об­разования и деятельности политических партий. Остальные конституционные по существу своему принципы регулирования политических прав и свобод содержатся, как отмечалось, в текущем законодательстве. Нормы, касающиеся основных гарантий, предоставляемых гражданам для осуществления публичных свобод, а также повинностей, возлагаемых права и социального обеспечения. Подробное регулирование в рамках этих основных принципов может, стало быть, осуществляться правительственными (регламентарными) актами.

3. Конституционные основы общественного строя

1). Конституционное регулирование экономических, социальных и духовно-культурных отношений.

Если не считать рассмотренных выше соответствующих конституционных прав, свобод и обязанностей, то регулирование указанных групп отношений имеет место лишь в преамбуле Конституции 1946 г. и лишь в виде обязанностей республики или нации. Здесь также широко проявились социалистические взгляды многих членов Учреди­тельного собрания.

Так, в абзаце девятом содержится уже упоминавшееся выше положение: «Всякое имущество, любое предприятие, эксплуата­ция которого имеет или приобретает характер национальной публичной службы или фактической монополии, должно стать собственностью всех». Десятый и одиннадцатый абзацы возлагают на нацию обязан­ности обеспечивать индивиду и семье необходимые условия для их развития, гарантировать всем, особенно детям, матерям и престарелым труженикам, материальное обеспечение, отдых и досуг. «Любой человек, — говорится в преамбуле, — который в силу своего возраста, физического или умственного развития, эко­номического положения не в состоянии трудиться, имеет право получить от общества достаточные средства к существованию». Общие правила получения минимума финансовых средств зако­нодательно не установлены. Однако некоторые категории лиц могут претендовать на определенное государственное вспомоществова­ние. Например, французские граждане старше 25 лет, прожива­ющие в стране, а также иностранцы, если им разрешено прожи­вать по меньшей мере в течение трех лет, обладающие месячным доходом не более 2 тыс. фр., имеют право на получение пособия. На 1 июня 1992 г. эта минимальная сумма составляла 2184,79 фр. ; при некоторых условиях пособие могло быть увеличено. Выше в связи с равноправием уже упоминалось содержание абзаца двенадцатого, который гласит: «Нация провозглашает солидарность и равенство всех французов в несении повинностей, обусловленных национальными бедствиями». И наконец, согласно абзацу тринадцатому, нация в равной мере гарантирует детям и взрослым доступ к образованию, профессиональному обучению и культуре. Организация бесплатного светского публичного образования всех ступеней является долгом государства.

2). Конституционные основы политической системы.

Характеристика главных задач публичной власти, основных принци­пов ее организации и деятельности содержится в Декларации, ст. 2, «цель всякого политического союза — обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковые — свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетения». А в ст. 16, напомним, сказано, что общество, где не обес­печена гарантия прав и нет разделения властей, не имеет кон­ституции. В соответствии со ст. 3 Декларации источником суверенной власти является нация. Никакие учреждения, ни один индивид не могут обладать властью, которая не исходит явно от нации.

Эти принципы лежат в основе демократической организации государства не только во Франции, но и в большинстве стран современного мира. Выше уже цитировалась ст. 12, где, в час­тности, говорится, что государственная сила необходима для гарантии прав человека и гражданина. А ст. 15 провозгласила, что общество имеет право требовать у любого должностного лица отчета о его деятельности. Преамбула Конституции 1946 г. определила ряд принципов французской внешней политики. В абзацах четырнадцатом и пятнадцатом сказано, что республика, верная своим традициям, придерживается норм международного публичного права, не предпримет никакой войны с целью завоевания и никогда не употребит своих сил против свободы какого-либо народа. При условии взаимности она соглашается на ограничения суверени­тета, необходимые для организации и защиты мира. Конституция определила основные характеристики государства, установив, что Франция — неделимая, светская, демократическая и социальная республика (ст. 1, предложение первое), принципом которой является правление народа, народом и для народа (ч. 4 ст. 2). Эти положения повторяют нормы, содержавшиеся в ст. 1 и 2 Конституции 1946 г. В ст. 2, кроме того, определены символы государства: национальная эмблема — трехцветный сине-бело-красный флаг, национальный гимн «Марсельза» и девиз Республики «Свобода, Равенство, Братство», как известно, ко временам Великой революции 1789 г., дата которой — 14 июля — доныне отмечается как национальный праздник, несмотря на последовавший якобинский террор и другие трагические события, связанные с этой революцией. В июне 1992 г. ст. 2 была дополнена еще одной нормой: «Французский язык является языком Республики». Франция, таким образом, восприняла практику некоторых зарубежных конституции о собственной языковой идентификации47.

Неделимость — константа французского государства. I 25 сентября 1792 г. Конвент провозгласил: «Республика един неделима». Покушение на целостность территории республики наказуемо согласно ст. 86 — 88 Уголовного кодекса в редакции 1832 г., действующего в настоящее время, как преступление против безопасности государства.

Однако Конституция 1958 г. отнесла этот принцип только метрополии. Народам заморских территорий, которые пожелали бы присоединиться к республике, в преамбуле Конституции были предложены «новые институты, основанные на общем идеале свободы, равенства и братства и призванные служить их демо­кратическому развитию». Те колонии, которые на референдуме отклонили бы Конституцию, должны были немедленно получить независимость. Так в полночь 30 сентября 1958 г. стала незави­симой Гвинейская Республика. Колонии, одобрившие Конституцию, включались в Сообщество в качестве государств-членов либо преобразовывались в заморские департаменты метрополии или в ее заморские территории. К 4 февраля 1959 г. республика стала числить в своем составе, помимо департаментов в евро­пейской ее части, также четыре заморских департамента и шесть заморских территорий (в настоящее время в составе страны четыре заморских департамента и четыре заморские террито­рии). В последующие годы члены Сообщества обрели государственную независимость, Сообщество распалось, однако конституционные нормы о нем формально продолжали действовать до августа 1995 г. Экономическое и политическое влияние Франции на ее бывшие колонии остается значительным. Впрочем, принцип неделимости Конституция не трактует слишком жестко. Согласно ч. 3 ст. 53, «никакие уступка, обмен или присоединение территории недействительны без согласия заинтересованного населения». Конституционный совет в своем решении от 30 декабря 1975 г. истолковал данное положение как допускающее возможность уступки территории иностранному государству, образования на ней независимого государства или ее присоединения к независимому государству.

Светский характер французского государства означает отсутствие официальной религии и признание за гражданами свободы исповедовать любую веру или не исповедовать никакой. Этот конституционный принцип был установлен еще Законом 1905 г. об отделении церкви от государства: «Республика обеспечивает свободу совести. Она гарантирует свободу религиозных отправлений при соблюдении единственного ограничения, устанавливаемого в интересах соблюдения общественного порядка»; «республика не признает и не субсидирует никакую церковь и не оплачивает ее служителей». Уголовный кодекс предусматри­вает ответственность священнослужителей за совершение обря­да бракосочетания до заключения гражданского брака. Эти поло­жения могут сегодня рассматриваться как развивающие ст. 1 Конституции и положения преамбулы Конституции 1946 г. об обеспечении равенства всех граждан независимо от отношения к религии. Сказанное, однако, не запрещает государству устанавливать отношения с церквами, действующими на его территории. Так, на территории Эльзаса и Лотарингии традиционно действуют конкордаты, заключенные со Святым престолом в Ватикане. В заморском департаменте Гвиана не признается отделение церк­ви от государства. Характеристика Франции как демократической республики была впервые включена в Конституцию 1848 г. (Конституцию Второй республики). Тогда это означало введение, а точнее — восстановление всеобщего избирательного права для мужчин. Ныне содержание этого принципа определяется ст. 3 Конститу­ции, согласно которой национальный суверенитет принадлежит народу, осуществляющему его через своих представителей и путем референдума. Осуществление суверенитета не может узурпироваться никакой частью народа и никаким отдельным лицом. Выборы в соответствии с Конституцией могут быть прямыми и косвенными, но всегда являются всеобщими, равными и тайными. Установленная Конституцией форма правления может быть определена как смешанная республика. Президент республики избирается гражданами и обладает важными дискреционными полномочиями (признаки президентской республики), но назначаемое им Правительство несет политическую ответственность перед нижней палатой Парламента (признак парламентарной республики). В то же время нельзя не отметить выраженную антипарламентскую направленность Конституции, что превращает ее в своего рода антипод предыдущей Конституции 1946 г Ниже будет показано, в чем эта направленность проявилась. В центр системы власти Конституция поместила Президента, с чем также речь пойдет ниже (см § 5).