Ученые (например, М.А. Нудель) насчитывают четыре группы стран отличающихся между собой по системе органов внепарламентского конституционного контроля:
1. Страны, в которых проверку конституционности законов осуществляют все суды от низших до высших инстанций (США, Дания, Мексика).
2. Страны, где эту функцию выполняет только Верховный Суд (Австралия, Индия, Ирландия).
3. Страны, в которых функционируют специальные конституционные суды (ФРГ).
4. Страны создавшие специальные органы конституционного контроля несудебного характера (Франция).
Более общей классификацией является выделение двух систем: американской, сориентировавшейся на деятельность общих судов; и европейской возлагающей основную тяжесть конституционного контроля на специализированные органы. Специализированные органы конституционного контроля занимают в механизме государства особое место. И хотя в конституциях разных стран (например, Конституции России и Конституции Австрийской республики) по-разному решается вопрос об отнесении их к судебной системе, несомненно, одно: конституционные суды относятся к верховным органам контроля.
Можно выделить признаки, свойственные органам верховного конституционного контроля .
Среди них названы: а) эти органы по конституции относятся к категориям высших; б) конституционный контроль для них является одной из основных функций; в) полномочия этих органов закреплены непосредственно в конституции; г) они имеют право разрешать споры, имеющие конституционное значение.
Выше были выделены американская и европейская системы охраны конституции. Правильно было бы наряду с ними выделить и восточноевропейскую, функционировавшею в СССР и странах “социалистического лагеря». Специфика последней покоилась на отрицании разделения властей и парламентаризма, на разрушении принципов буржуазной демократии, на неприятии идей правового государства.
Выделение того общего, что свойственно определенной системе конституционного контроля, не должно заслонять специфические наставления ее в той или иной стране. Тем более, что особенности формирования соответствующих органов в некоторых странах определяет в конечном счете классификационный признак системы в целом.
II. Конституционный Суд РФ
В соответствии с ч. 1 ст. 125 и ч. 1 ст. 128 Конституции РФ Конституционный Суд РФ должен состоять из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ, которое готовиться, и вносится с соблюдением установленного порядка.*
Основные положения такого порядка определены в ст. 9 Закона о Конституционном Суде. В соответствии с ними подбор кандидата на должность судьи этого суда начинается с проведения работы по подготовке предложений касающихся конкретных кандидатур. Право на внесение предложений предоставлено членам (депутатам) Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, а также законодательным (представительным) органам субъектов Федерации, высшим судебным органом и федеральным юридическим ведомствам, всероссийским юридическим сообществам, юридическим научным и учебным заведениям. Иначе говоря, круг лиц и органов, которые могут проявить инициативу в данном вопросе, довольно широк. При этом по складывающейся практике подбора кандидатов в судьи Конституционного Суда РФ те, кому дозволено вносить предложения, могут называть не одну кандидатуру на каждую вакансию. Это даже стимулируется. Например, Указ Президента РФ “О замещении вакантных должностей федеральных судей“ от 25 декабря 1993г.* прямо предусмотрел, что Министерство юстиции РФ и Всероссийский съезд судей должны включить в свои предложения по заполнению вакантных должностей судей Конституционного Суда РФ по две кандидатуры на каждую такую должность. В Указе также сказано, что материалы, необходимые для внесения кандидатур на рассмотрение Федерального Собрания, готовит Государственно-правовое управление Президента РФ.
Порядок предварительного обсуждения в Совете Федерации представленных кандидатов и принятие там решения детально регламентируется Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания, утвержденным 6 февраля 1996г. *
Чтобы составить общее представление о полномочиях и содержании деятельности Конституционного Суда, необходимо рассмотреть четыре основных направления:
- Разрешение (по запросам определенных в Конституции РФ должностных лиц и органов) дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актах Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, изданных по ограниченному кругу вопросов*, а также договоров, заключаемых органами государственной власти РФ или субъектами Федерации, и не вступивших в силу международных договоров РФ;
- Разрешение споров о компетенции между органами государственной власти, как федеральными, так на уровне субъектов Федерации;
- Проверка (по жалобам граждан и запросам судов) конституционности законов, применяемых или подлежащих применению при разбирательстве конкретных судебных дел;
- Толкование Конституции РФ (по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов Федерации).
На Конституционный Суд РФ возлагается также дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, участие в совершенствовании законодательства путем реализации права законодательной инициативы.
Он вправе решать и другие вопросы, связанные с выполнением основных полномочий (приостанавливать или прекращать полномочия своих судей, прекращать отставку судьи Конституционного суда РФ, утверждать Регламент или корректировать его, привлекать к ответственности лиц, не соблюдающих решения или отказывающихся выполнять требования Конституционного Суда РФ, и др.).
Базовые принципы организации и деятельности Конституционного Суда РФ (как и других судов) – это, прежде всего независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. Но есть особенности. К примеру, среди принципов не упоминается принцип законности. Это объясняется тем, что Конституционный Суд РФ при осуществлении своих полномочий должен руководствоваться требованиями не любого закона или соответствующего ему иного нормативного акта, а вполне определенных двух – Конституции РФ и Закона о Конституционном Суде. Не упомянуты среди принципов организации и деятельности также принципы презумпции невиновности, обеспечения права подозреваемого, обвиняемого и подсудимого на защиту, участия представителей народа в отправлении правосудия, обеспечения права гражданина на судебную защиту, осуществления правосудия только судом.
И это объяснимо: Конституционный Суд РФ не вершит правосудия по конкретным гражданским или уголовным делам. Он осуществляет принципиально иную функцию (полномочия) – конституционной контроль. Здесь нет обвиняемых, подсудимых и их защитников, нет истцов и ответчиков, их представителей. Гражданин может принять участие в конституционном судопроизводстве в крайне ограниченных пределах Он может оказаться лишь в роли лица, поддерживающего свою жалобу на то, что по его конкретному делу (гражданскому, арбитражному, административному или уголовному), рассматриваемому в соответствующем суде, применен или может быть применен закон, противоречащий Конституции РФ и ущемляющий его конституционные права и свободы.
Своеобразие принципов организации и деятельности Конституционного суда проявляется также в том, что они иногда наполняются иным содержанием по сравнению с принципами отправления правосудия. Например, принцип коллегиальности конституционного судопроизводства не предполагает возможности привлечения к рассмотрению дел представителей народа, так как вопросы, по которым Конституционный Суд РФ уполномочен принимать решения, требуют от тех, кому доверено участвовать в этом, глубоких профессиональных знаний в области права. Ни у народных заседателей, ни у присяжных, нет и не может быть такого рода знаний. Иначе регламентируются и изъятия из общего правила гласности судопроизводства. Он, а в Конституционном Суде РФ может быть ограничена по весьма широким основаниям. Если в общем или военном суде двери зала судебных заседаний могут быть закрыты, например, для охраны государственной тайны, а в арбитражном – еще и для охраны коммерческой тайны, то в данном Суде основанием для ограничения гласности может послужить потребность в охране любой тайны, в том числе служебной, профессиональной, частной жизни гражданина.
Рассмотрение дел, подведомственных Конституционному Суду РФ, и принятие по ним решений осуществляются на заседаниях Суда, которые могут проходить лишь в коллегиальном составе: в пленарном заседании или заседаниях палат.
В пленарных заседаниях должны участвовать все судьи Конституционного Суда РФ. Отсутствие судьи на таком заседании возможно лишь по уважительной причине. Пленарное заседание полномочно принимать решения по рассматриваемым делам или вопросам при наличии не менее двух третей от общего числа назначенных судей (без учета тех судей, чьи полномочия приостановлены в установленном порядке). Руководит его работой Председатель Суда.
Пленарное заседание вправе рассмотреть любой вопрос, подведомственный Конституционному Суду РФ. Однако Закон о Конституционном Суде выделяет из общей сумы вопросов такие, которые могут быть рассмотрены только на пленарных заседаниях. К ним отнесены вопросы: