Смекни!
smekni.com

Каноническое право (стр. 2 из 2)

В завещании.

При этом использовалась искусно выработанная юридическая техника, которая в большей степени развивала право завещания. Эта техника была направлена на то, чтобы преобразовать римское право завещания в соответствии с церковными интересами. Поэтому были ослаблены строгие формальные требования, которые предъявлялись в римском праве: чтобы завещание имело силу, оно должно было быть составленным только в присутствии приходского священника, нотариуса или двух свидетелей. В новых условиях только подписанное завещателем завещание имело силу даже без соблюдения формальных требований.

Особое значение приобрело преобразование церковью установленного Юстинианом соотношения законной доли прямых наследников к законной доли братьев и сестёр отца (½ к ¼) с выделением законной доли Христа, т. е. Самой церкви. Христос, таким образом, должен был указываться как наследник в каждом завещании. Этот принцип восходит к отцу церкви Августину, учившему, что Христос должен покаждому завещанию получать свою долю в размере доли детей. В декрете Грациана, в который передаёт проповедь Августина, это звучит так: ”тот, кто имеет сына, указывает Христа как второго, кто двух, - как третьего; тот, у кого 10 сыновей, - как одиннадцатого “. Эти правила встречаются во многих западноевропейских правовых источниках. То, что они обеспечивали выгоду церкви, - самоочевидно. Во многих источниках, однако, встречаются свидетельства тому, насколько сильным может быть противоречие между мирскими интересами и церковными требованиями. Церковь нередко свободно использовала свою религиозную силу, чтобы выжать дары и завещание. Яркий пример – немного тенденциозный правовой источник эпохи Карла Великого, который содержит жалобы на то, что угрозами вечного Суда и обещаниями блаженства церкви отбирает собственность у больных и бедных и лишает наследства их законных наследников, так что они из-за бедности становятся преступниками.

Путь к Царству Божьему.

Основополагающим вкладом в церковную политику силы, многосторонне представленную в каноническом праве, является борьба церкви за такую социальную структуру общества, в которой бы семья, а не род стала первичной социальной группой. Это было абсолютно необходимо, если церковь хотела иметь возможность создавать Царство Божие на земле, в котором бы все люди считали себя братьями и сёстрами под властью Отца Небесного. В родовом обществе для такого отношения к ближним не было социально-психологической основы. В качестве первого звена в этой политике пришлось ввести правила целибата* для духовенства. Это вывозило духовенство из сферы общих родовых и в целом мирских интересов и превращало его в послушный и находящийся по железным правовым контролем инструмент в высочайшей руке церковного руководства.

Наказание за не нравственность.

Другим звеном в этой социальной структурной политике были суровые меры наказания, которыми карались сексуальные отношения вне брака. Церковь создала здесь – с отсылкой на мазохистское уголовное право – систему нарушения нравственности, которая более 500 лет играла большую роль в законодательстве и судебной практике и в значительной степени формировала сексуальные представления и модель поведения людей. С этой же целью церковь осуществляла широкий контроль над брачным правом. Еще оной мерой населения стало вмешательство в светское правосудие, осуществлявшееся церковью со ссылкой на морально-теологические принципы: соглашения, скрепленные клятвой, судебные дела о ростовщичестве и ренте (рента была также запрещена каноническим правом) и т. д. слушались церковным судом, даже если стороны или привлечённые к ответственности не принадлежали духовенству, и дело, таким образом, было целиком подсудно церкви.

Церковный суд.

Характерные для канонических процессов до мелочей регламентированный порядок инстанций и высокоразвитая процессуальная техника уже в XIII в. обеспечивала большую правовую защищенность, чем светские суды. Канонический гражданский процесс признавал только письменный документ как исходный пункт для открытия дела: ”того, чего нет в документах, не существует вообще “.Право сторон быть представленными на церковном суде доверенными лицами обусловило высокую оценку канонического права со стороны торговцев, которые часто не имели возможности лично явиться в суд. Кроме того, канонические процессы оказались дешевле, так как судебные издержки покрывали, как правило, проигравшая сторона.

Инквизиция.

В области уголовного права знаменитый папа Иннокентий III(1198-1216 гг.) ввёл на IV Латеранском соборе (1215 г.) инквизицию основным принципом процессуальной техники. Это означало, что суд по обязанности с помощью предъявленных доказательств должен был устанавливать истину. Обвинение поручалось особому человеку – обвинителю. В качестве основания для обвинения было достаточно слуха о совершенном преступлении. В этом случае судья должен был по долгу службы организовать следствие. Складывался процесс из трёх следующих друг за другом частей. Благодаря такому преобразованию ведения процесса для доказательства виновности или невиновности ответчика перестали применяться показания свидетелей под присягой. На упомянутом выше Латеранском соборе было также установлено, чтобы церковь не участвовала в ордалиях. Доказательство должно было основываться на рациональных научных методах, среди которых центральное место занимает допрос свидетелей. Решающее значение предавалось собственному заявлению и признанию ответчика.

Интердикт.

Одной из мер наказания, часто применяемых церковным судом, было так называемый интердикт. Это наказание могло выноситься церковной общине как таковой и означало запрещение богослужения или лишение священника права осуществления таинств или похорон в наказанном приходе. Интердикт мог также быть направлен против отдельного человека, который вследствие этого терял значительную часть своих юридических прав, в том числе право носить оружие, последнее было особенно тяжелым лишением для наказанного человека. Более суровая мера заключалась в отлучении от церкви, что представляло собой своего рода религиозное изгнание. Отлучённый оказывался за пределами церковной общины. Если он умирал в таком состоянии, то оставался вечно осуждённым. Отлучение от церкви стало весьма эффективным политическим оружием, которое церковь с большим успехом использовала в своих конфликтах со светской властью.

Канонический процесс получил очень быстрое и широкое распространение в средневековой Европе, что можно объяснить, вероятно, изменением положения уголовного права в целом. Задача уголовного права теперь состояла не в том, чтобы дать истцу возможность победить в суде своего противника. Она была иной – подвергнуть виновного государственному наказанию.

Во времена папы Иннокентия IV (1243-1254 гг.) инквизиция расширялась. Она применялась теперь при всех преступлениях, которые могли означать угрозу церкви. Одновременно стало возможным применять инквизицию против человека только на основании подозрения (косвенных улик). Сначала католическая церковь осуждала пытки как средство добиться признания. Однако после того как процессы инквизиции стали обще принятым оружием против волнений еретиков в XIII в., пытки превратились в обычное процессуальное средство.

Превосходство церковного права.

Роль в истории.

Благодаря в целом высокому техническому уровню канонического права и интеллектуальному уровню церковной среды, а также возможностям церкви как законодательной и судебной власти, во многих центральных областях права развивались новые юридические конструкции канонического права, имевшие большое значение для последующей истории права в целом. В качестве примера можно назвать понятие вины в уголовном праве и каноническом процессе, которое в обычной обвинительной форме и в форме процесса инквизиции произвело революцию, в то время когда мирской правопорядок в большинстве европейских стран был очень примитивным и с точки зрения судебного процесса, и с точки зрения уголовного права. При этом церковь в определённой мере опиралась на образцы римского права.

Влияние на долговое и торговое право.

На долговое право и на торговое право в целом церковь влияла прежде всего через своё учение о справедливой цене. В его основе стояло не участие церкви в процессе развития рыночных отношений в средние века. Ищущий мирского богатства подвергал душу опасности. Церковная собственность в городах вообще не включалась в торговую жизнь, и буржуазия часто жаловалась на то, что “мёртвая рука церкви” парализовала торговлю. Церковь пыталась идеологическими средствами склонить торговую жизнь к справедливому соглашению через запрет прибыли, основанный на Библейской заповеди, и требования о равенстве сторон соглашения. Каноническое право таким образом принимало основанное на принципе эквивалентности естественного права учение о законе и правосудии, которое уходило корнями в египетское право и играло большую роль в античной торговой жизни и договорных отношениях, а в римском праве привело к образованию судов чести.

Вширь” и ”вглубь”.

О влиянии канонического права на практическую правовую жизнь можно сказать, что оно шло “вширь” и ”вглубь”. Не в меньшей степени это касается Скандинавских стран. Основная причина распространения и влияния канонического права состояло в том, что духовенство, которое было везде и контролировало всех через заботу о душе, исповедь и представление о покаянии, являли собой однородную идеологическую силу, частично интегрированную в сложно дифференцированную системы службы управления. В Швеции афористично говорят, что церковь образовалась раньше государства. Для Западной Европы в целом справедливо, светский правопорядок, органы управления и судебной власти ещё в период Позднего средневековья сильно уступали в действительности церковным порядкам.

Заключение.

Таким образом, важное не только церковное значение, но и светское значение в появлении канонического права. При помощи него римские Папы сумели повлиять на римских императоров в пользу церкви. Каноническое право также повлияло на развитие судопроизводство.

Можно отметить, что каноническое право было положено в средневековье, когда религиозное право было господствующим. И в эти годы церковь хорошо себя чувствовала. Каноническое право признаётся в качестве критерия суждения, некоторые его нормы заимствованы в действующем праве.

Список использованной литературы.

1. “Историяевропейского права” - Аннерс, Эрик.

2. “История государства и права” – под ред. М.И. Сизикова, М.: Юридическая литература, 1997 г. .

3. “Религоведение”- под ред. И.Н. Яблокова, М.: Гардарика, 1998 г. .

4. “Советский энциклопедический словарь” – Москва, 1989 г.

5. “История государства и права зарубежных стран” – Галанз.


* Обязательное безбрачие католического духовенства (прим. пер.).