МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА
Юридический факультет
Каноническое право.
Работу выполнил Арефьев А.А.
Работу проверил Шестопалов А.П.
Москва 1999г.
Содержание работы:
Введение.
Заключение
Список используемой литературы
Введение.
Эта тема курсовой работы выбрана мною не случайно, она представляет читателю обширное и крайне интересное поле-деятельности. Тема насыщена представлением церкви Средневекового периода. При написании данной работы интерес к ней возрастал всё больше и больше, ведь читать материал о праве начало которого датируется IV в. очень интересно.
При помощи этой работы читатель знакомится не только с историей развития канонического права, но и с компетенции этого права. Работа знакомит с положением церкви в средневековье, рассказывает противоборство между церковной и мирской властями, тем самым показывая стимулирующие воздействие канонического права в ту эпоху.
Каноническое право – это не только совокупность религизно-правовых предписаний, регулирующих отношения внутри церковной организации, а в феодальном государстве ещё также между церковью и светскими лицами, семейные отношения.
Создание канонического права.
В отличие от римского права, о возрождении которого в средние века можно говорить, по крайней мере, для Италии, каноническое право с раннехристианского периода основывалось на фиксированной письменной традиции. Уже в I в. начали проводиться христианские собрания для принятия всеобщих решений, например, по вопросам управления. Со временем возникло большое число постановлений крупных церковных единств, подобных папским декреталиям, которые считались имеющими юридическую силу. Клир был грамотным: возникло не устно передаваемое традиционное право, а письменное, авторитет которого в кругах, близких к церкви, в большой степени зависел от того, как оно излагалось в документах. По причине высокой аргументационной ценности, которая в позднеантичном праве приписывалась документам (эта оценка и сегодня силой традиции сохраняется в европейской нотариальной службе) и всеобщей неграмотности церковь получила оружие, которым легко могла злоупотреблять. Это проявилось в фальсификациях, в частности в фальсификаторской школе в Реймсе, где в борьбе за епископское место создавались решения церковных соборов и Папы, названные псевдоисидорийскими декреталиями. Своё название они получили по имени Исидора Сивильского, который ранее по ошибке считался автором более древней компиляции Hispana, названной, поэтому Исидорианой. Фальсификаторы исказили извлечения из Hispana и добавили несколько вольно сочинённых документов, датируемых с 314 по 713 г., в том числе так называемую Дарственную Константина, согласно которой император Константин Великий, когда переносил резиденцию в Константинополь, передал папе Сильвестру I не только церковное господство над всей Римской империей, но и мирскую власть над её западной частью. Средневековая вера в авторитеты и почтения людей того времени к документам были так велики, что этот документ стал важным основанием папской мирской власти и быстродействующим оружием в столкновениях между папской и императорской властью в период Позднего средневековья. Когда в XII в. составлялись авторитетные сборники ранних канонических законов, в них были некритически включены извлечения из псевдоисидорийских декреталий, в том числе и из Дарственной Константина. Фальсификаторы были впервые разоблачены французскими гуманистами XV в., а окончательно – кальвинистским юристом Давидом Блонделем (1628 г.).
Компиляция Грациана.
Первая из авторитетных компиляций появилась примерно в 1140 г. в Болонье под влиянием изучения римского гражданского права. Её автором был монах Грациан. Компиляция в основном основывалась на папских декреталиях и получила название Декрета Грациана (DecretumGratiani), или Свода декретов (Corpusdecretorum). Декрет (decretum) – римский термин для обозначения императорского законодательства. Позднее он стал обозначением папских постановлений. Грациан не только систематизировал материал, но и переработал его по схоластическому образцу, самостоятельно добавив правовые вставки (distinctiones), юридические случаи (causae) и правовые проблемы (quaestiones). При этом он поступал так же, как и глоссаторы, когда они использовали глоссированную Дигесту. На основе работы Грациана возникла сравнимая с глоссаторами школа декретистов, которая дала начало богатой канонической правовой литературе. На ней, в свою очередь, базировалось изучение канонического права в университетах с применением методов обучения, характерных для образовательной деятельности глоссаторов. Поэтому в дальнейшем стали различать “канонистов”, изучавших каноническое право, и “легистов”, изучавших римское право. От этой терминологии происходит позднесредневековый титул jusutrumque, или jurisutriusquedoctor, который в Швеции, например, встречался ещё в начале XX в. . Канонисты представляли собой вместе с легистами средневековую юридическую элиту. Из их среды вышли такие могущественные и наиболее значительные представители папства, как Александр II, Иннокентий III и Бонифаций VIII (1294-1303гг.).
Папские декреталии.
Вследствие силы папской власти было естественным, что последующие законы канонического права получали форму папских декреталий. В 1234г. они были собраны в Liber extra, состоявшую первоначально из пяти книг, к которым в 1298г. добавилась шастая. Наконец, в 1317 г. под названием “Clementinae” были объединены поздние декреталии Боннифация VIII и декреталии его последователя Клементия V (1305-1314гг.).
Законодательство, которое составили эти четыре компиляции, с 1583 г. стали официально называться Сводом канонического права (по аналогии со Сводом римского гражданского права). В 1582 г. вышло его официально напечатанное издание, на котором основываются все последующие. С 1918 г. сборники канонических законов выходят под названием “Кодекс канонического права”.
Стремление к мировому господству папской власти.
Своеобразие идеологических дебатов и политической жизни Позднего средневековья в высшей степени обусловлено борьбой между двумя универсальными силами – папской и императорской властями, которая в результате Авиньонского пленения пап (1309-1377гг.) окончилась поражением церкви. Политической теорией, на которую опиралась церковь в борьбе с императором, была так называемая доктрина обоюдоострого меча, разработанная папой Геласием II во второй половине V в. . Доктрина содержала резкое противопоставление компетенций церкви и государства. Император был представителем мирского меча, а Папа наделялся законодательной властью церковного меча. Эта дуалистическая конструкция власти была сформулирована, прежде всего, с целью защитить церковь от влияния императора. Император в Константинополе не только предъявлял быть высшим государственным авторитетом, но и, подобно языческим римским императорам, считал себя также главой религиозного культа.
Геласий объяснил, что император – сын Церкви, а не её властитель. Бог дал епископам и священникам право управлять религиозными делами. Император сам получил свой авторитет от Бога и не мог, поэтому поступать вопреки установленному Богом порядку. Христос как единственно истинный и абсолютный император, и пастырь в своей личности соединил оба меча. Поскольку в то же время он знал, и слабости человеческого рода, он решил разделить право на власть. Император получил мирской меч с правом быть судьёй во всех вопросах, касающихся земной жизни. Чтобы достичь вечной жизни, он должен был всё же подчиняться Папе, который церковным мечом осуществлял абсолютную власть над церковной организацией.
Таким образом, согласно Геласию, миром управляли две власти, каждая из которых неограниченно господствовала в области своей компетенции.
Геласианская доктрина развивалась в IX-X вв. и стала теоретической базой стремления церкви к мировому господству Папы. Именно на её основе и, особенно на папской политике силы сформировались авторитет и значение канонического права в период Позднего средневековья. Влияние католической церкви после большой схизмы с греко-православной церковью в 1050 г. ограничивалось, однако, пределами Западной Европы. Причины разрыва коренились, естественно, в политике силы, но официальным поводом послужило основополагающие различия в трактовке понятия Божественной Троицы. Католики признают “исхождение” Духа Святого и от Бога-Сына (филиокве), в то время как православные – только от Бога-Отца.
Компетенция канонического права.
Римское право не имело в средние века такого глубокого влияния на правопорядок и общественную жизнь европейских стран, как каноническое право. Последние стало сильным орудием укрепление и развитие церковной власти и перестройки социальной культуры общества в нужном церкви направлении. Прежде всего каноническое право, которое в своей основе было правом управления, привело к тому, что церковная собственность стала несравненно лучше администрированной и в связи с этим более экономически полезной, чем соответствующие ресурсы мирских власть имущих. Кроме того, церковь получила большое богатства благодаря добровольным пожертвованиям путём развития институтов завещания и дарения в соответствии со своими возможностями оказывать религиозное давление.