Смекни!
smekni.com

Римское право (стр. 1 из 2)

Орловский Государственный Университет

Реферат на тему:

«Римское право»

Составил

студент 103 группы

юридического факультета

Колесников Александр

Орел, 1999 г.


Римское право - право Древнего Рима - наиболее развитая правовая система древности, послужившая основой для современной континентальной системы права, к которой принадлежит и Россия.

Римские юристы различали публичное право (jus publicum) и частное право (jus privatum). Первое относится «к положению римского государства», второе - «к выгоде отдельных лиц» (по определению юриста Доминиция Ульпиана, 3 в. н.э.). Судьба той и другой отрасли Р.п. оказалась в дальнейшем неодинаковой. Римское публичное право не пережило Римского государства и не оказало большого влияния на государственные институты более поздних народов. Можно говорить о преемственности лишь некоторых общих принципов республиканского периода: постоянный парламент (каким был римский Сенат), система сдержек и противовесов, выборность и подотчетность должностных лиц перед народом, парламентом и судом, участие народа в решении важнейших государственных дел. Наоборот, римское частное право сыграло выдающуюся роль в развитии гражданского права в средние века и в новое время. Римское частное право легло в основу законодательства многих западноевропейских государств, которые или прямо заимствовали римские правовые понятия и институты, или приняли принципы римского права за образцы при разработке кодексов нового времени (особенно в отношении права собственности и договорного права). Выработанные римскими юристами понятия, отличавшиеся точностью формулировок, чёткостью выводов, легли в основу научной разработки современного гражданского права.

Содержание римского частного права (римского права в узком смысле) далеко вышло за рамки отношений рабовладельческого общества и приобрело универсальный характер, идеально удовлетворяющий условиям высокоразвитого хозяйственного оборота. Развитие торговли привело к установлению принципа формального равенства в области частного права всех свободных лиц. Этот принцип явился результатом долгого развития. Исходным положением римского права было то, что только римский гражданин (civis rornanus) является вполне правоспособным лицом; всякий чужеземец, т.е. не член римской общины, - враг и не пользуется защитой закона. В древнейшую эпоху его можно было безнаказанно убить или обратить в рабство. По мере развития довольно оживлённой торговли с другими общинами и государствами такое бесправное положение чужеземцев сохраниться не могло. Стали признаваться основные имущественные права и за перегринами, т.е. чужеземцами, жившими на римской территории. Применительно к этой части населения сложилась специальная система норм, материалом для которой послужили отчасти нормы исконного римского права, отчасти нормы, заимствованные из права других государств, с которыми римские граждане имели деловые сношения (финикийского, египетского и особенно греческого права). Эта система получила название «права народов» (jus gentium). К «праву народов» римские юристы относили как установление рабства, так и отпущение рабов на волю, поскольку они знали, что и то, и другое не является собственно римским институтом, а также и такие гражданские правоотношения как «разделение имуществ, учреждение торговли, купли-продажи, найма, обязательства, за исключением тех, которые были введены собственно римским правом» (Гермоген, первая книга юридических отрывков). В результате этого и утвердился прогрессивный для того времени принцип формального равенства всех свободных людей. Под влиянием философии стоиков сложилась философско-правовая концепция идеального естественного права (jus naturale).

Римское частное право характеризуется индивидуалистическим началом; в нём доведён до логических пределов принцип наибольшей свободы хозяйственного самоопределения.

Особенностью правообразования в древнем Риме было правовое регулирование новых общественных отношений в основном не в порядке законодательства, а путём научной работы юристов и деятельности римских магистратов по разрешению споров между частными лицами (jurisdictio). Так постепенно изменялось римское право без ломки его формы. Законодательные акты республиканского Рима сводятся к памятнику древнейшей эпохи - двенадцати таблиц законам и сравнительно ограниченному числу законов (legos) по отдельным специальным вопросам. Только в императорскую эпоху законодательная деятельность активизировалась. Основное богатство римского частного права заключается в казуистике римских юристов, занимавшихся конкретизацией основных положений права на почве обсуждения и разрешения конкретных дел - казусов, что обеспечивало его жизненность. Наряду с этим римское частное право являлось в основе правом судебным. Судебные магистраты и в особенности преторы имели право издавать эдикты - программу деятельности этих магистратов, объявляемую (с кафедры на собрании) при вступлении в должность. Содержанием эдиктов были главным образом те правила, которых предполагал, а позднее обязывался придерживаться претор в течение своего должностного года. Опубликованные эдикты пересматривались и дополнялись следующим претором. Со времен Адриана существовали неизменные эдикты (edictum perpetuum). В совокупности нормы преторских эдиктов образовали так называемое преторское право.

Римские юристы пользовались вообще большим авторитетом и общественным значением. Начиная с Августа, императоры стали предоставлять выдающимся юристам право давать официальные консультации, причём их заключения (responsa prudentium) получали обязательную силу. Из отдельных выдающихся юристов Лабеон и Капитон (1 в. н.э.) положили начало двум школам, или направлениям, юридической мысли Рима. Ближайшим учеником Лабеона был Прокул, по имени которого эта школа получила название прокулианской; учеником Капитона был Сабин, по имени которого эта, вторая школа получила, название сабинианской. Среди прокулианцев выделялись два Цельзя (отец и сын); среди сабинианцев - Сальвий Юлиан Гай (получивший большую известность своим учебником римского права - Институциями, дошедшими до нас). Во 2 в. виднейшим юристом являлся Помпоний. Но самыми выдающимися юристами в конце 2 - начале 3 вв. являлись Папиниан, Павел, Ульпиан. Последним классическим римским юристом был Модестин (первая половина 3 в.).

Всеобъемлющая систематизация римского частного права была произведена уже после падения Римской империи. При византийском императоре Юстиниане 1 была проведена в 528-34 гг. кодификация Р. п., составившая 3 сборника, которым была придана сила закона: Институции, Дигесты и Кодекс - сборник императорских законов. Впоследствии (около 565 г.) к этим сборникам был присоединён четвёртый сборник - Новеллы. Лишь в 12 в. эти отдельные сборники юстиниановой кодификации были окончательно объединены под названием Свода гражданского права (Corpus juris civilis) (см. Свод Юстиниана).

Институт права частной собственности, собственно, впервые разработанный римскими юристами, получил в древнем Риме большое развитие. Определение права собственности как наиболее абсолютного права пользоваться и распоряжаться вещами с теми лишь ограничениями, которые установлены договором и правом, было заимственно впоследствии большинством гражданско-правовых кодификаций. Особой формой ограничения права собственности по римскому праву являлся сервитут, то есть «право на чужую вещь». Римская регламентация права собственности (в отличие от регламентации собственности в феодальном и современном праве) характеризуется тем, что существенных различий между правом собственности на движимое и недвижимое имущество в Риме не проводилось.

Право частной собственности находило в Риме своё завершение в наследственном праве. Римское право знало наследование по завещанию и по закону. Ульпиан определял завещание как правомерное выражение воли, сделанное торжественно для того, чтобы оно действовало после нашей смерти. Римское право проводило принцип свободы завещательных распоряжений. Однако свобода завещаний не была неограниченной: некоторых близких родственников завещатель не мог, без особых для того оснований, лишить наследства. Наследование по закону в древнейшем праве, нашедшем отображение в законах двенадцати таблиц, было построено на началах агнатского родства (agnatio), то есть родства, основанного на подчинении известного круга лиц общей власти домовладыки (paterfamilias). По мере развития хозяйственной и общественной жизни власть домовладыки стала ослабевать, а агнатское родство уступать место кровному - когнатскому родству (cognatio). Преимущественные права на наследство кровных родственников, когнатов, были признаны (хотя и не в полной мере) преторским эдиктом; окончательно принцип кровного родства победил лишь в Юстиниановом законодательстве.

Наряду с правом собственности очень подробную и технически развитую регламентацию получило в римском праве обязательственное право, особенно - договор (contractus). В римском праве установлены определённые замкнутые категории договоров, причём из каждого договора вытекают специальные, носящие особые названия иски (actiones). Исторически первую группу составляли вербальные (словесные) контракты, затем появились литтеральные (письменные) договоры, еще позднее произошло выделение (уже не по формальному, а по сущностному признаку) реальных и консенсуальных контрактов. Глубокую теоретическую проработку получили вопросы о предмете и содержании обязательства, пороках соглашения, перемене лиц в обязательстве, средствах обеспечения обязательства. Римское учение о договоре во многом сохраняет значение для современного гражданского права.

В римском праве также сложились и были развиты такие важнейшие правовые институты и понятия как правоспособность, юридическое лицо, давность, гражданство и т.д.