Привлечение предпринимателя к уголовной ответственности
К уголовной ответственности по статье 171 УК РФ могут быть привлечены вменяемые лица, достигшие 16 летнего возраста, а именно:
- физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя;
- руководитель, собственник, совладелец или соучредитель коммерческой организации;
- физическое лицо, являющееся фактическим руководителем, владельцем не зарегистрированного, т.е. нелегально действующего бизнеса.
И хотя «способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижению восемнадцатилетнего возраста» (п.1 ст.21 ГК РФ), на основании ст. 27 ГК РФ предусматривается возможность заниматься законной предпринимательской деятельностью по достижении лицом 16 лет в результате эмансипации, а в иных случаях и более раннем возрасте (ст.26 «Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет» ГК РФ).
То есть установленное ч. 1 ст. 20 УК РФ положение о том, что «уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста» не противоречит действующему российскому законодательству.
Наторговал на срок
При рассмотрении уголовных дел по привлечению граждан к ответственности за незаконное предпринимательство в судебной практике возникает необходимость более четкого, законодательного закрепления положения о том, что должно признаваться доходом от незаконной предпринимательской деятельности. Связано это с тем, что Уголовный кодекс в качестве основания привлечения к уголовной ответственности признает извлечение дохода в крупном (ч. 1 ст. 171 УК РФ) или особо крупном (ч. 2 ст. 171 УК РФ) размере. Правоохранительные органы, расследуя дела связанные с незаконным предпринимательством, неправильно трактовали сам термин «доход», что приводило к двоякому его толкованию:
- доход — это все, что получено от реализации продукции;
- доход — это полученная выручка за минусом затрат, связанных с реализацией товара.
В настоящий момент данное спорное толкование получило следующие разъяснения:
- сначала Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда РФ было указано, что, «согласно ст. 12 Закона РФ от 07.12.1991 № 1998–1 «О подоходном налоге с физических лиц» при исчислении подоходного налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, исключению подлежат документально подтвержденные и фактически произведенные расходы, связанные с реализацией имущества. Аналогичное положение содержится в ст. 42 разд. 4 Инструкции Государственной налоговой службы РФ от 29.06.1995 № 35 «По применению Закона Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц». Таким образом, анализ данных положений позволяет сделать вывод о том, что доход, предусмотренный ст. 171 УК РФ, следует определять как разницу между полученной от предпринимательской деятельности прибылью и расходами, понесенными в результате этой деятельности» (определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 17.12.1998 (см. «Бюллетень Верховного Суда РФ», 1999, № 7 стр. 9));
- затем Пленум Верховного Суда РФ указал, что прибыль от реализации продукции определяется как разница между выручкой от ее реализации и документально подтвержденными затратами, связанными с ее реализацией. «…предусмотренный диспозицией ч. 1 ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство) квалифицирующий признак данного состава преступления — извлечение дохода в крупном размере — составляет выгоду, полученную от незаконной предпринимательской деятельности, за вычетом расходов, связанных с ее осуществлением» (п. 9 постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 25.11.1998 № 1061п98 (по делу Кондратьевой)).
Кроме того, следует четко разграничивать доход полученный:
- при осуществлении предпринимательской деятельности без регистрации — денежные средства и иная материальная выгода, полученные от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества, а также полученные от внереализационных операций. При этом в состав доходов от внереализационных операций включаются:
- доходы, получаемые от долевого участия в деятельности других предприятий;
- доходы от сдачи имущества в аренду;
- доходы (дивиденды, проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам;
- другие доходы от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией за вычетом расходов, связанных с этой деятельностью;
- при осуществлении предпринимательской деятельности без лицензии — денежные средства и иная материальная выгода, полученные от реализации продукции (работ, услуг), для производства которой требовалось наличие лицензии за вычетом расходов, связанных с ее осуществлением.