Смекни!
smekni.com

Международное публичное право (стр. 4 из 9)

Механизм соблюдения договоров по разоружению складывается из трех основных элементов: 1) национальных средств и методов разоружения и контроля за разоружением со стороны других участников, 2) средств и методов, предусмотренных самим договором для данного вида вооружений, 3) универсальных институтов, например, Совета Безопасности ООН, к которому апеллирует большинство договоров, конвенций по разоружению.

Принцип разоружения как новейший принцип является одним из самых динамичных в системе принципов. Задача государств, их обязанность перед человечеством состоит в заключении договоров о запрещении еще существующих вооружений, из которых складывается то, что называется "военная сила", а также в запрещении вооружений, которые могут быть изобретены в будущем.

Принцип мирного разрешения международных споров является функциональным принципом международного права. Он представляет собой совершенный метод, систему способов и механизмов, обеспечивающих мирное сотрудничество субъектов системы во всех областях. В качестве универсальной нормы принцип существует с 1945 г., будучи включенным в Устав ООН, хотя как многосторонняя норма он применялся уже после Гаагских конференций 1899-1907 гг., был подтвержден в качестве таковой Пактом Бриана - Келлога 1928 г., обсуждался и рекомендовался Лигой Наций.

Источником принципа являются Устав ООН (п. 3 ст. 2, ст. 33-37), Статут Международного суда ООН, уставы региональных политических организаций, положения огромного числа международных договоров, регулирующих различные отношения государств.

Конкретизация принципа, согласованное понимание и толкование его положений, а также соображения по поводу его развития предпринимаются через систему актов Генеральной Ассамблеи ООН, ее деклараций и резолюций, таких, как Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений государств (1970 г.), Манильская декларация о мирном разрешении международных споров 1982 г., и региональных актов, например, Итоговый документ Совещания в Валлетте "Принципы урегулирования споров и положения процедуры СБСЕ по мирному урегулированию споров" 1991 г.

Права государств, других субъектов системы международного права, устанавливаемые принципом, состоят в том, что они имеют право: выбирать средства и способы разрешения конфликта; требовать, чтобы стороны, участвующие в конфликте, не уклонялись от поисков способов мирного разрешения противоречий; требовать выполнения принятых решений; прибегать к помощи международных организаций, в частности, ООН, ОАЕ, ОАГ, ОБСЕ.

Обязанности государств, обусловленные задачами принципа, состоят прежде всего в том, чтобы государства - участники спора: не прекращали процесс мирного урегулирования и поисков взаимоприемлемых способов; при разрешении спора исходили из учета интересов или баланса интересов спорящих сторон; в процессе мирного урегулирования воздерживались от любых действий, могущих нанести ущерб поискам путей мирного разрешения спора; выполняли принятое в согласованном порядке решение.

В случае, если спор имеет серьезный характер и если его продолжение может угрожать интересам безопасности сторон и всеобщему миру, Совет Безопасности ООН может рекомендовать сторонам принять конкретную процедуру урегулирования, а в случае отказа обратиться с призывом к сообществу государств применить уставные санкции против нарушителей по ст. 40-41 Устава ООН.

Особенностью содержания принципа мирного разрешения международных споров является входящий в его структуру достаточно обширный перечень способов мирного разрешения межгосударственных противоречий. Один только Устав ООН содержит их около десятка. Кроме упомянутых ранее, ст. 33 называет двусторонние переговоры, добрые услуги, посредничество, являющиеся традиционными, и новые - обращение к региональным органам, обследование.

Все известные региональные организации имеют органы мирного раз решения споров - комиссии, комитеты, суды. Так, ОАЕ (Организация африканского единства) имеет комиссию по посредничеству, примирению и арбитражу; Лига арабских государств - юридический комитет, кроме которого споры может разрешать также Совет Лиги; Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе имеет Суд по примирению и арбитражу и Комиссию по примирению.

Принцип суверенного равенства государств, или, как его иногда называют в доктрине, принцип равноправия государств, отражает основную черту и особенность международного права - наличие у его основных субъектов-государств качества суверенитета и в силу этого - равенство самих субъектов. Качество суверенитета, уникальное по своему характеру, является основой для классификации субъектов международного права и определения юридической природы и объема их правосубъектности; для установления только согласительной процедуры международного нормотворчества; для отказа от создания организаций, обладающих чертами наднациональности, и многого другого, что позволяет говорить о международном праве как особой системе права.

В силу этого качества государства - субъекты международного права равны независимо от времени возникновения, величины территории, количества населения, наконец, от чьего-то признания или непризнания.

Основным источником принципа равноправия является Устав ООН, закрепивший его в писаной форме в п. 1 ст. 2. Практически все право мерные международные договоры и обычаи реципируют положения принципа или основываются на нем. Как и другие принципы, он конкретизируется также в морально-политических и других видах социальных норм, регулирующих отношения государств, - в Декларации о принципах, касающихся дружественных отношений государств (1970 г.), Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ 1975 г., Итоговом документе Мадридской встречи СБСЕ 1983 г. и др.

Закрепляя формально-юридическое равенство участников правоотношений, баланс их взаимных прав и обязанностей, принцип не препятствует достижению фактического равенства, дающего преимущества слабейшему относительно данного объекта договора субъекту. Международное право поощряет создание режима преференций для слаборазвитых государств, оказание помощи жертвам катастроф. Все эти отношения не противоречат установлениям принципа равенства государств, дополняя его требованиями общеправового принципа справедливости.

Права государства, обусловленные принципом равноправия (суверенного равенства) - важнейшим функциональным принципом системы, заключаются в равном допуске ко всем видам сотрудничества и на равных со всеми основаниях, в равной защите через международно-правовые механизмы. Ярко реализуются императивы принципа в связи с проблемой допуска к использованию богатств, признаваемых общечеловеческим достоянием, - открытого моря, Антарктики, космоса. Их ресурсы используются, как отмечается в договорах, в интересах всего сообщества с учетом интересов и прав государств, пока не имеющих достаточных технических возможностей.

Одна из сторон рассматриваемого принципа заключается в том, что государства равноправны и независимы при осуществлении своей внешней функции. Они свободно, по своему желанию, без давления извне вступают в дипломатические или консульские отношения, обмениваются посольствами или миссиями, поручают выполнение своих функций третьему государству; они сами решают проблему признания новых государств и правительств, вступления в международные организации и выхода из них. Кстати, именно наличие этого важнейшего и подкрепляемого принципом права не дает оснований говорить о наличии в международном сообществе наднациональных организаций, ибо признаками таковых являются следующие: невозможность выхода по собственному желанию, требование подчинения меньшинства большинству при принятии решений такой организацией и наличие исключительной компетенции организации в осуществляемом ею виде сотрудничества.

В этой связи возможна постановка вопроса о существовании в обычно-правовой форме самостоятельного принципа, защищающего независимость государства при осуществлении его внешней функции по аналогии с принципом невмешательства во внутренние дела государств.

Особая группа прав, защищаемых принципом, связана с участием государств в универсальных договорах, кодифицирующих нормы международного права или регулирующих отношения, по использованию обще человеческого достояния или решению глобальных проблем. Каждое государство имеет право на защиту и выгоды, обусловленные его участием в таких договорах, имеет право требовать, чтобы его права на участие были реализованы. В связи с этим следует упомянуть дискриминационную формулу ООН об участии в договорах, в соответствии с которой государства - нечлены ООН не могли стать участниками договоров, заключенных в рамках или под эгидой ООН, хотя объект договоров касался всех государств. (Она была включена в Конвенции по морскому праву 1958 г., Венскую конвенцию о дипломатических сношениях 1961 г. и др. В настоящее время ограничения такого рода не встречаются.)

Обязанности государств состоят во взаимном признании юридического равенства, в заключении сбалансированных договоров, где объем прав соответствует объему возлагаемых на субъектов обязанностей, в уважении международной право субъектности друг друга, в частности, в недискриминации при осуществлении государствами своей внешней функции - установлении дипломатических и консульских отношений, признании государств, вступлении и выходе из международных организаций.

Одновременно не является обязанностью государства заключение дипломатических или консульских соглашений, участие в договорах без явно выраженного согласия. Не являются нарушением данного принципа ограничения, налагаемые на государства в качестве санкций за серьезные нарушения международного правопорядка, например, упомянутые в ст. 5 и 6 Устава ООН приостановление членства в ООН или исключение из ООН.