Существующий, таким образом, сравнительно недолго принцип имеет весомые результаты - за время его действия практически решена поставленная Уставом ООН задача деколонизации планеты, получили независимость около ста государств, к 2000 г., по материалам ООН, в колониальной зависимости не должно остаться ни одной территории, ни одного народа или нации.
В связи с таким положением принцип претерпевает некоторые сущностные изменения - если раньше на первый план выдвигалась задача борьбы с колониализмом, ущемляющим политические, экономические, национально-культурные права неоформленной государственной общности, то ныне в соответствии с принципом право на самоопределение имеют каждые нация или народ, решившие изменить свой политический, экономический статус - выйти из состава государства, влиться в другое государство, образовать конфедерацию.
На первом этапе развития принципа упор делался на регламентацию статуса колонизуемого и колонизатора, определялись их взаимные права и обязанности, наиболее существенным, ключевым было право колонизуемого применить против колонизатора военную силу, что запрещалось международным правом, если речь шла о межгосударственных отношениях (см. раздел о принципе запрещения применения силы и угрозы силой). При этом, однако, требовалось, чтобы народ или нация имели орган, возглавляющий такую борьбу, поддержку со стороны большей части населения, способный эффективно контролировать значительную часть национальной территории. При достижении собственной государственности народ и нация должны были подчиниться всем без исключения принципам международного права.
Активная деколонизация привела к появлению нового субъекта международного права - народа и нации, находящихся в стадии борьбы за свое самоопределение.
Под влиянием принципа сформировался новый состав международного преступления - неоколониализм, понимаемый как применение иных, кроме политических и военных, методов удержания в подчинении быв шей колониальной территории.
Права народа и нации состоят в самостоятельном принятии ими решения о самоопределении, в праве на самостоятельный политический статус, праве на свободное экономическое развитие, национальную и культурную самобытность; они свободны в распоряжении своими естественными ресурсами, которые обеспечивает им их территория или их доля в общечеловеческом достоянии.
Они имеют право требовать, чтобы их права осуществлялись мирно и без незаконного противодействия, в соответствии с международным правом, по воле большинства народа, без фальсификации его позиции.
Государства обязаны мирно, на основе свободного переговорного процесса определить все этапы и условия предоставления таких прав, на которые законно претендуют данные народ, нация, не ущемляя прав других народов, наций, составляющих население государства.
Сообщество государств, отдельные государства обязаны оказывать моральную, политическую, материальную помощь самоопределяющемуся субъекту.
Существенным моментом в рассмотрении правового содержания принципа является то, что факт колонизации устанавливался во взаимоотношении метрополии с колонией. Значительно труднее определить факт колонизации в случае проживания народов, наций в составе одной государственной территории, в течение достаточно длительного исторического периода. В таких случаях необходимо определить, имеет ли место ограничение права такой общности на участие в политической жизни, экономическое неравенство, ущемление права на культурно-национальную реализацию.
Нарушения принципа устанавливаются в соответствии с международно-правовыми механизмами - в органах ООН в первую очередь, а к нарушителям применяются меры принуждения1.
Принцип уважения прав и основных свобод человека связывают с правовыми идеями и конституционными актами Соединенных Штатов Америки, Франции и их идеологом аббатом Грегуаром, автором Декларации прав человека 1789 г., а в международно-правовом плане - с защитой жертв войны (XIX в.) и деятельностью Международной организации труда (начало XX в.).
Сформировалось понимание того, что требование деколонизации не долж но использоваться в целях сепаратизма и расчленения государственной территории
В виде универсальной императивной юридической нормы он был закреплен в преамбуле, ст. 1 и 55 Устава ООН в 1945 г. Далее следовали его конкретизация и уточнение содержания в морально-политических резолюциях и декларациях Генеральной Ассамблеи ООН, из которых важнейшей, этапной, была Всеобщая декларация прав человека 1948 г. Ее содержание сегодня интересно тем, что она показывает, каковы были в тот период представления о комплексе прав, принадлежащих человеку. Одновременно с 1946 по 1966 г. шла работа в Комиссии международного права Генеральной Ассамблеи ООН над проектом обязательного документа - международного договора, защищающего права и основные свободы человека.
Созданные в результате два документа - Пакты о правах человека 1966 г. - вступили в силу в 1973 г., став базовыми, кодифицирующими положения принципа документами. Пакт о гражданских и политических правах и Пакт об экономических, социальных и культурных правах представляют собой, несмотря на их обширность и проработанность, только минимум прав, которые должны быть предоставлены государствами проживающему на их территории индивиду и закреплены в национальном законодательстве. Позже они также были дополнены и конкретизированы договорами, защищающими отдельные права человека или отдельные категории индивидов. К ним относятся такие, как Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г.
Параллельно шло формулирование составов деяний, считающихся преступлением против прав человека, в конвенциях о наказании за геноцид, расовую дискриминацию, апартеид (1948, 1966 и 1973 гг. соответственно).
Для защиты своих прав индивид обращается к помощи национальных судов, действующих в соответствии с конституциями государств, положения которых в части, касающейся прав человека, должны соответствовать международно-правовым стандартам - источникам принципа уважения прав и основных свобод человека. В ряде случаев, например, по Конвенции о запрещении пыток и любого другого обращения, унижающего достоинство человека, некоторым региональным документам, индивид с согласия государства может обращаться и в международные органы.
В случае систематического нарушения прав человека в органы международной юстиции, в органы ООН могут обращаться любые члены сообщества государств, так как при нарушении принципа страдающим, как указывалось ранее, считается все сообщество.
Поскольку принцип обращен к государствам - субъектам международного права, речь должна идти именно об их правах и обязанностях Они имеют право, являясь, как было указано ранее, членами сообщества, требовать, чтобы все государства соблюдали свои международные обязательства и не нарушали права человека на своей территории; имеют право обратиться с иском о нарушении прав человека в органы ООН - Генеральную Ассамблею, Совет Безопасности, Международный суд, региональные органы, органы, созданные конкретными договорами для наблюдения за их выполнением. Например, комитеты и комиссии по правам человека созданы в соответствии с Пактами о правах человека, Конвенциями о запрещении расовой дискриминации и апартеида. Государства имеют право требовать наказания лиц, виновных в грубых нарушениях прав человека - международных преступлениях против человечности, и наказывать их, если они оказались на их территории, в пределах их юрисдикции; для этого они имеют право учреждать особые международные суды и трибуналы, как, например, Нюрнбергский, Токийский трибуналы, международный трибунал по Югославии, по Руанде. Государства имеют право на участие в договорах, защищающих права человека, и на защиту таких договоров.
Обязанности государств состоят в неукоснительном соблюдении требований принципа, как-то: в приведении в соответствие с международными обязательствами национального законодательства по правам чело века, в наказании лиц, виновных в нарушении прав человека, в разрешении споров, связанных с нарушением прав человека, только мирными средствами. Государства обязаны особо защищать отдельные категории физических лиц, например, национальных меньшинств, инвалидов, коренных народов на своей территории.
Наиболее регламентированы права и обязанности государств по соблюдению принципа в документах СБСЕ-ОБСЕ, особенно в Итоговом документе Венской встречи 1989 г. и Итоговом документе Копенгагенской встречи 1990 г. - так называемой Копенгагенской конституции, а также Венской декларации и Программе действий, принятых в 1993 г. на Всемирной конференции по правам человека, организованной ООН.
Грубыми нарушениями принципа являются геноцид, нарушающий право человека на жизнь в составе расовой, этнической, религиозной группы, расовая дискриминация, нарушающая право человека на равенство в пользовании всеми правами человека, апартеид, представляющий собой форму эксплуатации, рабства и угнетения большинства меньшинством.
Ответственность за нарушение принципа несут как государства, так и дополнительно отдельные категории физических лиц. В качестве санкций могут быть применены самые жесткие меры, вплоть до ограничения суверенитета государства.
Принцип международной защиты окружающей среды относится по времени возникновения к новейшим, послеуставным принципам международного права.
В настоящее время можно говорить о наличии основного принципа международного права, обязывающего государства сотрудничать по ох ране окружающей среды. В рамках международного права имеется обширный нормативный материал, регулирующий такое сотрудничество. Она представлена почти 400 международными договорами, защищающими отдельные регионы Земли, отдельные виды флоры и фауны, природные процессы, природные комплексы, а также создающими отдельные органы сотрудничества.