Вопрос о гражданском обществе мало занимал русскую юридическую литературу, в том числе ту, которая держалась концепции так называемой государственной школы (Чичерин, Градовский, Сергеевич). Энциклопедия Брокгауза-Ефрона уделяет гражданскому обществу несколько слов: это не что иное, как "употребляемое в особом смысле некоторыми юристами обозначение совокупности лиц, которые в данное время на данной территории учавствют в образовании гражданского права. В энциклопедии Гранат гражданское общество не упомянуто в принципе: оно поглощается понятием "гражданин" в статье, принадлежащей перу известного и в нашей советской истории профессора М.Рейснера.Предпосылками понятия гражданина М.Рейснер видит так называемые состояние личной свободы и состояние частноправового равенства (и, соответственно - гражданского общества). И, конечно, прав Рейснер, утверждая, что в свободном государстве не может быть "личного подданства" -есть только "подданство закону" (12).Строгое разграничение государства и общества было обусловлено политическими воззрениями буржуазии в эпоху первых революций, когда государство отождествлялось с властью абсолютного монарха, а общество - с “третьим сословием”, выступающим от имени всего народа. Общество граждан воспринималось как общество, свободное от абсолютитского произвола, где произойдет экономическая и духовная эмансипация человека, а государство - как аппарат насилия, который стремится подчинить общество чуждой ему власти (13). “Идеологи “третьего сословия”, выдвигая идеи гражданского общества, стремились обосновать необходимость перераспределения политической власти, чтобы покончить с незаслуженными привилегиями дворянства и духовенства, с деспотической системой общественного устройства” (14). Для окончательного самостоятельного развития гражданское общество таким образом нуждалось в создании соответствующих этим отношениям институтов власти.
Важным условием при этом выступала самоорганизация гражданского общества, функционирование его вне непосредственного контроля со стороны государства.По мнению Фергюсона, шотландского мыслителя XVIII века, в обществе взаимодействуют две основные установки, которые можно суммировать в понятиях “кодекса чести” и “коммерческого интереса”. Он отмечал, что у новоевропейских народов происходит заметный сдвиг ценностей от “чести” к “интересу”. И эта тенденция импонирует автору, так как мир становится богаче и свободнее. Но Фергюсона волновали вопросы: не создает ли в таком обществе отделение правителей и военных от граждан предпосылок для захвата власти первыми и разрушения этого строя; и не приведет ли рынок к новому рабству? (15). Эти вопросы актуальны и для нынешнего противоречивого развития России.“...Гражданское общество возникло не вдруг и не постепенно, путем мирной эволюции” (16). Помимо этого и там, и уже в наш век сталкивались две тенденции: этатистская и социальная.Трансформация государства, сопровождающаяся восхождением нового -гражданского (буржуазного) общества, поставив ряд проблем: “как обеспечить гражданский мир и порядок в обществе; как защитить всеобщий интерес, не посягая на интересы частные, личную свободу, суверенитет граждан; как гарантировать устойчивое функционирование демократических институтов” (17).Индустриальное общество XIX века имело ярко выраженную классовую социальную структуру, поэтому понятие гражданского общества было в товремя понятием социальной борьбы. По мере усиления класса буржуазии этот класс приобретал экономическую, то есть общественную власть. В сущности происходило подавление одной части общества другой его частью, несмотря на сопротивление. Сопротивление в форме классовой борьбы доходило до неоднократных революционных восстаний пролетариата. Последние, однако, являются элементом саморегулирования индустриального общества XIX века, ибо они заставляли господствующий класс смягчать условия эксплуатации труда в целях не только такого “равновесия” интересов буржуазии и пролетариата, которое было бы достаточным в смысле экономического роста, но и стабилизирующим с точки зрения порядка в обществе.Государственная власть по мере институализации все более служила интересам буржуазии. В таких социально-экономических условиях прямую зависимость экономического роста от степени эксплуатации наемного труда понимают как закономерную, объективную необходимость, социальное зло, необходимое ради общественного прогресса (18).Преодоление этого этапа явилось предтечей научно-технической революции, которая дала коренное изменение структуры и качества производительных сил и создало материально-технологическую базу высокого уровня жизни в постиндустриальном обществе.
Можно сказать, что в период формирования индустриального общества государство действовало в интересах всего общества в той мере, в какой оно предоставляло гражданское общество самоуправлению и лишь охраняло экономическое господство буржуазии (благодаря чему и получило эпитет ^ночного сторожа99).С другой стороны, невмешательство государства в сферу гражданского общества объективно создавало основу для монополизации и сосредоточения общественной власти в руках отдельных групп. Однако этот период не стал периодом "загнивания" индустриального общества. То, чего боялся Фергюсон, не случилось. На это было несколько причин, которые не смог разглядеть Фергюсон.Во-первых, промышленная и научная революция обеспечили техническое превосходство социальной системы, сделавшей ее независимой. Высокийуровень жизни в странах, выбравших "интерес", говорил сам за себя, и производство при этом "становится более прямым путем к достижению благосостояния, чем угнетение и насилие". Последнее является уникальным качеством, отличающим гражданское общество. Зарабатывание денег в таком обществе возможно "и не имея власти, и не имея дела с властями55 (19).Во-вторых, в Европе было множество государств, что важно, потому как экономическое или даже военное превосходство, демонстрируемое странами , выбравшими "интерес", а не "добродетель" или "честь", или сомнительное сочетание одного и другого , и сохранившими таким образом гражданское общество, заставляло другие страны следовать их примеру. А когда таких государств много, можно подавлять гражданское общество, но не везде.Наконец, важной причиной сохранения потенциала гражданского общества послужило такое его качество, как самоорганизация. Устранение внешней санкции и ритуальных форм фиксации социального долга и возложение вместо этого на каждого индивида нелегкой обязанности быть для самого себя и духовником, и судьей сыграло огромную роль в развитии гражданского общества. Отстраненная, самим индивидом санкционированная преданность добродетели, свободно исповедуемой взрослыми и ответственными индивидами, есть краеугольный камень гражданского общества.
В отличие от добродетели, становящейся целью политики государства или всего общества, приводящей к катастрофическим последствиям для обоих. В первом случае человек преследует интерес отстранение, "он копит богатство, но не одержим страстью к накопительству, и поэтому реинвестирует прибыль, закладывая основы непрерывного экономического развития" (20). Установлено, что человек "по своей природе " не склонен зарабатывать все больше и больше денег, он хочет просто жить так, как оно привык, и зарабатывать столько, сколько необходимо для такой жизни. Тогда, когда "современный капитализм пытался повысить производительность труда путем увеличения его интенсивности, он наталкивался на... необычайно упорное сопротивление" (21) и продолжает наталкиваться и по сей день. Именно такой незаинтересованный интерес лежит в основе капитализма.В XIX веке, как правило, можно обнаружить непосредственную связь между уровнем экономического развития и характером политического режима в стране. Там, где механизмы саморегулирования были более развиты и в общественных отношениях государство способствовало утверждению режима господства права, например, в США, наблюдался и более высокий уровень индустриального развития как следствие складывания прочнных основ гражданского общества. Там же, где государство сдерживало гражданское общество, например, в Германии (до к. XIX в.) и в России, сращивание концентрированной общественной власти с государственным аппаратом привело к возникновению тоталитарных систем. Гражданское общество наряду с действием других институтов содействует консолидации демократии (а затем и ее сохранению), но не является ее непосредственной причиной. “Консолидацию” здесь следует понимать как процесс трансформации эпизодических соглашений и половинчатых норм “в отношения сотрудничества и конкуренции, прочно усвоенные, постоянно действующие и добровольно принимаемые ... политиками и гражданами” (22), участвующими в демократическом управлении. При этом происходит институализация неопределенности некоторых ролей и областей политической жизни, одновременно с которой, а граждане получают уверенность, что борьба за государственные посты и влияние не выйдет за пределы предсказуемого набора вариантов (23).“Гражданское общество не является прямым следствием капиталистического прогресса, хотя последний способствует его укреплению; “напротив, для его появления требуется артикулированная политика со стороны государственной власти и определенные привычные нормы жизнедеятельности частных воспроизводителей” (24).