Таким образом, развитие событий XX века показало, что несмотря на стремление концентрированной общественной власти монополий подавить механизмы саморегулирования гражданского общества, использовать в этих целях государственные институты, саморегулирующееся начало оказалось сильнее.Там, где механизмы саморегулирования оказались достаточно развитыми, государство, выполняя роль институции гражданского общества, стало ориентироваться на регулирование общественных отношений с целью защиты частного интереса, рассредоточения общественной власти, формирования защитных механизмов саморегулирования и восстановления эффективности старых. Этому служило, во-первых, естественное формирование и законодательное оформление защитных механизмов общества (профсоюзы, союзы предпринимателей, общества потребителей, движения, партии); во-вторых, государственная политика демонополизации, поддержка плюрализма интересов в обществе; в-третьих, социальная политика государства, нацеленная на защиту отдельных социальных групп и в конечном счете интересов общества в целом. Там же, где механизмы саморегулирования были развиты недостаточно, сращивание концентрированной общественной власти с государственным аппаратом привело к подавлению гражданского общества и возникновению тоталитарных систем (25).По мере необходимости правовых средств защиты частного интереса в общественном сознании постепенно укреплялись представления о существовании различных, хотя и взаимосвязанных сфер: государства как сферы публичной власти и гражданского общества как негосударственной сферы, где граждане сами реализуют свои потребности и интересы. При этом для общественного движения и порядка, постепенно устанавливающегося в ряде стран с конца XVIII-начала XIX века, благодаря развивающемуся гражданскому обществу, можно выделить следующие характерные черты: во-первых, право на свободное самоопределение личности в ее сфере, свободной от вмешательства государства; во-ворых, саморегулирование экономического и культурного процесса в результате свободной игры сил; в-треьих, экономический и культурный прогресс на основе свободной конкуренции; в-четвертых, возникновение нового слоя общества, отличающегося образованием и владением собственностью” (26).Теоретически момент, "когда социум перестал навязывать занятие индивиду и вместо этого он сам стал выбирать себе поприще, можно считать началом развития мобильного и постоянно обновляющегося общества...и, пожалуй, законом гражданского общества является подчинение индивида договорным, но не статутным отношениям59 (27).
Как ни странно, можно констатировать, что гражданское общество " возникло как будто в нарушение нормального, естественного порядка вещей" (28).Ситуацию, которую марксизм называл превращением “класса в себе” в “класс для себя, имея в виду переход социальной группы, не осознающей своих интересов и не участвующий в общественной жизни и представляющий собой просто совокупность автоматизированных индивидов к самоорганизации, когда она “рождается или примыкает к движению, выражающую ее интересы” (29), можно также назвать процессом рождения гражданского общества.В мировой науке сегодня получил признание поход к гражданскому обществу как к комплексу общественных отношений, независимому от государства, но взаимодействующему с ним. Под компонентами гражданского общества в цивилизованных странах мира понимают: собственность, труд, предпринимательство, общественные объединения, отправления религиозных культов, воспитание, образование, науку, культуру, семью и средства массовой информации. Иначе говоря, гражданское общество включает в себя, во-первых, спонтанно сформировавшиеся первичные самоуправляющиеся общности людей (сюда относятся семья, кооперации, общественные организации, хозяйственные корпорации, ассоциации, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические, концессионные и др. объединения); во-вторых, совокупность негосударственных экономических, социальных, духовных, нравственных и других общественных отношений; в-третьих, производственную и частную жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы; в-четвертых, сферу самоуправления свободных индивидов и их организаций, огражденную законом от прямого вмешательства в нее со стороны государственной власти и политики (30).Следовательно, гражданское общество представляет собой некую негосударственную ассоциацию граждан, объединенных рядом различных признаков, в целях как удовлетворения их индивидуальных потребностей и интересов, так и реализации их потенциальных возможностей на благо всех и каждого. Этот последний факт говорит о том, что гражданское общество - это не просто внегосударственная сфера жизнедеятельности граждан. Для реализации индивидуальных и групповых интересов существуют специальные институты и отношения, относящиеся уже к деятельности государства. Иными словами, между гражданским обществом и государственной сферой существует тесная взаимосвязь, от качества которой зависит уровень демократии в государстве, зрелость гражданского общества, а отсюда - качество жизни общества в целом.
Одна из главных черт гражданского общества - центральная роль в нем индивида. Не государство, не политическая партия или другая общественная организация, а именно свободный гражданин является стержнем общества и государства. Индивид с присущей ему определенной обусловленной системой потребностей, интересов и ценностей, человек как личность (а не как безликий народ или, что еще хуже, человеческий фактор) - при наличии возможностей реализации этой системы превращается в главного участника общественного развития, члена гражданского общества (31).Ив наши дни не просто решить вопрос о приоритете: личность или общность. "Суверенная личность" или суверенное общество". "Права человека и гражданина" в их современном истолковании и их конкуренция с правами всего "гражданского общества". Как равно и вопрос о субординации гражданского общества и демократического правового государства. Оправданно здесь вспомнить Г.Гроция, который считал, что с возникновением государства суверенитет переходит к нему.В наши дни предпочтение все еще остается за обществом. Только с правовым государством и в правовом государстве начинается обратный процесс, уравновешивающий личность и общество (32).Суверенитет принадлежит не государству, а гражданскому обществу, составленному из свободных и равноправных индивидов, для которых естественное право выше права позитивного. Отсюда правительственная власть снабжена не столько правами, сколько обязанностями. Но и само гражданское общество , что не второстепенно, должно быть настолько цивилизованным, чтобы подчиняться конституции и суду в той же мере, в какой то же самое входит в обязанности правительства (33).Сегодня главенствующая идеология отошла от приоритета социально-классовой трактовки явлений общественной жизни, идет процесс "реабилитации" теории естественного права. "С другой стороны, тезис о материальной, экономической детерминации положения человека в обществе и фактически остался неизменным59 (34). Социалистическая концепция прав человека всегда отвергала идею “прирожденных”, “неотъемлемых” прав, во-первых, потому, что такая трактовка представляет собой одну их основ теории естественного (буржуазного) права, и, во-вторых, идеи о внеземном общественном происхождении прав многих классических исследователей окончательно снимали проблему какого-нибудь конструктивного сотрудничества между теорией естественного и советского права (35). Советское государство “предоставляло” гражданам права, определяя объем последних и соответствующие обязанности.
Возрождение личностного аспекта естественно-правовой теории находит свое выражение как в научных теоретических источниках, так и действующем законодательстве. Так, Конституция РФ в ст. 17 п.2 закрепила не отчуждаемость и принадлежность каждому от рождения основных прав.Каждый человек наравне с другими в гражданском обществе пользуется правом индивидуальной свободы, которое гарантируется. Это означает, что человек имеет максимум возможностей раскрыться как личность в любой сфере деятельности, которую он изберет, при условии, что осуществление прав и свобод не нарушает права и свободы других лиц (п.З ст. 17 Конституции). Замечательным свойством гражданского общества в этом отношении является то, что “… даже человек рассеянный или поглощенный своими частными заботами... может с полным основанием чувствовать себя свободным. Гражданское общество дарует свободу не только бдительным” (36).Быть по-настоящему свободным, противостоять государственному диктату, приносить максимальную пользу обществу возможно лишь при условии обладания определенной собственностью и свободного распоряжения ею. В отличие от того стремления к уравниловке, которое господствовало в нашей стране, в цивилизованных странах гражданское общество не связывалось верхним пределом благосостояния. В гражданском обществе граждане сами кормят себя и одевают, не надеясь целиком и полностью на государство. И в этом плане у них большой потенциал.Граждане свободно вступают и прекращают свои взаимоотношения в различных сферах жизни и деятельности, поэтому в этих сферах возможно саморегулирование без участия государства. Более того, здесь вмешательство государства может принести только вред, ибо "сложность "больших систем", каковой и является государство, такова, что централизованный управляющий орган не в силах перерабатывать весь поток всей необходимой информации, учитывать все параметры ситуаций и своевременно принимать оптимальные решения, так как время, затрачиваемое на это, делает дальнейшую управленческую активность бесполезной. В конце концов централизованное управление "большой системой" может привести только к ее развалу" (37).Саморегулирование гражданского общества означает также самоуправление, которое может быть территориальным, национальным, производственно-экономическим.