.
Доклад выполнил: студент 1-го курса Бадеев Д. А.
Московский областной филиал Московского университета МВД РФ
Руза 2004
Введение
Длительное время общество существовало без государства. Это самый длительный период развития государства. С развитием человек научился использовать подручные средства, которые он использовал для создания необходимых условий жизни. В процессе совершенствования орудий труда, у человека появляется избыточный продукт, который неизбежно ведет к социальному, имущественному расслоению. Появление избыточного продукта влечет за собой зарождение классов. С появлением классов в обществе возникают социальные противоречия, регулирование которых возможно лишь посредством принудительной силы правящего класса.
Постепенно происходит развитие законодательных актов, которые закрепляли права, свободы и обязанности правящего и угнетаемого классов. С закреплением государства, усложнением общественных отношений общество создаёт основной закон - конституция, который должен перво-наперво «зафиксировать» сложившиеся в обществе отношения и в дальнейшем регулировать взаимоотношения граждан между собой и с государством. Конституция является фундаментом всего законодательства.
Поэтому из всех юридических документов широкому кругу граждан наиболее известны конституции. Вряд ли в России найдется человек, который бы не слышал, что в его государстве есть конституция.
Термин «конституция» (от латинского constitute - установление, устройство) имеет многовековую историю, был известен еще в Древнем Риме и использовался для выражения различного рода установлений и указов императоров. В средневековье так назывался акт о феодальных вольностях. Однако идея конституции как основного закона государства, устанавливающего основы организации и правового положения личности, зародилась лишь в новое время, в эпоху борьбы буржуазии и народных масс против феодализма.
Первоначальным этапом конституционного развития стал период становления и утверждения буржуазного общества в передовых странах Европы, Америки, Именно там появляются первые конституции США - 1787 г, Франция 1791 г, которые оказали огромное влияние на мировое конституционное развитие.
Каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. Конституция важна и необходима для современного государства.
Сущность конституции состоит в том, что она представляет собой отражение соотношения политических сил, существующего на момент принятия основного закона. Принятие новой конституции, либо внесение в нее изменений и дополнений осуществляется классом, пришедшим к экономической и политической власти. Конституция есть результат экономической и политической борьбы в обществе, правовое закрепление действительного соотношения сил в этой борьбе.
Для изучения Основ Конституции РФ большое значение имеет классификация конституций. Содержание конституции проявляется в ее форме, которая представляет собой способ организации заключенных в ней правовых норм. Современная юридическая наука классифицирует существующие конституции по различным критериям.
В истории Российской Федерации насчитывается пять официально принятых конституций соответственно 1918, 1925, 1937,1978 годов и ныне действующая конституция 1993 года. А также официально не принятый проект конституции Никиты Муравьёва.
Сроки действия конституций РСФСР составляли последовательно свыше 40 и 15 лет, что говорит, учитывая сложный исторический путь развития России, в целом об относительной стабильности конституций.
Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый этап в истории государства, отражало утверждение новых концепций или углубление и совершенствование прежних.
1.1 « Конституция » Н. Муравьёва и «Русская правда» П.И.Пестеля
Конституционные проекты декабристов имеют сложную творческую историю. Работа над ними началась рано. Уже в 1818-1819 гг., т. е. в годы возникновения «Союза благоденствия», П.И. Пестель приступил к работе над этими проектами. После своего доклада о преимуществах республиканского правления, прочитанного в 1820 г. на собрании Коренной управы Союза в Петербурге, он вновь принялся за работу над проектом будущей революционной конституции, теперь уже в республиканском духе. В те годы Никита Муравьев был его убежденным единомышленником. Он тоже горячо интересовался конституционными темами, обсуждал их с Пестелем, обменивался с ним рукописями. Осенью 1821 г. Никита Муравьев начал писать свой проект конституции. Имеется, по меньшей мере, четыре варианта его, сменявшие друг друга и отражавшие эволюцию политических воззрений их автора. Есть один вариант южного конституционного проекта — «Русской Правды» Пестеля. Оба проекта писались не в одиночестве, их авторы обсуждали между собой, совещались с другими членами общества, обсуждали предлагаемые решения. Их работа отражает кипение коллективной мысли, поиски первыми русскими революционерами верных политических решений.
По «Русской Правде» Пестеля, крепостное право немедленно уничтожалось, и все граждане уравнивались в правах. «Русская Правда» объявляла, что крепостное право «есть де постыдное, противное человечеству». Рабство «должно быть решительно уничтожено, и дворянство должно непременно навеки отречься от гнусного преимущества обладать другими людьми». Освобождение крестьян объявлялось «священнейшей и непременнейшей» обязанностью временного правительства. Сословия уничтожались, и все население сливалось «в единое сословие гражданское».
Самодержавие, по «Русской Правде», также уничтожалось. Революционная Россия становилась, республикой. Пестель не признавал федеративного принципа, по его проекту Российская республика была единой и неразделяемой.
В «Русской Правде» самодержавие называлось тиранией, «зловластием», даже «разъяренным зловластием». Россия должна была стать республикой с однопалатной парламентской системой. Русский парламент носил в «Русской Правде» название Народного веча. Исполнительная власть принадлежала пяти лицам, избранным Народным вечем на пять лет; они составляли Державную думу. Ежегодно выбирался один новый член Державной думы и один, чей пятилетний срок уже истек, выбывал из ее состава. Каждый год новым президентом Российской республики становился тот член Державной думы, который пребывал в ее составе пятый, последний, год своего срока. Таким способом думал Пестель осуществить в России власть народа. «Народ российский не есть принадлежность или собственность какого-либо лица или семейства,— говорилось в «Русской Правде».— Напротив того, правительство есть принадлежность народа, и оно учреждено для блага народного, а не народ существует для блага правительства»1. Пестель признавал «неоспоримое право» каждого гражданина участвовать в государственных делах.
Кому же должна была принадлежать земля в будущей республике? С одной стороны, Пестель признавал справедливым лишь принцип общественной собственности на землю. Земля — общее достояние и не может быть в частном обладании, полагал он. Ведь человек на земле родился и только от земли пропитание получать может. «Земля,— рассуждал Пестель,— есть общая собственность всего рода человеческого, а не частных лиц, и посему не может она быть разделена между несколькими только людьми за исключением прочих»2. Следовательно, частной собственности на землю быть не должно. Но, с другой стороны, противоположный принцип тоже казался Пестелю правильным, хотя находился в полном противоречии с первым. «Второе мнение,— писал Пестель в «Русской Правде»,— напротив того, объясняет, что труды и работы суть источники собственности и что тот, который землю удобрил и оную способною сделал к произведению разных произрастаний, исключительное должен на ту землю иметь право обладания»1 . Итак, земля должна быть частной собственностью. Это подкреплялось еще и тем соображением, что для процветания хлебопашества «нужно много издержек, которые только тот сделать согласится, который в полной своей собственности землю иметь будет».
Из столкновения этих двух противоречий Пестель вышел своеобразно. Он пришел к необходимости в будущей революционной России разделить в каждой волости землю на две половины — к одной будет применен принцип общественной собственности, другая будет находиться в частном владении. Первая, общественная половина, которую нельзя ни продавать, ни дарить, ни закладывать, станет источником необходимого продукта, будет удовлетворять основную нужду в питании народа, а вторая сделается источником «изобилия», будет давать излишки необходимого.
Каждый, желавший заниматься земледелием, имел право получить земельный надел из первой, общественной, половины земли. Это было, по Пестелю, очень важным личным правом, которое получал каждый гражданин будущей революционной республики. «Где бы он ни странствовал, где бы счастия ни искал, но все же в виду иметь будет, что ежели успехи стараниям изменят, то в волости своей, в сем политическом своем семействе, всегда пристанище и хлеб насущный найти может».
Во второй же, частновладельческой, половине земли царит принцип частной собственности. Ее можно покупать, продавать, закладывать, дарить. Тут находятся частные имения, тут может существовать и казенная земля — «казна же является в отношении к казенной земле в виде частного человека и потому казенные земли продавать может»1. Каждый россиянин, желающий расширить свое земельное хозяйство, может прикупить себе землю из этой второй половины частного фонда.
Политические права, по «Русской Правде», принадлежали всем гражданам России «без всякого изъятия». Каждый мог избирать депутатов и быть избранным в депутаты. Каждый мог занять любую выборную должность в государстве, это зависело только от его личных достоинств и решения избирателей.