Население не платит налоги не потому, что у нас большие ставки (наши ставки одни из самых низких в мире), а потому, что не видит в этом нужды и смысла. Ведь если взять западные страны и США, то там люди платят налоги и они уверены, что при наступлении сложных времен, государство о них позаботится. Они уверены не только в судебной защите, но и в социальной. Следует признать, что социальная сфера в нашем государстве на нуле. В каком нормальном цивилизованном государстве пенсия меньше прожиточного минимума? А государственные дотации социально незащищенным слоям населения (матерям-одиночкам, инвалидам и т.п.) составляют в среднем 1\20 прожиточного минимума?
Государство должно предпринять неимоверные усилия, чтобы изменить правосознание нашего общества. И эти усилия должны выражаться прежде всего в обеспечении уже принятых нормативно-правовых актов. Должна быть улучшена судебная система страны, которая по справедливости считается отражением правового состояния государства. Ведь на данном этапе исполнительная и судебная власть в судебной сфере, можно сказать, сливаются; в выигрышное положение изначально ставится государство и должностные лица. Хотя "истинная правда (справедливость), – как отмечал еще Чичерин, – состоит в признании за всеми равного человеческого достоинства и свободы, в каких бы условиях человек ни находился и какое бы положение он ни занимал. Это и выражается в равенстве прав как юридической возможности действовать".[7]
Приведем очевидный пример. Статистика показывает, что по уголовным делам оправдательные решения по России составляют около 0,5%. Это учитывая, что суды должны исходить из презумпции невиновности. Что это: отличная работа следственных органов или все же презумпция виновности? (Для сравнения: в Англии этот процент колеблется в районе от 20 до 35.) А сколько дел просто не рассматривается?
Такое положение дел свойственно России не только в ХХ-ХXI веках, но и на протяжении всей истории. Сейчас уже сложно сказать, что было первично: правовой нигилизм или некачественность правовой системы. Но, исходя из того, что глубоко в душе человек оптимист, можно предположить, что недоверительное отношение к закону и государству – это "заслуга" нашей власти.
Последнее, куда человек обратится для зашиты своих прав, – это суд. Он предпочтет либо разобраться сам, либо оставить все как есть (что, безусловно, не может способствовать развитию правовой системы), потому что нашему суду просто не доверяют. Приведем для подтверждения результаты общественного опроса. Вопрос ставился следующим образом: что вы думаете о российских судьях? Предлагаемые ответы были даны в достаточно большом количестве, поэтому для простоты разделим результаты на две группы – негативные и позитивные. Так вот негативных ответов было 52%, позитивных – 30%, остальные затруднились ответить.
Люди не верят в беспристрастность, независимость и справедливость суда. Вот данные опроса ("Согласны ли вы со следующим мнением: "перед судом все равны – бедные и богатые, простые люди и "начальники"?"). Результаты неутешительны:
% от опрошенных | ||
июль 1997 г. | февраль 2000 г. | |
согласен | 17 | 24 |
не согласен | 78 | 71 |
затрудняюсь ответить | 5 | 5 |
Не верит российское общество и в приоритет личности над государством, о чем свидетельствует следующий опрос ("Как вы считаете, могли бы вы добиться успеха, если бы обжаловали в суде действия государственных органов?").
% от опрошенных | ||
июль 1997 г. | февраль 2000 г. | |
да | 20 | 13 |
нет | 62 | 68 |
затрудняюсь ответить | 18 | 19 |
Если исходить из концепции естественного права, то наше общество можно назвать правовым. Легко заметить, что, при возникновении конфликтов или просто недоразумений между людьми, прежде всего они ссылаются на право, на мораль, на общепринятые устои и традиции; на закон же ссылаются крайне редко (в большей степени, вероятно, потому что его не знают да и не считают нужным знать). И чем более близких, интимных, личных отношений это касается, тем более прослеживается данная тенденция.
Ярким примером служат семейные отношения, которые полностью регулируются моралью. Следует отметить, что мораль семейных отношений заметно отстала от семейного законодательства в плане охраны прав ребенка. Что интересно, на семейный кодекс в семье никто не ссылается, более того многие даже и представления не имеют о правах ребенка, предоставленные семейным кодексом. Конечно, можно увидеть и положительную сторону в этом. Так, например, в США за последние годы рассмотрено много дел, когда дети подают в суд на своих родителей по пустякам (за наказание, за лишение их денег и т.п.), что для нашего общества покажется каким-то извращением.
Отсюда можно сделать вывод, что российский закон – как бы для врагов и, так сказать, экстренных ситуаций, а мораль – для друзей и близких отношений. Именно мораль на данный момент является регулятором общественных отношений, что, в принципе, не так и плохо. Ведь знание и использование закона вопреки и во избежание морали может довести до абсурда, что очень красочно изложил Некрасов в своем стихотворении "Нравственный человек".
В заключение можно сказать, что хотя наша правовая система находится далеко не в лучшем положении, бюрократия расцветает, широко распространены взяточничество и коррупция, тем не менее, если постараться, если откинуть свойственный многим скептицизм, то можно увидеть, что все же за последнее десятилетие Россия как государство структурно изменилась и встала на путь демократического развития. Как справедливо заметила Соколова Н.С., "тщательно продуманная и эффективная система правовой пропаганды повысит правовую культуру общества и будет способствовать повышению уровня правосознания граждан"[8] и, соответственно, улучшению правового положения страны.