Смекни!
smekni.com

Какая идеология нужна России? (стр. 2 из 2)

Представляется, что в существующих условиях нам следует обосновывать и поддерживать такую идеологию, которая корениться в традиционных (консервативных) русских ценностях, но с артикуляцией начала индивидуальной свободы, которая должна рассматриваться не в качестве самоцели, а как условие свободного творческого развития личности и общества. Только такая идеология может выполнить свою мобилизующую функцию и придать смысл российскому социальному бытию. На научном жаргоне такую целостную, интегральную идеологию можно было бы назвать "коммуникационной". Коммуникационное общество, по большому счету, архетипично русскому общественному сознанию и одновременно вполне отвечает задаче модернизации общества в контексте постсовременности.

Конечно, в той или иной степени подобную конструкцию разделяет достаточно много людей, как у нас, так и в других странах. Проблема заключается в том, чтобы через диалог объективировать эти идеи в более или менее согласованной форме, которая будет представлять собой единый политический и культурологический текст, пригодный для организации российского социально-коммуникативного пространства.

То, что русская идеология должна основываться на русских ценностях, отнюдь не исключает наличия эйдетически сходных конструктов в иных политических и культурологических системах. Это, в частности, относится к Германии (которая, кстати, по некоторым ментальным параметрам является довольно близкой к России). Например, программа Христианско-демократического союза Германии (ХДС) отражает консервативные ценности, в поле которых находит свое место и те идейные доминанты, которые привыкли связывать исключительно с либерализмом. В частности, в этой программе декларируется христианское понимание личности человека и ее ответственности перед Богом. Ответственность вообще является одной из доминант данной программы, и не случайно она называется "Свобода в ответственности". В главе 1 записаны следующие примечательные строки: "Для нас человек - Божье творение, но не мера всех вещей. Мы знаем о несовершенстве человека и о границах политических действий. В то же время, мы убеждены в том, что человек призван и способен нести нравственную ответственность в процессе обустройства мира". Идеология ХДС основывается на ценностно-консервативных, а также на христианско-социальных и либеральных убеждениях. При этом "ХДС хочет объединить различные точки зрения посредством общих ценностей и целей". В программе постоянно подчеркивается, что "осознание достоинства человека порождает право каждого на свободное развитие личности. Свобода дает человеку возможность принимать нравственные решения. Каждый человек несет ответственность перед своей совестью и - в соответствии с христианским миропониманием - перед Богом". Весьма характерно консервативное понимание свободы, столь резко разнящееся с ее пониманием в либерализме. Так, в цитируемом документе провозглашается, что поскольку "человек реализуется в сообществе", то "свобода проявляется в осознании ответственности за себя и за окружающих. Каждый гражданин объединенной Германии должен иметь возможность осознать и реализовать свободу в семье, среди своих соседей, в сфере труда, а также в сообществе и государстве. Реализация свободы каждого человека с этической точки зрения невозможна без принятия ответственности за себя и общество. Мы выступаем против ложного понимания индивидуализма за счет других. Мы хотим укрепить понимание ответственности и общественного благоденствия, обязанностей и гражданской добродетели" и т.д. (Свобода в ответственности. Осново-полагающая программа ХДС Германии. Б/г и б/м. С. 8-10). Текст поучителен хотя бы тем, что для российских либеральных ушей, привыкших исключительно к словосочетанию "свобода" и "права", сопряжение "свободы" и "ответственности" вообще, по большому счету, в диковинку. А посмей кто-нибудь из оппонентов хотя бы заикнуться о недопустимости "индивидуализма за счет других", как он моментально был бы помещен в список "реакционеров, мечтающих о реставрации прошлого".

Конечно, мы будем вкладывать неодинаковый с немцами смысл в одни и те же слова, но нам и не нужно буквально идти за ними по пятам. Ведь если мы поймем, что наша свобода обусловлена нашей ответственностью за русскую культуру, то и либерал с консерватором будут говорить на одном языке, языке взаимопонимания.