В итоге своего развития, наследственное право Древнего Рима устанавливало четыре разряда наследников по закону для родственников вплоть до шестой степени родства (включая детей троюродных братьев и сестер), причем присутствие родственников в каждом разряде исключало из числа наследников следующие разряды. Римский принцип сохранился в системе наследственного права почти всех цивилизованных государств. Например, по французскому законодательству в очередь наследников по закону попадают родственников вплоть до шестой степени родства, а в германии количество очередей, призываемых к наследованию, вообще не ограничено. В дореволюционном русском праве существовало правило о наследниках по завещанию и наследниках по закону: “Право наследования … простирается на всех членов рода, одно кровное родство составляющих, до совершенного прекращения одного не только в мужском, но и в женском поколении”. Это правило означало, что родственники призываются к наследованию по русскому законодательству без ограничения степенью родства.
Совершенно иным образом наследственное право развивалось в советский период. Первым декретом советской власти в области наследственного права был декрет ВЦИК от 27 апреля 1918 г. “Об отмене наследования” Право наследования было восстановлено лишь 1922 году (ст. 418 ГК РСФСР 1922 г.) в связи с принятием первого советского гражданского кодекса, который кардинально отличался от дореволюционного законодательства о наследовании. Было установлено две очереди наследников. При отсутствии завещания к наследованию по закону призываются только самые ближайшие родственники. В первую очередь наследников входят дети, супруг и родители умершего. Во вторую очередь – братья и сестры умершего его дед и бабка. Устанавливали эти нормы ввиду близкой победы коммунизма и отмирания частной собственности, а соответственно и буржуазного института наследования. Следующим этапом в развитии наследственного права в России было принятие Гражданского кодекса РСФСР от 1 октября 1964 года (раздел VII).
И, наконец, последний этап – третья часть Гражданского кодекса РФ от 1 марта 2002 г. (раздел V).
2.1 История наследственного права в России.
Сопоставление дореволюционного, советского и действующего гражданского законодательства(общих положений о наследовании и наследования по закону) стало возможным на основе сравнительно- правового метода. Данный метод позволил также установить различия и общие черты современных зарубежных правовых систем и нынешней российской системы в области наследственного права.
Хронологические рамки исследования охватывают одно из сложнейших столетий в истории Российского государства и права.
Последнее десятилетие в истории современного российского государства характеризуется глубокими коренными изменениями всех сфер жизни общества. Поэтапно проводится и правовая реформа. Конституция РФ 1993 г. среди основных прав и свобод человека и гражданина называется право каждого гражданина иметь имущество по своему усмотрению ( ст.35 Конституции РФ ). Конституционно- гарантированное регулирование права наследования осуществлялось в соответствии с нормами Гражданского кодекса РСФСР 1964 г., которые не могли соответствовать современному периоду становления рыночной экономики и укрепления частной собственности.
Подтверждением теоретической и практической значимости затронутой темы, является существование третьей части Гражданского кодекса РФ, раздела V " Наследственное право", работа над которым велась в течении нескольких лет.
Настоящие изменения наследственного права отражают развивающиеся сегодня социально- экономические отношения. Всё это требует не только теоретического осмысления и объяснения норм наследственного права в историческом развитии, но и критического восприятия основных концепций, анализа практических правовых вопросов наследования. Кроме того наследственное право является именно той под отраслью гражданского права, которая касается абсолютно всех граждан, так как каждый может стать как наследодателем, так и наследником. Поэтому наследственно- правовые нормы должны быть максимально детализированы, понятны и доступны для применения не только юристам, но и гражданам РФ.
Таким образом, актуальность настоящего исследования предопределяется необходимостью глубокого и всестороннего теоретического решения правовых проблем, возникающих в результате открытия наследства.
2.2 Дореволюционное гражданское право России.
Обращение к дореволюционному гражданскому праву представляет сегодня особый интерес. Это объясняется стремлением современного законодателя строго следовать основному принципу наследования по закону, то есть принципу кровного родства в определении круга наследников. Результатом является значительное расширение круга лиц- наследников по закону и кардинальное изменение всего наследственного права, что, в свою очередь, диктует необходимость не только создания новых правовых конструкций и схем, но и воссоздания и изучения тех цивилестических институтов, которые присутствовали в дореволюционном наследственном праве России и не имели места в Советской России.
2.3 Рассмотрим вопросы касающиеся реформ Петра I.
Петр Великий- одна из ярчайших личностей в Европе начала современной истории. За годы его правления Россия, вырвавшись из полуазиатской отсталости, обрела серьезное политическое и военное влияние на западный мир.
Настойчивость перед лицом преград, непрекращающиеся эксперементы с новыми указами- все это представляет картину деятельности и умственной и физической, которую ни один правитель в современной истории не был способен превзойти.
Ничто не вызвало у него большего беспокойства, чем благосостояние, сила и репутация России. Великий реформатор претворял в жизнь многочисленные идеи, например: реформа алфавита, денежная реформа, а самое нас интересующее- реформа в области наследственного права. В данном случае, мы затронем вопросы реформирования Петром I в системе наследственного права, которые потерпели изменения вместе с органами центрального управления.
Переход к абсолютизму знаменовался широким развитием законодательства. Петровское законодательство отличается от предыдущего значительно меньшей казуистичностью, более высоким уровнем обобщений, более четкой схемой и последовательностью. Оно отражает, несомненно, более высокий уровень юридической техники. От формулировок закона Петр требовал ясности и четкости: " Надлежит законы писать ясно, чтобы их не перетолковывать...". Вместе с тем в петровских законах нашла отражение его любовь ко всему западному, порой доводимая до абсурда. Без особой надобности правовые акты были засорены массой иностранных слов, преимущественно германоязычных.
Петр I требовал неукоснительного соблюдения законов, подписывая в указе 1722 года " О хранении прав гражданских": " Ничто так ко управлению государства нужно есть, как крепкое хранение прав гражданских, понеже всуе законы писать, когда их не хранить, или ими играть, как в карты, прибирая масть к масти....". Придавая большое значение указу об исполнении законов и самому исполнению законов, Петр приказал наклеить его на доску и держать на столе заседаний Сената и других судебных учреждений: " А где такого указа на столе не будет, то за всякую ту проступку сто рублев штрафу в гошпиталь".
Петр I отличала вера во всесилие закона, во всемогущество государственной власти, призванной регулировать жизнь подданных. Отсюда крайне активная законодательная деятельность. Полное собрание законов Российской Империи даст такую картину: на вторую половину XVII в приходится 1821 указ, в среднем в год по 36 указов. В первой половине XVIII века ежегодно в среднем издавалось по 160 указов.
Развитие института права собственности приводит во второй половине XVIII века к появлению самого термина "собственность". Законодательство занимается по преимуществу регулированием права собственности на недвижимое имущество, в первую очередь на землю. В 1714 году закончился длительный процесс приравнивания правового режима к режиму вотчины.
Именной указ Петра " О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах" установил, что право распоряжения вотчинами и поместьями становиться совершенно одинаковым, одинаковые принципы устанавливаются и для наследования вотчин и поместий. Сами понятия вотчины и поместья сливаются в одно- недвижимое имение. Указ о единонаследии, перечисляя объекты, входящие в понятие недвижимого имущества, включает сюда кроме вотчин и поместий также дворы и лавки. Это является одним из показателей роста значения купечества, имущественные права которого весьма интересуют государство. Однако приравнивание поместий и вотчин не означало снятия ограничений с феодальной земельной собственности. Феодальная собственность на землю продолжает оставаться собственностью с ограниченным правом распоряжения имуществом. Делались также ограничения в наследовании недвижимости.
В наследственном праве произошли интересные изменения. Важное место занимает уже упоминавшийся Указ о единонаследии 1714 года. Этот Указ вводил большие ограничения в наследование как по закону, так и по завещанию. По Указу о единонаследии можно было завещать недвижимое имущество только одному какому-нибудь родственнику. При этом сыновья имели преимущество перед дочерьми, дочери перед более отдаленными родственниками. Но во всех случаях недвижимость должна была передаваться какому-либо одному лицу. Что касается движимого имущества, то его наследователь мог распределить между другими детьми по своему усмотрению. Аналогичный порядок действовал и в отношении наследования по закону.
В этой связи особую актуальность приобретает изучение не только Указа о единонаследии и Свода законов, но и проекта Гражданского Уложения России, представленного на рассмотрение в Государственную Думу, четвертая книга которого, состоящая из 143 статей, была полностью посвящена наследственному праву.