Введение христианства
Информация о раннем этапе христианства в Египте практически отсутствует, поскольку его сторонникам приходилось скрывать приверженность религии, отрицающей обожествление императора и государства. Таким образом, сведения о распространении христианства до его окончательного утверждения в 4 в. крайне скудны. Однако в письменных документах об языческих жертвоприношениях, относящихся ко времени правления императора Деция (249–251), упоминаются лица, добровольно выразившие свою лояльность римскому императору и его богам, и христиане, которых убедили отказаться от своей веры.
Судя по всему, процесс распространения христианства в Египте происходил быстро, охватывая население разных районов вне зависимости от их этнической принадлежности или социального положения. Церковная организация, обосновавшаяся в Александрии, затем распространила свое влияние и в центры номов. Ко 2 в. у египетских христиан уже появились свои ученые-богословы. Наиболее известные из них – основатель александрийской школы Климент (ок. 150–215) и Ориген (ок. 185–253 или 254).
Римские реформы
Когда при императоре Септимии Севере в 202 в столицах номов были созданы местные сенаты, показная система самоуправления стала дополнительным бременем для эллинизированной верхушки страны, поскольку именно на нее теперь было возложено управление Египтом. Любой зажиточный человек, отклонивший предложение занять место в сенате или иной почетный государственный пост, мог быть лишен имущества. Пожалование в 212 императором Каракаллой прав римского гражданства всем подданным империи означало, что теперь помимо подушного египтянам предстоит выплачивать и ряд других налогов. Египетские документы, относящиеся к 3 в., свидетельствуют о царившей в стране экономической разрухе.
Основа налоговой системы претерпела изменение в 3 в., когда подушный налог стал постепенно заменяться натуральным налогом. Введение натурального налога заложило основу для радикальной реорганизации фискальной системы при императоре Диоклетиане (284–305); теперь объемы взимания натуральных налогов в некоторых провинциях Римской империи должны были определяться в ходе периодического учета (ценза) облагаемых налогами людей и земель. В соответствии с административными реформами Диоклетиана была изменена система управления в римских провинциях. Так, Египет был разделен на три административные единицы, при этом военная власть находилась в руках одного чиновника. При преемниках Диоклетиана был осуществлен ряд других реформ, в соответствии с которыми номы были заменены системой самоуправляемых округов.
Годы правления императоров Диоклетиана и Галерия стали эпохой жестоких притеснений христиан. Твердый национальный характер египтян проявился по окончании религиозных преследований в организации монашеского движения, прославившегося своей суровой дисциплиной. Монастырская организация, созданная в Египте такими иерархами церкви, как Антоний и Пахомий на протяжении веков служила примером для европейского монашества.
Раскол в египетской церкви
Христианство в Египте формировалось в условиях давления со стороны сохранявшейся древней языческой культуры, гонений Рима и возникновения ряда новых соперничавших религиозных и философских течений, которые, по убеждению христиан, представляли собой ереси. Одно из них, гностицизм, возникло одновременно с христианством. Гностики пользовались христианскими священными рукописями и создавали собственные работы духовного содержания, многие из которых были обнаружены впоследствии в Египте. На протяжении 3–4 вв. особой популярностью в Египте пользовалось манихейство, дуалистическое философское направление, утверждавшее деление мира на добро и зло. Сохранилось несколько манихейских рукописей на коптском языке, написанных с использованием греческого алфавита с добавлением ряда букв, заимствованных из египетского демотического письма. С распространением коптской письменности из употребления практически вышли три древнеегипетских шрифта: иероглифический (на котором с незапамятных времен оставляли надписи на храмах и памятниках), иератический (на котором в греко-римский период создавалась религиозная литература) и демотический (использовавшийся в делопроизводстве и светской литературе). Эти шрифты были преданы забвению и были расшифрованы только в начале 19 в. французским египтологом Шампольоном.
Использование коптского языка знаменательно также с точки зрения возникновения местного религиозного направления в египетской христианской церкви. Это был язык монахов, многочисленность и религиозное рвение которых превращало их в серьезную силу в ходе теологических диспутов, которые будоражили церковь в 4–5 вв. Правда, самые известные из них – епископ Александрийский Афанасий (328–373), противник арианской ереси, и епископ Александрийский Кирилл (412–444), способствовавший падению несторианства, – писали свои труды на греческом языке. Дух упорства и твердой веры в свои убеждения, характерный для египетских христиан, особенно проявился на Халкидонском соборе, на котором преемник Кирилла патриарх Александрийский Диоскор выступил в поддержку монофизитского учения. По решению этого собора монофизитство было объявлено ересью, а сам патриарх был низложен. Египетская церковь отказалась подчиниться решению собора, решив пойти на раскол. В 5 в. почти по всему Египту распространилось христианство монофизитского толка.
Византийский период в истории Египта
В самом конце 4 в. Египет стал провинцией Восточной Римской провинции (Византии). Хотя 5 в. не богат письменными свидетельствами, до нас дошли работы одного из столпов коптского монашества Шенуте, из которых следует, что языческая религия все еще пользовалась популярностью среди некоторых землевладельцев и высоких должностных лиц. Более многочисленные документы, относящиеся к 6 в., свидетельствуют о том, что окончательная победа христианства не повлияла на искоренение насилия и войн. В византийский период произошло увеличение числа крупных земельных поместий за счет присвоения земельных участков обедневших крестьян. Сформировалась система взаимоотношений землевладельца и земледельца, носящая название колонат. Землевладельцы-колоны, в свою очередь, расплачивались с хозяевами земли своим трудом или частью собранного урожая.
В 554 византийский император Юстиниан разделил Египет на четыре провинции, поставив во главе каждой из них губернатора, наделенного всей полнотой гражданской и военной власти. Египетская (Коптская) церковь с тем же упорством, с каким противилась попыткам правительства Византийской империи силой навязать Египту духовное управление ортодоксального (мелькитского) патриарха, сопротивлялась идее примирения с другими христианскими церквями.
Упадок Египта
В 619 при персидском царе Хосрове II Египет был подчинен Персии и находился под ее властью ок. 10 лет. В 628 войска византийского императора Ираклия отвоевали прежние владения в Египте. В период греко-римского господства происходили упадок древнеегипетской культуры и искусства и забвение позднеегипетского языка. Литература, в основном религиозного содержания, издавалась по-коптски.
Средневековье, новая и новейшая история
Несмотря на социально-экономические и политические неурядицы поздневизантийского периода, египетские рукописи свидетельствуют о богатстве разнообразной литературы на греческом языке, произведения которой создавались в одном из центров эллинизма или же в самом Египте.
Тем временем на Востоке зарождалось мощное арабо-мусульманское движение. Первой жертвой арабов стал сасанидский Иран. В 639 арабы вторглись в Египет, который в результате религиозных распрей и недовольства египтян византийским правлением оказался настолько ослабленным, что небольшого контингента арабских воинов оказалось достаточно для захвата значительной части долины Нила.
Греческим языком продолжали пользоваться еще некоторое время после прихода арабов, еще дольше сохранялся коптский язык. Однако с усилением в Египте позиций арабского языка и ислама страна радикально изменила свою этнокультурную ориентацию.
Начало арабского правления
В декабре 639 Амр ибн аль-Ас, военачальник халифа арабского государства Омара во главе четырехтысячного отряда двинулся из Палестины в Египет. В ходе боевых действий выяснилось, что имевшихся у Амра сил было недостаточно для штурма укрепленных позиций и обнесенных крепостными стенами городов. Весной 640 из Аравии подоспела подмога численностью 10 тыс. человек. Теперь уже ничто не мешало начать осаду Вавилона, располагавшегося неподалеку от современного Каира. Император Византии Ираклий отверг совет своего представителя в правительстве Египта патриарха Кира сдать город без боя, и Вавилон был захвачен штурмом 6 апреля 641.
Еще шесть тысяч добровольцев-мусульман прибыли из Аравии, но арабам не удалось преодолеть крепостных стен Александрии. Кир пошел на мирное соглашение с завоевателями, и в сентябре 642 город перешел к арабам. Заключенный между византийским патриархом и мусульманским военачальником договор предусматривал, что поземельный налог будет поступать к арабам и каждый не исповедующий ислам взрослый житель Александрии должен будет выплачивать завоевателям подушный налог. Согласно договору, любая попытка византийской армии снова захватить город или его гавань должна была быть отражена. Сохранялись имущественные права христиан и евреев на их храмы, они могли совершать богослужения и жить так же, как и до прихода арабов. Копты, которые на протяжении долгого времени подвергались притеснениям со стороны византийских императоров, не оказывали сопротивления завоевателям.
Не теряя времени, арабы приступили к эксплуатации древнего, построенного еще при фараонах канала, соединявшего Нил с Красным морем, и уже в 644 двадцать кораблей стали на разгрузку в аравийских портах. На начальном этапе арабского правления Египет представлял собой важную провинцию Арабского халифата. При халифских династиях Омейядов (661–750) и Аббасидов (Багдадский халифат, 750–868) Египтом управляли талантливые губернаторы (начиная с Амра ибн аль-Аса). Александрия служила стратегической морской базой. Таким образом прекратилась гегемония Византии на Средиземном море. Хотя исторически Александрия была главным городом Египта, арабские войска избрали постоянной резиденцией местечко Фустат (в переводе «Шатер»), расположенное на Ниле (совр. пригород Каира – Мыср эль-Кадима). Основанная арабами новая египетская столица стала колыбелью современного Каира.