***
Не очень понятно, в какие сроки после проведения предварительного слушания по делу (ст.ст.227, 229, глава 34) должно начаться рассмотрение дела по существу.
Исходя из круга, разрешаемых при предварительном слушании, вопросов и принимаемых решений, оно относится к стадии, ранее называемой "предание суду".
Следовательно, оно должно быть проведено в пределах сроков начала рассмотрения дела судом, складывающихся из установленного срока от дня поступления дела до дня принятия по нему решения о назначении судебного заседания плюс срока от дня принятия решения о назначении судебного заседания до дня его начала.
Согласно ст.ст.227, 233 эти сроки от дня поступления дела в суд составляют 28 суток по делам, обвиняемые по которым содержатся под стражей, кроме дел, рассматриваемых судом присяжных, 44 суток по делам, рассматриваемым судом присяжных, обвиняемые по которым содержатся под стражей, а также по делам, не рассматриваемым судом присяжных, обвиняемые по которым не содержатся под стражей, и 60 суток по делам, рассматриваемым судом присяжных, обвиняемые по которым не содержатся под стражей.
В то же время, исходя из редакции 227, 233, а также включения предварительного слушания в самостоятельную главу и требований ст.234 о проведении предварительного слушания в судебном заседании, можно сделать вывод о том, что решение о назначении предварительного слушания должно быть принято в сроки, установленные ст.227, само предварительное слушание должно быть проведено после этого в сроки, установленные ст.233, а последующее рассмотрение дела по существу должно быть затем начато в сроки, также установленные ст.233.
В пользу этого говорит и сопоставление норм УПК, устанавливающих невозможность рассмотрения дела в судебном заседании ранее 7 суток со дня вручения обвиняемому копии обвинительного заключения или акта (ст.233 ч.2), что должно быть сделано еще прокурором (ст.ст.222, 226), и возможность заявления в тот же срок сторонами ходатайства о проведении по делу предварительного слушания (ст.229 ч.3).
Если встать на эту точку зрения, то указанные выше сроки возрастают, соответственно, до 42, 74 и 90 суток.
Если признать эту точку зрения неправильной, то возникает вопрос о том, в какие сроки должно быть проведено предварительное слушание после принятия судьей в соответствии со ст.227 решения о его назначении.
Отдельной нормы, регламентирующей этот вопрос, УПК не содержит.
Единственное упоминание о сроках проведения предварительного слушания содержится в ч.2 ст.234, согласно которой уведомление о вызове сторон в судебное заседание должно быть направлено им не менее чем за 3 суток до дня проведения предварительного слушания.
Получается так, что в соответствии со ст.227 судья не ранее 7 (если дело поступило в суд в тот же день, когда прокурор вручил обвиняемому обвинительное заключение или обвинительный акт) и не позднее 14 или 30 суток должен принять решение о назначении предварительного слушания, назначив его проведение на любое время, но не ранее чем через 3 суток после принятия этого решения, провести его, и, в случае принятия решения о назначении судебного заседания, начать рассматривать дело не позднее 14 или 30 суток со дня вынесения постановления о назначении судебного заседания.
Если принять этот вариант, то в отличие от предыдущего, по которому максимальные сроки от дня поступления дела в суд до дня начала рассмотрения дела по существу хоть и значительно увеличиваются, но, тем не менее, имеют границы, указанные максимальные сроки, как минимум, возрастают на 3 суток, не имея какой-либо верхней границы.
Необходимо отметить, что если при принятии решения о назначении судебного заседания без проведения предварительного слушания стороны должны быть извещены о месте, дате и времени судебного заседания не менее чем за 5 суток (ст.231), из чего следует, что рассмотрение дела по существу не может быть начато ранее чем через 5 суток после вынесения судьей постановления о назначении судебного заседания, то в случае принятия решения о назначении судебного заседания по итогам предварительного слушания, подобных ограничительных сроков не установлено.
Но с учетом того, что о дне проведения предварительного слушания, цель которого отлична от рассмотрения дела по существу, стороны извещаются лишь не менее чем за трое суток (ст.234), возможность начала рассмотрения дела по существу, например, в день проведения предварительного слушания, представляется маловероятной, поскольку сторонам фактически предоставляется значительно меньше времени для подготовки к судебному заседанию, чем по делам, по которым предварительное слушание не проводится, что является явно несправедливым, а также, поскольку стороны фактически не имеют возможности для подготовки к рассмотрению дела с учетом результатов предварительного слушания.
Представляется, что перечисленные нормы УПК, как минимум, нуждаются в корректировке.
***
В соответствии со ст.ст.229 ч.2 п.2, 236 ч.1 п.2, 237 ч.1 п.2 при наличии оснований для возвращения дела прокурору и, в частности, возвращения дела по мотивам невручения обвиняемому копии обвинительного заключения или акта, судья обязан назначить и провести по делу предварительное слушание.
Однако, в силу ст.ст.229 ч.3, 233 ч.2 предварительное слушание само по себе не может быть проведено до истечения 7 суток со дня вручения обвиняемому этих документов.
Налицо явное противоречие.
***
В силу ст.236 ч.1 п.1 и ч.5 в случае изменения прокурором во время предварительного слушания обвинения судья должен отразить это в постановлении и вправе принять решение о направлении уголовного дела по подсудности.
Из этого следует, что во время предварительного слушания прокурор может изменить обвинение.
Однако, ни одна норма главы 34, посвященной предварительному слушанию, в число оснований для проведения которого изменение прокурором обвинения не входит (ст.229 ч.2), не содержит никаких положений о том, каким образом и в каком порядке прокурор может изменить обвинение.
***
В силу ст.229 ч.2 п.4, ч.3 проведение предварительного слушания обязательно для решения вопроса об особом порядке принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением.
Фактически, исходя из ст.314 ч.1 и 315 ч.2, любой обвиняемый в совершении преступления, за которое предусмотренное УК РФ наказание не превышает 5 лет лишения свободы, вправе заявить ходатайство об особом порядке судебного разбирательства, и, следовательно, по всем этим делам необходимо проведение предварительного слушания.
Учитывая, что целью введения особого порядка судебного разбирательства является как ускорение, так и упрощение порядка уголовного судопроизводства по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, а также то, что при особом порядке не исследуются доказательства, а круг участников процесса, присутствующих, как на предварительном слушании, так и в судебном заседании, один и тот же, логично было бы установить, что в случае согласия обвиняемого, государственного обвинителя и потерпевшего предварительное слушание претерпевало бы определенные изменения и заканчивалось постановлением приговора без проведения судебного разбирательства.
Однако, ст.236 возможность принятия такого решения не предусматривает.
В соответствии с ней судья должен принять решение о применении особого порядка судебного разбирательства и назначить по делу судебное заседание.
Получается, что в такой ситуации по делу в разное время проводится два судебных заседания, на которых приглашаются одни и те же лица, в результате чего введение особо порядка судебного разбирательства в значительной степени лишается практического смысла.
***
В соответствии со ст.231, определяющей порядок назначения судебного заседания без проведения предварительного слушания и круг разрешаемых судьей вопросов при этом, судья, в том числе (п.3 ч.2 данной нормы) должен решить вопрос о назначении защитника в случаях, предусмотренных пунктами 2-7 ч.1 ст.51.
Однако, п.7 ч.1 ст.51 предусматривает обязательное участие защитника, если обвиняемый заявил ходатайство о рассмотрении дела в порядке, установленном главой 40 Кодекса.
Глава 40 регламентирует особый порядок судебного разбирательства, решение вопроса о проведении которого в соответствии со ст.229 ч.2 п.4 возможно только на предварительном слушании.
Таким образом, изложенные положения ст.231 прямо противоречат ст.229.
***
В соответствии со ст.237 ч.1 п.3 по результатам предварительного слушания судья вправе возвратить дело прокурору, если есть необходимость составления обвинительного заключения или обвинительного акта по делу, направленному в суд с постановлением о применении принудительной меры медицинского характера.
Непонятно какие подобные случаи авторы данного положения имели в виду, если подобная необходимость может возникнуть лишь при исследовании и оценке заключения судебно-психиатрической экспертизы, на выводах которой основывается решение органов предварительного расследования и прокурора о направлении дела в суд с подобным постановлением.
Такое исследование и оценку на стадии предварительного слушания провести и дать невозможно, поскольку в соответствии со ст.ст.229 ч.2, 235 доказательства на этой стадии могут быть исследованы только с точки зрения допустимости их и только по ходатайству стороны об исключении их из перечня доказательств, предъявляемых в судебном разбирательстве.
***
В соответствии с ч.2 ст.237 в случае возвращения уголовного дела прокурору судья обязывает прокурора в течении 5 суток обеспечить устранение допущенных нарушений.
Непонятно для чего авторами данного положения установлен указанный срок, если его нарушение не влечет за собой никаких последствий (таковые Кодексом не предусмотрены), а после повторного поступления дела в суд, оно считается вновь поступившим и по нему вновь должны быть приняты решения, предусмотренные ст.227.