Смекни!
smekni.com

Проблемы конституционно-правового гарантирования правозащитной функции судебной власти в Российской Федерации (стр. 2 из 5)

создана концепция конституционно-правового гарантирования правозащитной функции судебной власти, которая основана на посылке о приоритете правозащитного аспекта при организации судебной власти и необходимости специальных средств конституционно-правового воздействия на режим правосудия, прежде всего – в форме общественного контроля судебной власти;

определены цели участия представителей народа в отправлении правосудия, обоснована целесообразность выборного начала при формировании корпуса судей и народных заседателей, сформулированы предложения по процедуре отбора арбитражных заседателей;

установлено недостаточное использование информационного потенциала усиления правозащитной роли судов, выявлены цели гласности в работе судебных органов, предложены подходы к разграничению общедоступной и закрытой информации в судебной системе;

рекомендованы меры по сужению юридического и фактического индемнитета (безответственности) судей за виновные нарушения при одновременном расширении процессуальных гарантий законности и обоснованности реализации юридической ответственности.

На защиту диссертантом выносятся следующие положения, обладающие элементами научной новизны:

судебная власть выполняет три макрофункции: правоохранительную, юрисдикционную и правотворческую, подфункцией правоохранительной функции выступает правозащитная функция, характеризующаяся специальной целью восстановления и принудительного осуществления прав и свобод человека и гражданина;

теоретическая модель системы конституционно-правовых гарантий правозащитной функции судебной власти включает в себя идеальную, нормативную и материальную подсистемы, имеющие своим стержнем принципы независимости и беспристрастности судей, а также подчиненности их праву;

с точки зрения укрепления судебной защиты прав личности принципом комплектования судейских кадров должна быть выборность: самого нижнего звена общих судов (мировой юстиции) – населением, иных служителей Фемиды – судейским сообществом;

народные заседатели должны избираться населением в небольших (до 500 избирателей) избирательных округах, арбитражные заседатели – специально созываемой коллегией (состоящей наполовину из всех депутатов регионального парламента и наполовину из делегатов представительных органов муниципальных образований, расположенных на территории субъекта) из числа лиц, выдвинутых общественными объединениями (кроме политических партий);

гласность судебной власти включает в себя два аспекта: процессуальный аспект выражается не только в открытости судебных заседаний, но и общедоступности материалов завершенных дел, если отраженные в них процессуальные действия совершались в открытых судебных заседаниях; организационно-правовой аспект раскрывает прозрачность для общественности информации, заключенной в организационных и материально-финансовых документах, исходящих от должностных лиц судебной власти.

необходима система дисциплинарной ответственности судей, предполагающая наличие таких процессуальных гарантий для судей и инициаторов дисциплинарного производства, обеспечительный потенциал которых прямо пропорционален степени строгости взыскания (так, прекращение судейских полномочий требует процедуры, схожей с розыскным уголовным судопроизводством, с предоставлением обвиняемому судье права на рассмотрение его дела с участием присяжных).

Практическая значимость проведенного исследования состоит в углублении знаний о судебной власти как инструменте обеспечения прав и свобод человека и гражданина, создании теоретических предпосылок для поступательного развития институциональных гарантий субъективного права на судебную защиту. Полученные в результате проведенной работы выводы и сформулированные на их основе предложения могут быть использованы при работе над совершенствованием российского законодательства, в качестве методических разработок, применяемых на семинарах для судей, адвокатов, правозащитников, для преподавания в учебных заведениях специального курса "Судебная защита прав человека", а также определенных тем по юридическим дисциплинам "Конституционное право Российской Федерации" и "Судоустройство", а, кроме того, – в качестве материала для последующих научных исследований.

Апробация результатов исследования проводилась автором при выступлениях на научно-практических конференциях, методологических семинарах, при чтении лекций по курсу государственно-правовой специализации для студентов юридического факультета "Конституционное правосудие", при ведении семинарских занятий со студентами по дисциплинам "Конституционное право Российской Федерации" и "Конституционное право зарубежных стран". Основные положения диссертационного исследования обнародованы в научных и публицистических статьях автора, на ежегодных нижегородских сессиях молодых ученых гуманитарных наук (1998-2000 г.г.) а также в докладе на публичных слушаниях в Общественной палате Нижегородской области 8 июня 2000 года.

Структура диссертации включает в себя введение, две главы, содержащие шесть параграфов, заключение, библиографический список и приложения.

Содержание работы

Первая глава диссертации – "Конституционно-правовое гарантирование правозащитной функции судебной власти в Российской Федерации: понятие и система" – состоит из двух параграфов.

В параграфе первом "Понятие конституционно-правового гарантирования правозащитной функции судебной власти" раскрываются 2 аспекта понятия "судебная власть". В функциональном аспекте судебная власть представляет собой совокупность ограниченных юридической конституцией и общими принципами права юрисдикционных и связанных с ними полномочий государства, реализуемых от имени народа независимыми должностными лицами (судьями) в особой, судебной процедуре, а также иными должностными лицами, обеспечивающими юрисдикционную деятельность судей. В другом, институциональном аспекте, судебная власть отражается в нашем мышлении в виде обособленной группы взаимосвязанных государственных учреждений (в основном судов), организующих и обеспечивающих реализацию судьями юрисдикционных полномочий. Социальная природа судебной власти состоит в разрешении судьями, с позиции справедливости, конфликтов противоборствующих интересов в обществе. Разгадка юридической природы судебной власти кроется в том, что судьи в конкретном случае разграничивают свободные сферы спорящих сторон и формулируют соответствующие общеобязательные последствия.

Конституционно-правовые параметры обеспечения правозащитной функции судебной власти обусловлены характеристиками данной функции, которая является подфункцией относительно более общего понятия – правоохранительной функции судебной власти. Под правозащитной функцией в диссертации понимается направление воздействия суда на общественные отношения, имеющее своей целью принудительное осуществление нарушенных или оспариваемых прав и свобод человека и гражданина.

Гарантирование – разновидность обеспечения, т.е. такой особенной формы всеобщего взаимодействия элементов действительности, при которой одни элементы (или продукты их деятельности) выступают условием существования или функционирования других элементов. Появление в данной системе субъекта социального (в первую очередь государственного) управления требует (для достижения целей такого управления) усиления ординарного обеспечительного воздействия в отдельных аспектах, что достигается с помощью дополнительных средств (гарантий). Гарантии призваны осуществлять специальное (повышенное) обеспечение, выступая дополнительными мерами, средствами и способами, целенаправленно создающими, в комплексе, требуемые условия (среду) существования и функционирования обеспечиваемого объекта.

Гарантии правозащитной функции судебной власти следует отличать от общих предпосылок ее реализации, включающих в себя совокупность экономических, политических и идеологических условий. В тех случаях, когда такие предпосылки создаются целенаправленно, они могут быть квалифицированы как гарантии. Экономические, политические и идеологические гарантии приобретают такие атрибуты как определенность и общеобязательность, когда они облекаются в правовую форму. Специальные юридические гарантии, таким образом, – юридический эквивалент общих предпосылок, гарантирующая сила которых сфокусирована, а затем представлена сквозь призму права.

Особенность подхода диссертационного исследования состоит в том, что автор дифференцирует, с одной стороны, универсальные гарантии правосудия (охраняющие от двух крайностей: слабой судебной власти и безудержного судейского произвола), а с другой стороны – гарантии реализации специфической, правозащитной функции судебной власти. Правовые гарантии судебной власти и правовые гарантии правозащитной функции судебной власти соотносятся как род и вид. Последние представляют собой ту часть юридических гарантий судебной власти, которая оказывает существенное влияние именно на судебную защиту прав и свобод личности.

Гарантирующие правовые явления выступают в роли искусственно создаваемых условий или средств воплощения в действительность правозащитной функции судебной власти. Исследуются конституционно-правовые способы аккумулирования ресурсов общества, позволяющие качественно повысить степень защищенности правового статуса личности. Вместе с тем решение задачи гарантирования судебной защиты прав и свобод личности ограничено выбором средств, коррелирующих третейской природе и статусу судебной власти, в частности недопустимости членства судей в правозащитных организациях; беспристрастное, но не протекционистское отношение к гражданину, процессуально противостоящему публичному органу и т.п.