Смекни!
smekni.com

Государственные режимы (стр. 4 из 6)

Тоталитаризм – это в том числе контроль и управление мыслями человека. Он стал возможен только в ХХ веке, так как стало возможно осуществить полный контроль человека государством при помощи технических средств. Одним из них стали средства массовой информации, их монополия позволила формировать общественное мнение и, перекрыв все остальные каналы воздействия на людей, снабжать их только официальной пропагандой. В последствии появились научные разработки в этой области способные воздействовать непосредственно на психику и сознание человека.

Разделение на «Мы» и «Они» присутствует в любом тоталитарном государстве и поэтому возникает «железный занавес». Создаётся образ врага в лице всего мира, который не примено хочет полного уничтожения «беззащитной Германии». Эрих Мария Ремарк очень точно и чётко показывает это в романе «Ночь в Лиссабоне» он пишет: «... Передовые газет были ужасны – лживы, кровожадны, заносчивые. Весь мир за пределами Германии изображался дегенеративным, глупым, коварным. Выходило, что миру ничего другого не остаётся, как быть захваченным Германией. Обе газеты, что я купил, были когда-то уважаемыми изданиями с хорошей репутацией. Теперь изменилось не только содержание. Изменился стиль. Он стал совершенно невозможным.

Я принялся наблюдать за человеком, сидящим рядом со мной. Он ел, и пил и с удовольствием поглощал содержание газет. Многие в пивной тоже читали газеты, и никто не проявлял ни малейших признаков отвращения. Это была их ежедневная духовная пища, привычная, как пиво.»

Эти строки показывают тоталитарное общество и ту пропаганду, которая ежедневно формировало его, эти строки подтверждают всё то, что нами было сказано выше.

Что бы разобраться в мотивах, толкающих элиту тоталитарного государства к установлению и поддержанию всеохватного контроля над обществом и личностью, необходимо по ближе рассмотреть тоталитарную идеологию. Как мы уже указали тоталитарной она называется потому, что служит идеологической основой тоталитарного государства. Все существовавшие тоталитарные идеологии обладали рядом общих черт: 1) теоретический антидемократизм (теоретически доказывалось вредность демократии или невозможность её построения, соответственно провозглашался отказ от ориентации на демократические ценности); 2) коллективизм, как отрицание индивидуальной ценности человека, отношение к нему, как к представителю большой социальной группы – класса, нации; 3) деление всех людей на ранги, в зависимости от отношения к классу, нации. При этом ставилось различие ценности человека для государства, что означало закрепление неравенства по признаку принадлежности человека к классу или нации. 4) Наличие образа врага (чаще всего вымышленного), против которого можно было легко сплотить людей. 5) исключительность идеологии, то есть идеология расценивается как единственно верная, другие точки зрения недопустимы. 6) Наличие «близкой великой цели» (коммунизма, возрождения Римской империи, завоевание мирового господства, избавление от расово неполноценных и т.д., то есть построение идеального общества, с точки зрения разработчиков идеологии). 7) Чрезвычайность и агрессивность идеологии, то есть эмоциональный настрой идеологии, определяющий необходимость принятия крайних мер ради достижения поставленной «великой цели».

В подтверждение приведём цитату из работы А. Гитлера Моя борьба [25], он пишет «...Читателю еврейских газет трудно представить себе, как много зла таится в модной системе парламентов!

Парламенты являются главной причиной, по которой наша политическая жизнь оказалась так усложнена. Самое главное что всегда должен помнить человек, это: масса никогда не может заменить человека (в данном случае лидера. С.А.), масса всегда склонна к глупости и трусости!

И так же точно, как сто дураков не сделают мудреца, так и сотней трусов никогда не будет принято героическое решение.

Для того, чтобы понять всю глубину извращения идеи демократизма, достаточно сравнить демократическую парламентскую систему с настоящей немецкой демократией.

Целью современного демократического парламента является не собрание «мудрейших», а просто сформированные группы из толпы, которые можно вести в любом направлении. Только при таком положении партии могут проводить свои задачи.

При этом положении ответственность, которая должна лежать на парламенте, фактически снимается.

Прямые, честные люди, готовые принять на себя самую тяжёлую ответственность, не пойдут заниматься болтовнёй в парламентах, где приятно проводят лица, лишенные чувства ответственности.

Таким образом, для настоящей демократии парламент не может быть нужен ни на один момент».

Отметим, «честные люди», «решительный человек» при их появлении в обществе, заменяют собой все гарантии прав и свобод личности, делая себя выше любого закона, поскольку они «непогрешимы и все ответственны», они не могут ошибаться, потому что они «знают», что для народа истинное счастье.

Важнейшей чертой тоталитарной идеологии является наличие в ней как бы двух частей: внешней – демагогической, рисующей прекрасную картину будущей счастливой жизни, для достижения которой хороши любые средства, то есть лигитимизирующей тоталитаризм; и внутренней, реализация, которой приводит к появлению тоталитарного государства и общества. Внешняя сторона обозначает «великую цель», а внутренняя, на которой стараются не концентрировать внимание, определяет средства её достижения, причём даже редко говориться о массовых расстрелах, концентрационных лагерях, мировых войнах и прочих зверствах, которые на практике устраивали тоталитарные режимы.

Но проблема принятия и поддержки массами тоталитарной идеологии не исчерпывается существованием её внешней стороны и промывкой мозгов. Тоталитарная идеология по своей сути очень близка к монотеистической религиозной конструкции. Многие авторы указывали на то, что Гитлер и Маркс были верующими в свою религию. [26] Создаётся система, которая объясняет окружающий мир и бытиё в целом. Существование общества, представляется как движение к определённой цели, затем указываются (подобно заповедям) средства к достижению цели, использование средств отождествляется с движением.

Например, у Гитлера: «... Всё что есть прекрасного на земле – науки, искусство, техника – всё это является продуктом творчества ограниченного числа народов, принадлежащих по происхождению к одной расе. Поэтому существование культуры зависит от существования и преуспеяния этой расы. Если эта раса погибнет – с ней уйдёт в могилу и всё прекрасное, что ею было создано.

Если мы разделим человеческий род на три категории – основателей, хранителей и разрушителей, то арийскую расу нам придётся отнести к первой категории.

Для развития высшей культуры было необходимо, что бы существовали культуры низшего порядка. Так, успех и работа людей часто зависят от числа имеющихся у них домашних животных.

Подобных примеров мы найдём в истории бесконечное множество. Достаточно вспомнить хотя бы, что прежде чем лошадь была впряжена в плуг, этот плуг тащил на себе раб.

Прогресс человечества напоминает собой нечто вроде лестницы. Нельзя добраться до вышей ступени прежде чем не пройдены низшие. Арийская раса была первой, добравшейся до вершины этой лестницы. Поэтому-то каждый ариец должен защищать чистоту своей крови». [27] Затем следует вывод, что все должны служить немцам как наиболее «чистым» представителям арийской расы. Гитлер представляет мировую историю, с точки зрения расовой теории, а затем делает вывод, что наиболее сильный - немцы (в данном случае, носитель источника мировой культуры, без которого она «заглохнет») должен поработить всех остальных, поскольку это закон бытия. В основе его теории не трудно увидеть Дарвинскую теорию «происхождения видов».

Сходство с религией, построение (ложной) метафизической концепции, помогает тоталитарной идеологии, делая её наиболее легко воспринимаемой населением, а значит становление тоталитаризма происходит там, где особые условия жизни сформировали тоталитарный тип сознания. Другими словами, общество находится в состоянии, когда оно может пойти только за тем, кто наиболее полно чувствует его «раны», для германии это стало поражение в войне и катастрофический разрыв между богатыми и бедными. Гитлер говорил о том, что хотело слушать большинство. То же самое происходило и в России 1917 года, вспомним программу большевиков, она во-первых – проста, во-вторых - для большинства, её лозунги: «Землю крестьянам!», «Фабрики рабочим!», «Долой Войну!».

Таким образом, для идейно-политических программ тоталитаризма характерны: 1) притязания на защиту общего блага, на выражение подлинных интересов нации или народа, на историческую необходимость применения крайних мер и отсутствие других способов спасения, кроме тоталитарных. 2) обязательно ограничение, а затем отмена, завоеванных гражданским обществом равноправия, гражданских прав и свобод человека, запрет оппозиции и самостоятельной мысли. 3) «перестройка основанных на равенстве горизонтальных связей членов общества в вертикальные структуры, подчинённые правящей иерархии, бесконтрольно распоряжающейся людьми, организациями, общественным и государственным имуществом» [28].

Выше уже говорилось о связи тоталитарной элиты с тоталитарной идеологией. Под этим нужно понимать, фанатическую приверженность элиты к этой идеологии, возможность не замечать в ней противоречий. Именно фанатизм, а не здравый смысл определяет действия властной элиты. [29] Фанатичное следование догме об исключительности идеологии и ориентация на выполнение «великих целей» при «чрезвычайном» характере идеологии заставляет эту элиту устанавливать политическую (монополия на власть) и идеологическую монополии. Необходимость соответствующих ресурсов для осуществления власти решается установлением государственного контроля над экономикой (монополия на экономику).