Смекни!
smekni.com

Билеты по конституционному праву (стр. 2 из 23)

Основные принципы:

- отказ от королевского суверенитета и закрепление концепции народного суверенитета (Руссо): в соответствии с этим принципом источником власти является народ, только народ имеет право определять организацию власти (до буржуазных революций считалось, что власть от Бога, а его наземным представителем является монарх, а значит он и – единственный источник власти);

- из первого принципа вытекает необходимость представительного ответственного правления – это и будет вторым конституционным принципом зарубежных стран, в соответствии с которым народ делегирует определённым лицам свои полномочия, но лишь на время;

- при расшифровке предыдущего принципа ясно вырисуется следующий – концепция парламентаризма, суть которого не сводится лишь к существованию в стране парламента: парламентаризм – это такая система организации власти, при которой парламент занимает ведущее место в конституционно-правовой структуре, когда он формирует правительство, а правительство несёт ответственность перед парламентом (парламент назначает, контролирует и смещает правительство) (Þ в США парламентаризма нет и быть не может; классическим же примером могут являться Соединённое Королевство, Италия, страны Бенилюкса, Япония и многие другие);

- к числу важнейших конституционных принципов относится принцип разделения властей /важнейшая гарантия против узурпации власти, а не только организационно-технический принцип, как его долгое t трактовали у нас/. Основоположником этой концепции был Локк, выделявший первоначально законодательную, исполнительную и федеральную власти. Монтескье расширил его идею, заменив федеральную власть на судебную. Сейчас этот принцип существует во всех зарубежных странах.

- Принцип законности – каждое должностное лицо и орган власти связан конституцией: существуют нормы конституционного воздействия на любое должностное лицо или орган власти, вплоть до главы государства (импичмент);

- принцип конституционного регулирования юридического статуса личности: конституция сразу чётко вводит различия на права:

а) личные – в которые государство не имеет право вмешиваться (право на жизнь и физическую неприкосновенность, свободное развитие личности, свобода мысли и совести, тайна частной жизни и коммуникации, неприкосновенность жилища, свобода передвижения и поселения); личное право восходит к теории естественного права человека: человек от рождения обладает рядом прав и свобод;

б) политические права – государство имеет право вмешиваться и регулировать (право участия в управлении обществом и государством, избирательное право, право на объединение, свобода собраний и манифестаций, свобода информации, право петиций, право и обязанность защиты страны, право на сопротивление угнетению);

- концепция либерального общества – саморегулирующееся и самоорганизующееся общество, свободное от государства.

Среди основных конституционных принципов обычно фигурируют такие, как построение правового государства, социального государства, светского характера власти и т.д.

- построение правового государства: часто в работах российских авторов, когда говорят об этом принципе, выдвигают на первое место принцип верховенства закона: с одной стороны, если под верховенством закона понимать верховенство права – это нормально, но, с другой стороны, когда под законом подразумевают какой-либо определённый акт, то это неверно, т.к. закон также может быть неправедным, а правовое государство должно основываться на принципах верховенства права, а если закон им не соответствует, то это лишает его легитимности.

- термин социальное государство означает, что в центре его политики находится социальное направление: концепция социального государства развивается после II Мировой войны, и её смысл в том, что государство должно осуществлять не только свои традиционные функции, но и помогать гражданам, беря на себя те функции, которые трудно было бы взять на себя физическим и юридическим лицам, хотя и не должно лишать права на существование различных благотворительных организаций. К таким функциям, ZB., относится функция призрения и социального обеспечения, так как в национальном масштабе только государство способно взять на себя эту функцию. Эта концепция предполагает взятие на себя государством такого момента, как просвещение, что, естественно, не запрещает частных школ.

- светский характер власти: когда говорят о светском характере власти, речь идёт об отделении церкви от государства и школы, но хотя этот принцип признаётся практически повсеместно, роль церкви может быть весьма значительной (и не только в мусульманских, но и в развитых в правовом отношении странах [достаточно вспомнить, хотя бы ‘InGodWeTrust’ на $ банкнотах]: ZB, в Великобритании лицо, наследующее британский престол должно принадлежать к англиканской церкви (закон о престолонаследии), причём к той же церкви должен/должна принадлежать супруг/а этого лица.

Билет №3

1. Источники конституционного права (общая характеристика).

Источниками конституционного права в зарубежных странах являются нормативные акты, которые содержат нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения. Главным источником данной отрасли права в подавляющем большинстве стран (исключение составляют некоторые мусульманские страны), как и следует из названия данной отрасли права, служит конституция – основной закон. К другим источникам относятся:

1) законы:

а) конституционные – вносят изменения в конституцию или дополняют её;

б) органические – принимаются в усложнённом порядке и обычно регулируют какой-либо институт конституционного права в целом;

в) обыкновенные – регулируют отдельные вопросы, ZB., закон о выборах президента;

г) чрезвычайные – согласно самой конституции, эти законы могут отступать от её положений, но принимаются только на короткий срок, обычно на несколько месяцев, хотя и с правом парламента продлить этот срок;

2) внутригосударственные публично-правовые договоры (ZB., Конституционный договор между Молдавией и самопровозглашённой Приднестровской республикой о том, что последняя остаётся в составе Молдавии);

3) регламенты парламентов и их палат – устанавливают внутреннюю организацию и процедуру работы парламентов;

4) акты главы государства и исполнительной власти – указы монархов, декреты президентов, постановления правительства, акты министров, некоторых ведомств, ZB., постановления центральной избирательной комиссии о порядке составления списков избирателей; особая роль принадлежит актам главы государства и исполнительной власти, имеющим характер закона: издаются или на основе делегирования полномочий парламентом (Великобритания), или на основе принадлежащей по конституциям правительству регламентарной власти (Италия), или в соответствии с исключительными полномочиями президента (Франция);

5) акты органов конституционного контроля – конституционных судов, советов, дающих официальное толкование конституции и признающих те или иные законы (не) соответствующими конституции;

6) судебные прецеденты (особенно в англосаксонском праве) – решения судов высоких инстанций, публикуемые ими и становящиеся основой для принятия другими судами аналогичных решений по подобным делам; в некоторых странах судебные прецеденты не признаются источниками права, т.е., по существу не являются прецедентами. Во Франции Гражданский кодекс запрещает судам формулировать нормы права, но они делают это, в особенности в области административного права; такие нормы создаёт и конституционный совет, в частности по вопросу о правах личности;

7) конституционный обычай – сложившееся в практике единообразной деятельности органов государства правило, имеющее устный характер, опирающееся на консенсус (согласие) участников отношений и не пользующееся судебной защитой в случае его нарушения; обычаи особенно распространены в деятельности парламента и правительства Великобритании, Новой Зеландии, где нет писанных конституций;

8) религиозные источники, особенно в монархических государствах с феодальными и родовыми пережитками, в частности по вопросу о престолонаследии; в единичных мусульманских странах конституцию заменяет Коран – священная книга, содержащая, по преданию, записи проповедей пророка Мухаммеда, в других же Коран считается актом, стоящим выше конституции;

9) правовая доктрина (редко и лишь в отдельных странах суды основывают свои решения по конституционным вопросам не только на правовых актах, но и на трудах выдающихся юристов, специалистов по конституционному праву);

10) международно-правовые акты, например Европейская конвенция о правах человека 1950 г., Договор ФРГ и ГДР о процедуре объединения Германии и проведении выборов в парламент 1990 г., Маастрихтский договор 1992 г. о Европейском Союзе, предусматривающий наряду с национальным гражданством единое европейское гражданство в государствах-членах. В некоторых конституциях содержатся ссылки на важнейшие международные акты, например на Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., принятую ООН, Международные пакты об экономических, социальных и культурных и о гражданских и политических правах, принятые в 1966 г. и вступившие в силу после необходимого числа ратификаций в 1976 г. (Международные пакты о правах человека). /Главный недостаток многих пактов – в них нет юрисдикционной защиты прав и свобод человека и гражданина. (Европейский суд по правам человека не может отменить или изменить решения национальных судов)/.