Смекни!
smekni.com

Сделки (стр. 4 из 5)

Суд, установив при рассмотрении дела факт совершения ничтожной сделки, констатирует ее недействительность и в праве применить последствия недействительности ничтожной сделки по собственной инициативе (п. 2 ст. 166 ГК). Закон предусматривает возможность признания судом в исключительных случаях (ст. 171, 172 ГК) ничтожной сделки действительной.

Оспоримой называется сделка, которая в момент ее совершения порождает свойственные действительной сделке правовые последствия, но эти последствия носят неустойчивый характер, так как по требованию исчерпывающе определенного в законе круга лиц такая сделка может быть признана судом недействительной по основаниям, установленным законом. В этом случае правовой результат сделки может быть аннулирован, так как в силу п. 1 ст. 167 ГК недействительная сделка недействительна с момента ее совершения, и решение суда по этому вопросу будет иметь обратную силу, если только из содержания оспоримой сделки не вытекает, что ее действие может прекращено лишь на будущее время (п. 3 ст. 167 ГК).

Ничтожная сделка, исполнение которой не начато ни одной из сторон, не порождает никаких юридических последствий. Если стороны намерены начать исполнять ничтожную сделку, любое заинтересованное лицо, правом которого исполнение этой сделки может создать угрозу, вправе на основании ст. 12 ГК предъявить иск о запрещении исполнения сделки как действия, создающего угрозу нарушения права.

Оспоримая сделка до вынесения судебного решения о признании ее недействительной создает гражданские права и обязанности для ее участников, но эти правовые последствия носят неустойчивых характер, так как по общему правилу она признается судом недействительной с момента ее совершения.

Статьи 167-179 ГК устанавливают различные правовые последствия частично или полностью исполненных недействительных сделок, при этом правовые последствия меняются в зависимости от оснований недействительности сделки.

Основные последствия недействительности сделки связаны с определением правовой судьбы полученного сторонами по сделке. Общее правило, регулирующая правовую судьбу полученного сторонами по сделке, установлено п. 2 ст. 167 ГК.

Гражданское законодательство предусматривает, что сделка действительна при соблюдении следующих условий:

а) содержание сделки законно,

б) участники сделки обладают дееспособностью, необходимой для вступления в сделку,

в) волеизъявление участников сделки соответствует их действительной воле.

Нарушение любого из этих условий влечет за собой недействительность сделки, но ее последствия различны. Вот их применение к трем различным группам недействительных сделок.

а) Сделка, не соответствующая требованиям законодательства, по общему правилу ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима. Общее последствие недействительности – обязанность каждой из сторон возвратить все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить – возместить стоимость в деньгах, если иные последствия не предусмотрены законом (ст. 167, 168 ГК). Например, арендатор продал арендуемый станок, чего не вправе был делать, соответственно станок и плата за него подлежат возврату. Такие действия называются двусторонней или взаимной рестетуцией.

Для последствия некоторых видов недействительных сделок (ст. 169 и 179 ГК) применяются иные правила:

1) односторонняя реституция, т.е. приведение в первоначальное состояние только невиновной стороны путем возвращения этой стороне исполненного ею по сделке и взыскание в доход государства полученного виновной стороной или причитавшегося этой стороне в возмещение исполненного ею по сделке.

2) недопущение реституции, т.е. взыскание в доход государства всего полученного сторонами по сделке, а в случае исполнения сделки не всеми сторонами, причитавовшегося к получению.

Что касается других предусмотренных законом последствий ничтожной сделки, о которых говорится в п. 2 ст. 167 ГК, то такими последствиями являются дополнительные расчеты между сторонами, связанные с пользованием, улучшением или ухудшением взаимно возвращаемого имущества.

Среди недействительных сделок, нарушающих предписание законодательства, ГК выделяет сделки, при совершении которых особо серьезно нарушены нормы права, - сделки, совершенные с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности (ст. 169 ГК).

В этих случаях особо серьезно и опасно нарушаются требования законодательства, и соответственно правовые последствия для сторон будут более тяжелыми. При наличии умысла в действиях сторон (а он обычно имеется) все полученное по сделке или причитавшееся другой стороне взыскивается в доход Российской Федерации. При невиновности одной из сторон исполненное ею возвращается, а в доход государства взыскивается исполнение виновной стороны.

Примером сделок, нарушающих основы правопорядка, являются сделки, отступающие от требований валютного законодательства: согласно п. 4 ст. 2 и ст. 14 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1992 г. “О валютном регулировании и валютном контроле”, все полученное по сделкам, недействительным в силу данного Закона, взыскивается в доход государства. Основам нравственности будут противоречить сделки о совершении за плату явно аморальных действий, например сделки, направленные на ограничение имущественных прав граждан по национальному признаку, сделки сутенеров и т.д.

б) При отсутствии у гражданина дееспособности совершенная им сделка признается ничтожной (ст. 171 и 172 ГК). Последствием в этих случаях является двусторонняя реституция. Кроме того, дееспособная сторона обязана возместить другой (недееспособной) стороне понесенный ею реальный ущерб, если недееспособная сторона знала или должна была знать о недееспособности лица (п. 1 ст. 171 ГК).

Сделка частично недееспособных лиц (несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками и наркотиками), требующая согласия родителей, усыновителей или попечителей названных лиц, может быть по их иску признана судом недействительной. В этих случаях применяются правовые последствия: двусторонняя реституция и возмещение реального ущерба частично недееспособной стороне (ст. 175 и 176 ГК).

В условиях рынка большое практическое значение приобретает юридическая судьба сделок, совершенных юридическим лицом вне пределов его правоспособности. Согласно ст. 173 ГК, сделка юридического лица, противоречащая целям его деятельности, ограниченным в его учредительных документах, либо совершенная без лицензии на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего соответствующие контрольные функции, но при условии, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности. Исходя их сущности лицензионного порядка и аналогии закона, следует заключить. Что такая сделка может быть оспорена.

в) Недействительность сделки в следствие несоответствия волеизъявления участников сделки их действительной воле имеет место в следующих двух случаях: 1) при совершении сделки под влиянием неправомерный действий других лиц и 2) при наличии у сторон сделки существенного заблуждения.

Эти две ситуации различны по правовому значению и влекут разные последствия. Согласно ст. 179 ГК, сделка, совершенная под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной или вследствие стечения тяжелых обстоятельств, вследствие которых сторона вынуждена совершить сделку на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась, (кабальная сделка), может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.

Более сложная правовая ситуация возникает при совершении сделки под влиянием заблуждения, когда нужно учитывать интересы обоих партнеров. Такая сделка может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения, но только имевшего существенное значение. Согласно п. 1 ст. 178 ГК, существенным является заблуждение относительно природы сделки, или таких качеств ее предмета, которые значительно снижают возможности его использования по назначению. Заблуждение в мотивах сделки не служит существенным заблуждением. Мотив лежит вне сделки и партнеру он обычно неизвестен, поэтому на правовую судьбу сделки влиять не должен.

В случае признания сделки недействительной ввиду допущенного заблуждения применяется двусторонняя реституция в отношении переданного участниками сделки имущества.

На практике спорящие стороны не всегда правильно разграничивают случаи обмана и заблуждения, которые влекут для участников сделки различные правовые последствия. Для обмана характерно наличие преднамерных и явно не отвечающих действительному положению действий участников сделки, заинтересованного в ее совершении, или привлеченных им к заключению сделки третьих лиц. Заблуждение же возникает вследствие недостаточной осведомленности участников сделки или неправильного понимания ее условий, перечисленных в п. 1 ст. 178 ГК.

Особые правовые последствия влекут мнимые и притворные сделки. Мнимая сделка, т.е. сделка, совершенная для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна.

Притворная сделка, т.е. сделка, имеющая целью прикрыть другую сделку, также ничтожна. К сделке, которую стороны имели действительно в виду, применяются относящиеся к ней правила (ст. 170 ГК).

На практике мнимые и притворные сделки нередко совершаются с целью, противной основам правопорядка и нравственности, например, для сокрытия имущества от законных на него взысканий. В этих случаях применяются правила ст. 169 ГК об односторонней реституции.

Иногда требования законодательства нарушены не сделкой в целом, а только некоторыми ее условиями. В таких случаях было бы несправедливо признавать недействительной всю сделку. Гражданское право принимает это во внимание и предусматривает в ст. 180 ГК, недействительность части сделки не влечет за собой недействительность прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения ее недействительной части. Такое предположение допустимо при наличии двух условий: а) недействительность части сделки не влияет на действительность остальных ее частей (объективный критерий); б) стороны в момент совершения сделки были бы согласны совершить сделку без включения ее недействительной части (субъективный критерий).