Смекни!
smekni.com

Мотивация преступного поведения (стр. 2 из 2)

Итак, весь сложный мотив преддействия основан на определенной мотивации – на определенном общем побуждении. Но выбор конкретной цели, отчленение данной цели от других возможных направлений действия обуславливается мотивом. Сознательный выбор данной цели – это и есть мотив действия.

В Уголовном кодексе РФ мотивы и побуждения не имеют четкого разграничения. К мотивам относятся “корысть”, “корыстные побуждения”, “кровная месть”, “расовая или национальная вражда” и т.д.

Отсутствие четкого понимания мотивов, их смешение с побуждениями создает трудности в реализации соответствующих правовых норм.

Преступное деяние может быть совершено на основе сложной системы побуждений (например, убийство на почве месте, озлобления или ревности).

Понятием “низменные побуждения”, а тем более понятием “личные побуждения” нельзя исчерпать всю сложную систему действительных побуждений и мотивов преступного деяния. Например, “хулиганские побуждения”. Диапазон этого рода побуждений очень широк – это может быть и озорство, бравада, баловство, с одной стороны, и ненависть к людям, мизантропство, с другой. И вообще, существует ли “хулиганский мотив”? Ведь в основе хулиганства лежит не само хулиганства, а пренебрежение интересами общества, честью и достоинством окружающих людей.

Здесь следует отметить, что преступных мотивов не бывает. Человек несет ответственность за противоправное общественно опасное действие, а не за смысл данного действия для данной личности. Мотивы могут быть низменными и возвышенными, достойными и недостойными, социально положительными и антисоциальными. Мотивы, также как и цели действия, - понятия психологические, но в преступном деянии они приобретают уголовно-правовое значение.

В неосторожных преступлениях нет прямых побуждений к совершению преступления, и здесь преступный результат не совпадает с мотивами и целями действия.

Эти преступления связаны с дефектами и в регуляции поведения: достижение цели сопровождается преступным побочным результатом из-за недостаточной способности субъекта предвидеть возможные последствия своих действий. Но именно поэтому и необходимо выявить мотив данного действия, ибо он в данном случае имеет основное значение для определения формы вины, для раскрытия субъективной стороны преступления.

Пример:

…Два приятеля, работники Кислородного завода, сидели у испарителя. Стояло жаркое лето. Один из них сказал: “Хорошо бы сейчас охладиться!”. Другой быстро отвернул заслонку, в результате чего сказавший, был заживо заморожен, вырвавшимися парами кислорода …

Казалось бы, в данном случае нет прямых побуждений к совершению преступления, и здесь преступный результат не совпадает с мотивами и целями действия. Здесь мотивация преступного поведения, является на первый взгляд, неадекватной совершенному деянию.

Такого рода преступление, скорее можно назвать безмотивным, однако “свернутость мотива”, его ситуативная обусловленность не означает его отсутствия. В данном импульсном действии не было преступной цели и соответствующего мотива, но здесь сработала стереотипная готовность действовать легкомысленно, бездумно, под влиянием отдельных изолированных представлений …

Статья Буланцева А. В.