Правда, Конституционному суду удалось одержать победу в другом направлении. Первоначально за прописку надо было заплатить несколько десятков минимальных месячных заработных плат, и это была гигантская сумма, просто непосильная для многих людей. Тем более для тех, кто купил квартиру, у них ничего не оставалось. И сумма была резко снижена. Она теперь многим посильна, пока не придумали какую-то новую пошлину.
Решение этого вопроса тянется уже много лет. Конституционному Суду потом еще несколько раз по разным поводам приходилось принимать решения, касающиеся неконституционности ограничения свободы передвижения граждан по территории Российской Федерации.
Когда в Совете Европы задавали этот вопрос, было четко сказано, что как судебные, так и административные органы России будут принимать необходимые меры. Но как оказалось, этих мер до сих пор не достаточно.
В мировом сообществе установлены так называемые международные стандарты. Например, это касается условий содержания в местах заключения. Комиссия поехала в наши места заключения, смотрела, сколько метров в каждой тюрьме приходится на одного заключенного, соответствует ли это европейским стандартам. В Европе уже давно есть стандарты, согласно которым на одного заключенного обязательно 4 или больше квадратных метров. Но когда они поездили по местам заключения, то увидели, что Россия в этом вопросе не дотягивает. Четыре метра - это пока роскошь по российским меркам на одного заключенного. Наверное, вы обратили внимание, что Владимир Путин, еще когда не был президентом, однажды в Санкт-Петербурге неожиданно изменил свой маршрут и попросил привезти его в тюрьму, чтобы посмотреть, в каком положении там находятся заключенные. После этого он сказал, что ни в какие рамки это не идет. Это существенно не дотягивает до европейских стандартов. В российских условиях для обеспечения этих стандартов требуется такая мера, как соответствующее финансирование. То есть для того, чтобы выполнить международные обязательства, надо сначала просчитать и решить вопрос об их финансовых аспектах. Таким образом текст договора попал в Государственную Думу, и там стали прикидывать, сколько это будет стоить. Кто распорядитель финансов, кто утверждает бюджет? Бюджет утверждает Государственная Дума. Вскоре они поняли, что надо выбирать: или надо "угробить" очередной бюджет, в котором и так уже есть сокращения на социальную сферу; или ратифицировать этот договор, и существенную часть денег направить на облегчение положения заключенных в Российской Федерации, которых всегда было больше миллиона. Сейчас чуть меньше, но тоже много. Процесс ратификации данной конвенции показывает, насколько непростые вопросы надо решать любому государству, которое берет на себя международные обязательства в сфере обеспечения прав человека.
Хотелось бы сказать еще о том, что Конституционный Суд РФ почти за 10 лет своего функционирования накопил значительный опыт в области защиты прав человека. Частью этого опыта являются правовые позиции Конституционного Суда. Казалось бы, правовые позиции - отвлеченное понятие, очень далекое от практических вопросов защиты прав человека. Но так кажется только на первый взгляд. Сейчас теоретическая осмысленность правовых позиций Конституционного Суда становится важнейшей составляющей взаимодействия теоретических и практических вопросов. Раньше такого понятия вообще не существовало. В начальный период функционирования Конституционного Суда, когда принимались первые решения, трудно было говорить о правовых позициях, как о каком-то цельном и эффективном явлении. Но сейчас об этом можно и нужно говорить. На сегодняшний день накопился очень богатый материал на эту тему.
Итак, что такое правовые позиции? Это те аргументы, мотивы, которые подбирает, использует и фиксирует в своем решении Конституционный Суд. С помощью них то или иное положение закона признается Конституционным Судом неконституционным. Это - юридические аргументы и выводы, применяемые Судом для обоснования своего решения и которые применимы при определенных условиях и для вынесения решения по другому делу.
Правовая позиция излагается в той части постановления Конституционного Суда, которая на языке юристов называется "мотивировочной частью". Мотивировочная часть содержит юридические аргументы и выводы в пользу конституционности или неконституционности той или иной нормы. А вторая часть решений Конституционного Суда называется "резолютивной частью".
Слово "резолюция" всегда вызывает определенные ассоциации у международников. Почему?
Потому что когда речь идет об источниках международного права, любой юрист-международник знает, что к международным источникам относят международный договор, международно-правовой обычай и решение международной организации, но не любое решение, а то, которое является обязывающим согласно уставу этой организации.
Некоторые органы международных организаций принимают решения по определяющим вопросам, имеющим рекомендательный характер, а не обязательный. Та же Организация Объединенных Наций в лице Генеральной Ассамблеи большинство документов принимает в виде резолюций, которые не обязательны для исполнения. Они только рекомендательны. Скажем, Всеобщая декларация прав человека как документ ООН. Поэтому резолюция у юристов-международников вызывает кое-какие ассоциации с постановлениями международных организаций необязательного характера.
Но во внутригосударственном обороте выражение "резолютивная часть" постановлений Конституционного Суда имеет совершенно иной смысл. Резолютивная, т.е. постановляющая часть носит обязательный характер. Но обязательный характер имеет и мотивировочная часть. Поэтому не только заключительная - резолютивная часть, где написано, что такое-то положение закона конституционно или неконституционно, но и мотивировочная часть тоже обязательна. Другими словами, правовая позиция Конституционного Суда имеет обязательный характер. И на этом надо акцентировать внимание, потому что для тех, кто занимается правозащитной деятельностью, здесь колоссальный источник вдохновения.
Здесь вы найдете аргументы и, возможно, такие аргументы, которые вам помогут решить тот вопрос, которым вы конкретно занимаетесь. Поэтому когда вы будете читать постановления Конституционного Суда, надо, конечно, посмотреть на окончательное решение, которое может состоять из 15 строчек. Но вы должны посмотреть и ту часть, которая называется "мотивировочной", и она обязательна для всех должностных лиц и для всех органов государства. И это уже мнение большинства судей Конституционного Суда. Эта часть тоже обязательная, и Суд прямо фиксирует в решениях, что правовая позиция Конституционного Суда обязательна для всех органов и должностных лиц государства. В мотивировочной части можно найти конкретные юридические аргументы в пользу того или иного решения. Это дает возможность правозащитникам опираться на них для оценки определенной ситуации.
Если посмотреть, каких вопросов касаются правовые позиции в сфере прав человека, то, наверное, на первом месте в условиях России можно поставить два права, к которым Конституционный Суд обращался чаще всего. Это право каждого на судебную защиту, и второе - это равенство всех перед законом и судом. Эти два права среди многочисленных прав человека выходят на первое место в связи с рассмотрением Судом вопросами.
Право на судебную защиту, в частности, часто фигурирует в связи с совершенно неудовлетворительным состоянием одного очень важного закона, который до сих пор действует в Российской Федерации. Этот закон называется так: "Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР", потому что Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации пока законодатель не принял. И тем Кодексом, которым сейчас пользуются, на основании которого все судебные процедуры осуществляются в наших многочисленных судах, является Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР.
То есть уже само название говорит об устарелости этого документа, а уже о содержании говорить нечего, потому что этот Закон по количеству рассмотрения отдельных его норм Конституционным Судом побил все рекорды. И судья иногда шутят, что если Государственная Дума еще год-два протянет, то ей не надо будет принимать новый закон, потому что Суд основные статьи в Кодексе исправит. Уголовно-процессуальный кодекс будет "исправлен" через решения Конституционного Суда. Так обстоит дело на сегодняшний день.