С 1991 года в стране появились официальные безработные-0.1 млн. человек. По сообщению заместителя министра труда и социального развития М.Москвиной к октябрю 1998 года число безработных составило 8.5 миллионов человек или 11.5% экономически активного населения (хотя официально таковыми числились лишь 1,75 млн.) Еще одна подробность: из 1929 тысяч официальных безработных в 2000 году половина имеет несовершеннолетних детей, а 77.5 тысяч безработных матери одиночки, а детское пособие 50 рублей в месяц. Да и оно, как известно, не выплачиваются годами. Задолженность по детским пособиям к началу 1999 года измерялось астрономической цифрой в 24 миллиарда рублей.[2]
Преступности несовершеннолетних способствует и неконтролируемое отчисление подростков из общеобразовательных школ и ПТУ. Только в 1999 году из школ Российской Федерации по неуважительным причинам выбыло более ста тысяч учеников (в 1985 году-1.5 тысяч). Имеют место многочисленные факты отчисления детей, не достигших 14 летнего возраста. В 1995-1996 учебном году ввиду ограниченного приема учащихся в 9-11 классы и сокращения приема в профессионально-технические училища около 500 тысяч подростков старше 14 лет оказались лишенными возможности продолжить обучение. Этот «демократический молох» испытали мои товарищи по школе, когда в 1993 году окончили 9 классов 568 школы Красносельского района города Санкт Петербурга.
Можно что угодно говорить про комсомол и пионерскую организацию, но они объединяли молодежь и детей и делали много хорошего, доброго, полезного. Их уничтожение-грубая системная ошибка власти. Ведь со скаутов был «списан» даже пионерский галстук, и за рубежом не думают, что время скаутов прошло.
Все последние годы продолжается процесс разрушения системы оздоровления и летней занятости молодежи. Многие оздоровительные лагеря для детей и подростков закрыты, а в оставшиеся дети из неполных и малообеспеченных семей не всегда могут из-за высокой стоимости путевок.
Обострение проблем семейного неблагополучия на общем фоне нищеты и постоянной нужды, моральная и социальная деградация, происходящая в семьях, приводят к крайне негативным последствиям.
В настоящее время увеличивается число случаев жестокого обращения с детьми, что приводит к интенсивному «вытеснению» детей и подростков из семьи на улицу и дает толчок новому увеличению противоправного поведения несовершеннолетних, чаще всего имущественного характера. Проведенные исследования свидетельствуют, что степень влияния семейного неблагополучия у подростков, совершивших имущественные преступления, выше, чем у других несовершеннолетних преступников[3].
Из-за ненормальной обстановки в семье около 50 тысяч детей ежегодно уходят из дома (как утверждает Генпрокуратура - сейчас в стране 300 тысяч детей до 16 лет числятся пропавшими без вести) Более 20 тысяч учащихся покидают школы интернаты из-за жесткого обращения. Растет число детских суицидов. Две трети подростков отбывших наказания в колониях, возвращаются в преступный мир. Двадцать одна тысяча детей в колониях для несовершеннолетних, из них каждый десятый-сирота. Шестьсот тысяч детей-инвалиды.
Вот еще одна печальная отметка: на 9 мая 1945 года, то есть к концу немыслимого кровавого бедствия Отечественной войны, во всём Советском Союзе было 678 тысяч детей сирот, а в 1999 году их было 720 тысяч.
В 1999 году Академия медицинских наук России провела официальное исследование, которое утверждает: только половина нынешних 16 летних учеников доживет до пенсии. За год здоровье каждого школьника ухудшается минимум в 5 раз. По причине плохого питания, у каждого четвертого школьника не хватает веса. Многие ученики просто голодают. За пять последних лет в 47 раз возросла заболеваемость сифилисом подростков 15-17 лет. В 1998 году на учете было 20.000 детей наркоманов, почти половина с 13-15 употребляет алкоголь.[4]
Опрометчивым, однако, будет мнение о том, что преступное поведение несовершеннолетних является уделом исключительно малоимущих, социально ущемленных слоев. Богатство, нажитое неправедным путем, обладает разрушительной силой и духовно опустошает. И когда мы сегодня читаем, что в европейских странах за последнее десятилетие число преступлений несовершеннолетних возросло от 40 до 70%, а в большинстве стран мира в вопросе детской преступности нет отката назад, спада и сокращения,[5] то брать это за главный аргумент и утверждать однозначно, что увеличение преступности среди несовершеннолетних в нашем российском обществе соответствует общемировому стандарту, глобализации мирового порядка, без учета классовых различий, я считаю ошибочным.
Склонность состоятельных классов к совершению преступлений была подмечена давно. Так К. Маркс писал: «Именно в верхах буржуазного общества не здоровые и порочные вожделения проявлялись в той необузданной – на каждом шагу приходящей в столкновение даже с буржуазными законами-форме, в которой порожденная спекуляцией богатство ищет удовлетворение сообразно своей природе, так что наслаждение становится распутством, а деньги, грязь и кровь сливаются в один поток. Финансовая аристократия, как по способу своего обогащения, так и по характеру своих наслаждений есть ни что иное, как возрождение люмпен-пролетариата на верхах буржуазного общества».[6]
Марксу зачастую приписывают и ниже следующие высказывание, хотя оно взято из работы Т.Даннинга «Тред-юнионы и стачки»: «Обеспечьте 10% и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживленным, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает ногами все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он ни рискнул бы, хотя под страхом виселицы».[7]
Последовательно раскрывал классовый характер преступности и В.И.Ленин. Очень злободневно звучит американская поговорка, которую не раз он приводил в своих работах: «Если вы украдете кусок хлеба, вас посадят в тюрьму, а если вы украдете железную дорогу, вас назначат сенатором»[8]
В ноябре сего года в нашем городе прошел V съезд ученых Петровской академии наук, где была проанализирована проблема «Качество жизни, здоровья нации и безопасность России». В принятом итоговом документе этого съезда записано, что и качество жизни населения России, здоровье нации, безопасность человека, общества и государства в целом деградируют по всем своим параметрам на протяжении последних десяти лет, переходя в состояние катастрофы. С 1993 года в России началось вымирание населения по более чем 1 миллион человек в год (появился «русский крест»- демографический крест, отражающий пересечение кривой смертности с кривой рождаемости и растущий между ними разрыв в пользу смертности. Разрушена система бесплатного здравоохранения, в том числе существовавшая, когда то мощная советская система мониторинга здоровья населения. Средняя продолжительность жизни сократилась на 10-15 лет. Средний возраст жизни мужчин- 55 лет. Это означает, что около 60 % из них не доживет до пенсионного возраста. Наркомания приняла контуры национальной катастрофы, во многих городах каждый пятый из молодых людей наркоман. Криминалитет, говорится в итоговом документе, который контролировал приватизацию в 1990-х годах, почти захватил все государство. Сложилась капиталократия в форме « бандократии» Каждый год насильно гибнут в России людей больше, чем за всю афганскую войну. Тюрьмы и СИЗО России переполнены. В тюрьмах и СИЗО туберкулезом болеют каждый третий. Более 40% населения России живет за пределами физиологического выживания. Депопуляция как процесс катастрофического разрушения репродуктивного потенциала населения наблюдается более чем в 80% субъектов Российской Федерации. Последовательно уничтожается экономический потенциал страны с одновременным вывозом финансового капитала за границу.
Только с 1992 по 2002 год из России, по данным американской печати, вывезено более 1.5 триллионов долларов. Расчеты отечественных ученых показывают, что если учитывать стоимость интеллектуальных ресурсов, утекающих из России в США и страны Западной Европы, то эта сумма как минимум должна быть в 2 раза.
В последние годы, по мнению делегатов съезда, наметились новые точки наступления неолиберальных реформаторов на качество жизни населения, такие в частности, как «стратегия распродажи земли как национального богатства, принадлежащего народам России», «Рыночная стратегия реформ образования, с сокращением потенциала высшей школы России в несколько раз» и т.д.[9]
За такими выводами делегатов съезда видны многие причины роста преступности в нашей стране, в том числе среди несовершеннолетних.
Наиболее очевидным и достаточно хорошо исследованным условием взрослой и детской преступности является пьянство (не умеренное потребление алкоголя) и алкоголизм (пьянство, перешедшее в трудное преодолимое, патологическое влечение к алкогольным напитка). Уже в 1995 году душевное потребление абсолютного алкоголя в России достигло 14-18 литров. Между тем, эксперты Всемирной организации здравоохранения считают, что если употребление чистого алкоголя на душу населения превышает 8 литров, это уже опасно для генофонда нации.
Еще более разрушительное воздействие на состояние соматического и психологического здоровья молодого человека оказывают наркотические и другие сильнодействующие, одурманивающие вещества. К сожалению, по сколько проблема наркомании давно у всех на слуху, любой теперь знает, что ситуация в стране хуже не придумаешь. На открывшемся 19 ноября 2002 года в городе. С Петербурге Форуме «Антинарко 2002» приводились на этот счет такие примеры, что общее число больных наркоманией, состоящих под диспансерным наблюдением, в целом по России за 10 последних лет выросло более чем в 8 раз, а в нашем Северо-Западном регионе в 5 раз. При этом в Мурманской области в 30 раз, в Вологодской, Ленинградской и Новгородской - более чем в 20 раз, в республике Коми _ в 16.5 раза, а в самом Петербурге в 4 раза.