К таким действиям относятся:
- трансляция по радио и телевидению непосредственного (незаписанного) исполнения;
- запись не зафиксированного на специальных устройствах исполнения;
- репродуцирование фиксации исполнения, если оригинальная фиксация была совершена без предварительного согласия исполнителя или если репродуцирование совершается в целях, не предусмотренных конвенцией либо не разрешенных исполнителем.
Производители фонограмм имеют право разрешить или запретить прямое или непрямое репродуцирование их фонограмм (ст. 10). В Римской конвенции не предусмотрено какого-либо права санкционировать представление фонограмм публике и не содержится каких-либо явных запретов на распространение или импорт несанкционированных дубликатов фонограмм.
Организации массового вещания имеют право санкционировать либо запрещать:
- одновременную ретрансляцию программ;
- фиксацию их передач;
- репродуцирование неразрешенных фиксаций их передач или репродуцирование законных фиксаций в незаконных целях;
- доведение до публики их телепередач посредством приемников, расположенных в доступных местах, за определенную плату.
В отношении этого последнего права следует отметить, однако, что оно не распространяется на передачи по радио (т.е. на трансляцию только звука), и национальные законодательства сами должны определять условия, при которых эти права могут выполняться. Также можно отметить, что Римская конвенция не охраняет передачи, распространяемые по кабелям.
Положения, предусматривающие право выбора при осуществлении требований конвенции
Римская конвенция кроме положений, предусматривающих минимальный уровень охраны, содержит также положения, которые позволяют странам в рамках своих национальных законодательств самим регулировать определенные аспекты охраны прав исполнителей и пр.
Национальные законодательства сами определяют уровень охраны от ретрансляции по радио или телевидению или от фиксирования передачи для целей массового вещания в тех случаях, когда исполнителем было дано согласие на передачу его выступления средствами массового вещания.
Принцип главенства контрактных соглашений был зафиксирован в положении о том, что национальные законы не должны лишать исполнителя права контролировать соблюдение оговоренных условий организациями радио- и телевещания при помощи, при этом термин "контракт" включает в себя и коллективные соглашения, а также решения арбитражных органов, если последние имеют место.
Что касается охраны прав как исполнителей, так и производителей фонограмм, то в ст. 12 (возможно, самой спорной статье конвенции) предусмотрено, что если фонограмма, изготовленная в коммерческих целях, используется непосредственно для целей массового вещания, то организацией массового вещания должно выплачиваться справедливое вознаграждение исполнителю или производителю фонограммы либо им обоим. Но в этой статье не гарантируется, однако, какого-либо права исполнителю или производителю фонограмм санкционировать или запрещать вторичное использование фонограмм. Гарантирование лишь разового вознаграждения за использование фонограммы, пожалуй устанавливает своего рода систему принудительного лицензирования. Не указаны права получателей вознаграждения при вторичном использовании авторского исполнения или фонограммы, содержащей запись этого исполнения. В статье 12 оговаривается, что по крайней мере одна из заинтересованных сторон должна получить плату. Но в данной статье указано также, что при отсутствии соглашения между участниками национальное законодательство (если это считается необходимым) может установить условия распределения между ними этого вознаграждения.
Длительность охраны
Минимальная длительность охраны, предусмотренная Римской конвенцией, равна двадцати годам, начиная с конца года, в котором (1) была сделана запись, если это относится к фонограммам или исполнениям, включенным в фонограммы, или (2) состоялось исполнение, когда речь идет об исполнениях, не включенных в фонограммы, или (3) была осуществлена передача, когда речь идет о передачах (ст. 14).
3. Специальные конвенции в области смежных прав
Введение
Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм, подписанная в Женеве в октябре 1971 г. и обычно называемая конвенцией о фонограммах, и конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, подписанная в Брюсселе в мае 1974 г. и обычно кратко называемая конвенцией о спутниках, также являются соглашениями в области смежного права. Цели этих конвенций состоят в том, чтобы обеспечить охрану интересов производителей фонограмм и организаций широкого вещания от некоторых действий, которые обычно принято считать действиями, нарушающими авторское право, или пиратскими действиями.
С точки зрения Римской конвенции конвенция о фонограммах и конвенция о спутниках являются специальными соглашениями, которые предоставляют исполнителям, производителям фонограмм и организациям массового вещания стран, подписавших эти конвенции, более широкие права, нежели те, которые предоставляются Римской конвенцией или некоторыми другими положениями, не противоречащими этой конвенции (ст. 32 Римской конвенции).
Конвенция о фонограммах и конвенция о спутниках дополняют Римскую конвенцию в некоторых аспектах, но заложенные в них идеи отличаются от идей последней по трем существенным пунктам.
Во-первых, Римская конвенция главным образом дает право разрешать или запрещать определенные действия, в ней также уделяется внимание механизмам предоставления прав авторам.
Конвенции о фонограммах и спутниках не устанавливают каких-либо специальных правил, а оставляют на усмотрение самих договаривающихся сторон выбор юридических механизмов предотвращения актов пиратства или наказания за подобные действия.
Во-вторых, Римская конвенция основана на принципе национального режима. Это значит, что уровень охраны, гарантированный Римской конвенцией, является минимальным и что кроме прав, гарантированных самой конвенцией, и в пределах определенных оговорок, предусмотренных конвенцией, исполнители, производители фонограмм и организации широкого вещания пользуются теми же правами в странах — участницах конвенции, что и граждане данной страны. В конвенции о фонограммах не говорится о национальном режиме, а четко определены незаконные действия, от которых страны-участницы должны предоставлять защиту. Следовательно, страны-участницы не обязаны защищать иностранных граждан от всех действий, от которых по национальному законодательству защищаются граждане данной страны. Например, те страны, в национальных законодательствах которых гарантируется защита от несанкционированного публичного представления фонограмм, не обязаны защищать таким же образом производителей фонограмм из других стран, так как в самой конвенции о фонограммах ничего не говорится о защите производителей фонограмм от использования их фонограмм для публичного представления, если эти фонограммы являются законными. Однако следует отметить, что конвенция о фонограммах никоим образом не ограничивает уровень охраны, гарантируемый иностранным гражданам по положениям национальных законов или международных соглашений (ст. 7(1)). В конвенции о спутниках вопрос о национальном режиме также не поднимается. Данная конвенция обязывает договаривающиеся стороны защищать только от одного вида деятельности, а именно от распространения несущих программы сигналов любым распространителем, если сигналы, идущие от спутника или проходящие через него, не были для этого предназначены.
В-третьих, в целях борьбы с пиратством в как можно более широких масштабах эти новые международные соглашения открыты для всех стран, входящих в Организацию Объединенных Наций, для любых специализированных организаций, связанных с ООН, или для всех стран — участниц Устава Международного суда (практически это все страны мира). Римская конвенция является закрытой, т.е., чтобы участвовать в Римской конвенции, страна должна стать участницей по крайней мере одной из двух основных международных конвенций об авторском праве.
Основные положения конвенции о фонограммах
Если рассматривать основные положения, то конвенция о фонограммах отличается от Римской конвенции:
(1) критериями предоставления охраны,
(2) уровнем охраны,
(3) способами ее обеспечения.
Согласно конвенции о фонограммах, для получения охраны требуется только удовлетворение критерию национальности. Однако любая страна-участница, которая в октябре 1971 г. предоставляла охрану только с учетом места первой записи, может, подав декларацию Генеральному секретарю ВОИС, объявить, что она будет применять этот критерий.
Гарантируется охрана не только от репродуцирования фонограмм, но также от незаконного распространения этих фонограмм, от незаконного распространения их дубликатов, а также от импорта таких дубликатов для целей распространения (ст. 2). С другой стороны, уровень охраны не гарантирует получения вознаграждения за вторичное использование фонограмм.