Смекни!
smekni.com

Передачи технологии (стр. 3 из 3)

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРИЗНАНИЕ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ

Значение приоритетного использования товарного знака отражено в нескольких международных договорах о товарных знаках. Это Парижская конвенция, Ниццекое соглашение о международной классификации товаров и услуг 1957 года и Договор о регистрации товарных знаков, подписанный в 1973 году в Вене. Самое широкое международное применение имеют Парижская конвенция и Ниццекое соглашение, пересмотренные в 1967 году, которые подписали США. Международное бюро ВОИС играет главную роль в административном управлении союзами, созданными этими соглашениями.

В Парижской конвенции заложены усилия преобразовать некоторые правила о товарных знаках в международные. Помимо распространения принципа национального режима в статье 2 и установления приоритетного права на товарный знак на срок шесть месяцев (см. обсуждение патентов выше) Конвенция смягчает требование стран о том, что подающие заявку на регистрацию знака иностранцы должны доказать наличие его законной регистрации у себя в стране. Это облегчает иностранную регистрацию товарного знака, устраняет возможность того, что истечение срока регистрации в своей стране аннулирует регистрацию во всех других странах и допускает регистрацию за границей совершенно иных (возможно, приспособленных к иностранной культуре) знаков.

В Ниццеком соглашении решается вопрос о международной классификации товаров и услуг. Чтобы упростить административную процедуру регистрации товарных знаков, многие страны классифицируют и тем самым идентифицируют товары и иногда услуги с одинаковыми или сходными признаками. Подающее заявку на регистрацию знака лицо должно указать, к какому классу или классам он принадлежит. Однако не у всех стран одинаковая система классификации, а у некоторых ее вообще не существует. В статье 1 Ниццекого соглашения установлена единая классификация товаров и услуг для регистрации товарных знаков. Тем самым хаос в этой области устранили и навели порядок.

Венский договор 1973 года о регистрации товарных знаков (который подписали и США) предусматривает подачу международной заявки и экспертизу по типу патентных на основании Договора о патентной кооперации (см. выше). Венский договор еще не полностью осуществлен, но содержит в себе обещание снизить расходы и обеспечить большее единообразие в международной охране товарных знаков. По меньшей мере двадцать девять европейских и средиземноморских стран стали участниками Мадридского соглашения о международной регистрации товарных знаков (от 1891 года, несколько раз пересмотренного). Это соглашение уже предусматривает подачу международных заявок для регистрации национальнях прав на товарные знаки и находится под управлением ВОИС. Европейским сообществом разрабатывается товарный знак Общего рынка.

ЗАЩИТА АВТОРСКОГО ПРАВА

Авторское право на литературные произведения охраняется в той или иной мере почти в ста странах. Объем такой охраны и средства правовой защиты в случае их нарушения в разных странах различные, но примерно восемьдесят стран добились определенного единообразия в этой области путем участия в Бернской и Всемирной конвенциях по охране авторского права (см. ниже). В США, например, закон 1976 года об авторском праве защищает все оригинальные произведения, записанные на реальных носителях (существующих или которые будут созданы в будущем), в том числе литературные произведения, музыкальные произведения, драматические произведения, хореографические работы, графические произведения, аудиовизуальные произведения, звукозаписи и компьютерные программы. Произведения необязательно должны быть опубликованы для обеспечения в США охраны авторского права на них. Достаточно того, чтобы оно было оригинальным и находилось на реальном носителе. В США для закрепления за собой авторского права автор должен поместить на публикуемых экземплярах знак охраны авторского права со своей фамилией. Произведения, опубликованные без такого знака, могут свободно использоваться всеми.

В США срок охраны авторского права составляет 50 лет после смерти автора. За автором сохраняется право контроля и над такими "производными работами", как кинофильм, снятый по его книге. Только автор (либо его правопреемники или в определенных случаях пользователь) вправе снимать копии, демонстрировать, исполнять и первым продавать произведение. Для закрепления авторского права его регистрация в управлении авторского права США необязательна, но она необходима для осуществления федеральных средств правовой защиты. Нарушители несут уголовную ответственность, должны выполнять судебные запретительные постановления и возмещать материальный ущерб. Произведения, изданные с нарушением авторского права, изымаются до суда и в конечном итоге уничтожаются. Но работникам образования, критикам и журналистам разрешено добросовестное использование произведения. Эта традиционная доктрина общего права закреплена в законе 1976 года об авторском праве.

Продажу авторского права иногда осуществляют специальные агентства. Особенно это касается музыкальных сочинений из-за разбросанности многих авторов и потенциальных пользователей. В США функции главного агентства по продаже таких прав выполняют Американское общество композиторов, авторов и издателей (АСКАП) и компания "Музыкальные передачи Инк." (БМИ). Такие права тысячами продают по общей лицензии за установленную агентствами плату, позднее распределяемую между их членами. Подобные организации действуют и в большинстве европейских стран. Их деятельность постоянно контролируют на основании антимонопольного законодательства США и Европейского сообщества <дело Broadcast Music, Inc. v. Columbia Broadcasting System, Inc., 441 U.S. 1 (1979); решение по делу GEMA, 10 Common Mkt.L.Rep. D34 (1971), II Common Mkt.L.Rep. 694 (1972)>. Совместная международная информационная служба авторского права, находящаяся с 1981 года под руководством ВОИС и ЮНЕСКО, содействует лицензированию авторского права в странах третьего мира. Но эта служба не выступает в качестве агентства по продаже авторских прав - недостаток, который, как говорят, способствует их пиратскому хищению.

Охрана авторского права в других странах может быть более или менее всеобъемлющей либо способной приспособиться к современной технологии. Закрепление авторского права на компьютерные программы, например, не столь надежное во многих странах. В некоторых развивающихся странах понятие добросовестное использование толкуется расширительно, что подрывает охрану авторского права. Но эти различия представляются не столь значительными по сравнению со всемирной проблемой "пиратского" хищения авторских прав (от незаконного использования сигналов со спутников до нелицензированного использования магнитофонных записей и книг), о чем будет сказано ниже.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРИЗНАНИЕ АВТОРСКОГО ПРАВА

В отсутствие соответствующей конвенции авторское право необходимо регистрировать в каждой признающей такое право стране, что очень трудоемко и утомительно. Однако владельцам авторского права предоставляют национальный режим, права на перевод и прочие выгоды на основании Всемирной конвенции об авторском праве (ВКАП) от 1952 года (США присоединились к ней). Что еще важнее, ВКАП освобождает иностранцев от необходимости его регистрации при условии проставления знака охраны авторского права (например. © Фолсом. Гордон и Спаногл, .1992^. Неторые страны, как. например, США, воспользовались правом выбора не освобождать от необходимости регистрации авторского права. Осуществление этого права выбора в то время способствовало усилению действия в США оговорки об изготовлении, в соответствии с которой американские книги с закрепленным авторским правом должны были печататься в США, и был запрещен ввоз отпечатанных за границей экземпляров. В конечном счете эта протекционистская оговорка была отменена принятием закона США об авторском праве в 1986 году. ВКАП устанавливает минимальный срок охраны авторского права: 25 лет после публикации, регистрации или смерти автора. В ней также предусмотрены обязательное лицензирование прав на перевод во всех странах и обязательные права на перепечатку и использование в учебных целях в развивающихся странах.

Национальный режим и освобождение от регистрационных формальностей (при условии проставления знака охраны авторского права) можно получить на основании Мексиканской конвенции 1902 года и Буэнос-Айресской конвенции 1911 года, участником которых являются США. Во многих других странах можно получить различные выгоды на основании (пересмотренной) Бернской конвенции 1986 года. Подобно ВКАП, Бернская конвенция приостанавливает необходимость регистрации авторского права для его владельцев из стран - участниц конвенции. В отличие от ВКАП она допускает местную охрану авторского права независимо от охраны в стране происхождения и не требует проставления знака охраны авторского права. Бернская конвенция устанавливает минимальный срок действия авторского права в течение жизни автора плюс 50 лет, что гораздо больше срока по ВКАП. Она также признает исключительные права авторов на перевод. Большинство американцев, владельцев авторских прав, ранее приобретали выгоды по Бернской конвенции посредством одновременной публикации своих произведений в Канаде, стране - участнице этой конвенции. В 1989 году США ратифицировали Бернскую конвенцию, что позволило установить для США отношения по авторскому праву дополнительно с 25 странами. Она отменила необходимость регистрации в США (предусмотренную ВКАП) авторского права иностранцами и установила защиту моральных прав авторов, т.е. право на целостность произведения и указание его авторства. Это последнее право гарантирует признание авторства. Право на целостность произведения - это право автора возражать против его искажения, изменения и прочих изъятий из него. Обычно считают, что закон о недобросовестной конкуренции, федеральный и штатов, создает в американском законодательстве юридическую базу для защиты таких моральных прав. Ограниченная категория художников получила эти права на основании закона 1990 года о правах авторов изобразительных произведений.