Как показала практика перестройки, существующая структура государственных и общественных организаций не могла удовлетворить все многообразие устремлений и чаяний людей. Именно это несоответствие реального положения и желаемых изменений привело к возникновению многих самодеятельных организаций, общественных движений и гражданских инициатив.
Спектр их деятельности оказался самым широким. Их многообразие с трудом подвергается классификации. Но при всех сложностях, на наш взгляд, все же можно выделить несколько групп таких движений: общественно-политические, социальные, экологические, социально-культурные.
Несколько особняком стоят объединения, связанные с проведением досуга, организацией отдыха, времяпрепровождением.
Все эти организации в той или иной мере пытаются заполнить ту нишу в общественной жизни, которую долгие годы обходили вниманием, не занимались ею или даже игнорировали ее.
Не все из них выдержали испытание временем. Кроме того, многие существенно разнятся друг от друга по регионам, по своим программам, целям, установкам. Но тем не менее обозначились тенденции, которые объединяют их между собой.
В общественно-политической сфере все больше стали задавать тон народные фронты, в деятельности которых наряду с собственно политическими проблемами ярко проявились и национальные мотивы. Хотя их развитие протекает в достаточно противоречивой ситуации, в целом народные фронты показали себя как самостоятельная сила, решительно отстаивающая интересы многих социальных групп. Определенная непоследовательность, крайности в некоторых ситуациях следует толковать как болезни роста, трудности становления и поиска оптимальных решений.
Нужно отметить, что в общественно-политической жизни возник ряд принципиально новых организаций, подобных «Мемориалу», которые решают не только сегодняшние проблемы, но и изучают исторические корни происшедшей деформации общества.
Достаточно четко выкристаллизовываются и экологические движения, суть деятельности которых - объединить единомышленников, обеспечить сохранение окружающей среды, сферы обитания человека, здоровья нынешнего и особенно будущего поколений. Эти движения выдвинули своих лидеров мирового звучания (С.П. Залыгин, А.А. Яблоков, А.Л. Яншин и др.), которые во многом определяют стратегию и тактику действий. На их счету уже немало побед: прекращение работ по перебросу стока северных рек в Казахстан и Среднюю Азию, битва за Аральское море, замораживание строительства канала Волга-Чограй. Стимулировала рост этого движения катастрофа в Чернобыле, в результате чего возникло мощное общественное мнение против строительства и эксплуатации атомных электростанций. Несомненно, что за экологическими движениями будущее, что они во многом будут определять лицо общества, мобилизуя волю и сознание живущих людей на обеспечение экологически безопасной жизни на Земле.
Несколько иначе развивается движение социального направления. Оно конкретизировано до ряда важнейших проблем, которые необходимо решать. Речь идет о движении милосердия, проявлении заботы о пенсионерах, престарелых, о детях без родителях. Насколько остры эти проблемы, говорит хотя бы один факт: 8 из 10 безнадзорных детей имеют родителей. Здесь тесно переплетены моральные, нравственные проблемы с собственно социальными, которые в не меньшей степени ставят вопрос как об ответственности общества, так и об ответственности людей, давших ребенку жизнь.
На социально-культурном фронте наряду со сложившимися в первые годы перестройки движениями по сбережению памятников истории и культуры мощный импульс получили общества защиты родного языка и национальной культуры. Практически все крупные национальные образования нашей страны-создали такие общества, которые реализуют предоставленные Конституцией права на суверенитет в области духовной жизни. Сюда же можно отнести проблемы будущего малочисленных народов Севера и Дальнего Востока, а также многих наций и народностей, которые рассредоточены по территории всей страны.
Одновременно во всех крупных городах страны стали возникать национально-культурные сообщества и клубы, в которых представители территориально рассредоточенных наций и народностей получают возможность реализовать право общения на родном языке, участвовать в производстве и потреблении духовных ценностей, развивать и поддерживать национальную культуру.
Итак, процесс становления и обогащения работы как итожившихся, так и новых общественных организаций - это залог мобильности, жизненности и эффективности обновляющегося общества.