Летопись нападений на дипломатов, захвата их в качестве заложников, вторжения в посольства и иных инцидентов пополняется, к сожалению, все новыми и новыми печальными фактами.
Подобное вряд ли возможно в нашей стране, но все-таки: что и как делается в России для создания нормальных условий работы иностранных дипломатов, насколько эффективно, обеспечиваются их иммунитеты и привилегии?
Дипломатические иммунитеты " и привилегии - это совокупность особых прав и преимуществ, которые предоставляются иностранным дипломатам, дипломатическим представительствам в странах пребывания в целях успешного выполнения возложенных на них обязанностей.
Понятие иммунитетов уходит своими корнями в глубокую древность. Оно встречается в древнеиндийских законах Ману, в поэмах Гомера, в которых чужеземные посланцы наделялись особой неприкосновенностью, дарованной им не только Гермесом, но и самим Зевсом^
Много было различных событий в истории дипломатии, затрагивавших иммунитеты и привилегии дипломатов. Иногда дипломаты брались за оружие, чтобы защитить честь своего государя или свое достоинство. Немало было, и попыток каким-то образом кодифицировать права и преимущества различных категорий дипломатов.
Самой результативной в этом плане явилась Конференция ООН по дипломатическим сношениям и иммунитетам, которая в 1961 году приняла Венскую конвенцию о дипломатических сношениях. Ее подписали более 140 государств. Это стало возможным благодаря разумным компромиссам стран с различным социально-экономическим строем, историей, культурой, национальными традициями и обычаями. Поэтому конвенция является основным универсальным международно-правовым документом, на основе которого регулируются многочисленные вопросы, касающиеся дипломатов, дипломатических представительств, их иммунитетов и привилегий. В некоторых государствах Венская конвенция вошла в национальные законодательства. В СССР в развитие конвенции принято также «Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР». Оно утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1966 года.
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ИММУНИТЕТЫ и привилегии, как это зафиксировано в конвенции, предоставляются не для выгоды отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатов и дипломатических представительств. Иммунитеты являются исключительно персональными, а привилегии не могут быть переданы по соглашению от одного лица другому. Во всех странах дипломатические иммунитеты и привилегии предоставляются на основе строгой взаимности. Государства, наделяя иностранных дипломатов особыми правами и освобождая их от своей юрисдикции, считают их «абсолютно свободными» в выполнении порученной миссии. В этом проявляется суверенное равенство всех государств как субъектов международного права.
В Советском Союзе дипломатическими иммунитетами и привилегиями обладают все сотрудники иностранных посольств в Москве, которых Министерство иностранных дел СССР признает в качестве дипломатов, в подтверждение чего им выдаются соответствующие документы. Это.-послы, посланники, советники, дипломаты других рангов (1-е, 2-е, 3-й секретари, атташе). Дипломатический статус распространяется и на секретарей-архивистов, хотя в советской дипломатической службе такого ранга нет. Иммунитетами обладают торговые представители, их заместители, торговые советники (атташе), атташе по вопросам обороны, их помощники, а также специальные атташе-по науке, культуре, образованию, сельскому хозяйству, пресс-атташе. Иммунитеты предоставляются также членам семей дипломатов.
По особым соглашениям СССР с США, Великобританией, Канадой дипломатические иммунитеты и привилегии распространяются на советский административно-технический и обслуживающий персонал в Вашингтоне, Лондоне и Оттаве, равно как на эту же категорию сотрудников посольств США, Великобритании, Канады в Москве.
Дипломатический статус персонала посольств подтверждается Протокольным отделом МИД СССР путем выдачи дипломатических карточек. Там имеется запись, что владелец карточки пользуется на территории СССР всеми привилегиями и иммунитетами, предусмотренными упомянутым «Положением о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР».
Дипломат заинтересован в максимально короткий срок получить документ ведомства иностранных дел страны пребывания о своей аккредитации. Только при наличии такового он может успешно выполнять свои функции, вступать в контакты с представителями страны пребывания, решать многочисленные вопросы, связанные с жизнью в иностранном государстве. А если учесть, что нередко приехавший дипломат не знает местного языка, то наличие у него документа ограждает от всяких неприятностей и недоразумений.
Чтобы дипломат смог быстро получить дипломатическую карточку, посольству достаточно направить в Протокольный отдел МИД СССР ноту с приложением паспорта, в котором указывается ранг дипломата, заполнить бланк аккредитации и приложить четыре фотокарточки. При рассмотрении вопросов аккредитации дипломатов в Протокольном отделе МИД СССР с пониманием относятся к тому, что в некоторых странах в дипломатических паспортах нет указаний о рангах, а есть только запись «дипломат» (Гана, Заир, Замбия, НДРИ и др.), «сотрудник иностранной службы» (Нигерия, Сингапур), «правительственный служащий» (Индия, Бангладеш, Пакистан). В Великобритании нет как таковых дипломатических паспортов. В документах английских дипломатов делается лишь запись: «сотрудник дипломатической службы Ее Величества». В США дипломатам выдаются паспорта с записью о том, что владельцы их находятся за границей по назначению государственного департамента. В этих случаях для получения документа посольству достаточно в нотах, препровождающих паспорта, указать ранги дипломатов.
Стремление не создавать трудностей для приехавших на работу в Москву дипломатов проявляется при рассмотрении неординарных случаев. Муж - с дипломатическим паспортом, жена - с обычным, причем другого, чем у мужа, государства. Жене предоставляются полные дипломатические иммунитеты и привилегии, в подтверждение чего она получает соответствующий документ. Дипломатическая карточка выдается и незамужней дочери дипломата, достигшей 18 лет и постоянно проживающей с родителями.
Аналогичным образом рассматриваются и вопросы регистрации паспортов и выдачи документов административно-техническому и обслуживающему персоналу дипломатических представительств. От посольств не требуется, чтобы они расшифровывали специальность каждого представителя административно-технического и обслуживающего персонала. Является ли сотрудник водителем посольства, киномехаником или выполняет какую-то другую техническую работу, это - внутреннее дело посольства. Такой категории иностранцев Протокольный отдел выдает служебные удостоверения, предоставляя им определенный объем иммунитетов и привилегий. Частные домашние работники в семьях дипломатов свои документы регистрируют в органах милиции, пользуются правами и несут обязанности в соответствии с Законом о правовом положении иностранных граждан в Советском Союзе, принятым в июне 1981 года.
Сотрудники иностранных посольств в Москве и члены их семей получают документы в течение 3-5 дней. Есть страны, где сроки выдачи документов затягиваются на несколько недель и даже месяцев. Похоже, что в таких странах предают забвению принцип взаимности. Ведь трудности в аккредитации советских дипломатов вольно или невольно подталкивают к аналогичным подходам к представителям этих стран в СССР. Неубедительно звучат в данном случае ссылки на неповоротливость бюрократической машины, нехватку сотрудников, оформляющих документы, и др.
В Венской конвенции о дипломатических сношениях нет, к сожалению, положения, которое бы обязывало все страны-участницы в строго фиксированный срок выдавать документы иностранным дипломатам. Тем не менее международная практика показывает, что этот вопрос можно успешно решать на двусторонней основе, путем заключения соответствующего соглашения. У дипломатов в Москве не возникает больших проблем и в связи с утерей документа. Протокольный отдел в этом случае стремится в разумно короткий срок (около двух недель) выдать дубликат.
ОСНОВОЙ иммунитета дипломата является его личная неприкосновенность. Власти обязаны предупреждать любые посягательства на свободу и достоинство дипломата. Посол, например, до сих пор рассматривается как «alter ego» («второе я») направившего его главы государства. Всякий недружественный акт в отношении посла расценивается как попытка нанести ущерб престижу государства и его главе.
Было время, когда дипломаты были особенно чувствительны даже к мелкой бестактности, не говоря уж о случаях оскорблений или унижений. Один пример из истории. В 1708 году русский посол в Лондоне Матвеев был задержан полицией с применением физической силы. Английская королева через своего статс-секретаря передала извинения. Но посол не был удовлетворен и покинул страну, отказавшись вручать свои отзывные грамоты, как это было принято в то время. Английскому представителю в Петербурге лорду Уитворту было приказано на публичной аудиенции у Петра 1 выразить сожаление королевы по поводу нанесенного русскому послу оскорбления.
Нанесение вреда личности дипломата приводит нередко к серьезному ухудшению отношений между государствами. Правительство во главе с В. И. Лениным сразу же оценило все возможные отрицательные последствия для Советской Республики убийства в Москве 6 июля 1918 года германского посла Мирбаха. В. И. Ленин лично занимался улаживанием конфликта. Он посетил посольство, выразил соболезнование; террористы понесли суровое наказание.
Советский Союз является решительным противником нарушения дипломатических иммунитетов, в частности неприкосновенности личности дипломата.