Лицо из состава вооруженных сил не может претендовать на статус военнопленного в случае захвата во время занятия шпионажем. Такое лицо подлежит суду военного трибунала. Но если оно было захвачено после выполнения задания и присоединения к своим войскам, то на него распространяется режим военного плена. Шпионаж в данном случае означает сбор на территории противника информации военного значения лицом из состава вооруженных сил страны, находящейся в конфликте, осуществляемый тайно или обманными методами. От шпионов следует отличать военных разведчиков, которые собирают информацию в форменной одежде своих вооруженных сил. В случае захвата противником они пользуются правами военнопленных.
Не имеют статуса комбатанта и не могут рассчитывать на режим военнопленных наемники. Наемник - это лицо, завербованное для использования в вооруженном конфликте, фактически принимающее участие в военных действиях в целях получения материального вознаграждения. При этом оно не должно быть гражданином страны, находящейся в конфликте, и не проживать постоянно на ее территории. Оно не входит в состав вооруженных сил стороны в конфликте Сказанное дает возможность отличать от наемников лиц, участвующих в конфликте не по материальным, а иным соображениям (политическое сочувствие, общность идеологии, религии).
Наемничество представляет собой серьезную опасность, особенно для небольших развивающихся государств. В 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников. Конвенция признала наемничество серьезным преступлением, затрагивающим интересы всех государств, и обязала участников либо предавать виновных суду, либо выдавать. Наемничеству посвящена ст. 359 УК РФ.
С момента пленения ответственность за военнопленных несет захватившее их государство, а не отдельные командиры, что, разумеется, не исключает уголовной ответственности последних за преступления против военнопленных. Военнопленный - не преступник, а солдат, выполнявший свой долг. Его изоляция объясняется исключительно военной необходимостью. С военнопленными надлежит обращаться гуманно. Любое незаконное действие или бездействие, повлекшее смерть или причинившее серьезный ущерб здоровью пленного, является преступлением. Запрещены медицинские эксперименты на пленных. Должна быть обеспечена защита от местного населения и запугивания. Особо отмечу, что в отношении пленных репрессии запрещены. Несмотря на крайне жестокое обращение Германии с советскими пленными в годы Великой Отечественной войны, Советское правительство не применяло репрессалий в отношении немецких пленных.
Пленные должны как можно скорее эвакуироваться из зоны сражения. Пленный обязан сообщить только фамилию, имя, звание, дату рождения и военный номер. Ответы на иные вопросы могут быть даны добровольно. .
Лагеря пленных не должны располагаться так, чтобы предотвращать обстрел военных объектов. Они располагаются в достаточно безопасном месте на суше. Нарушением этого правила явилось размещение большого числа аргентинских пленных на борту военных транспортных кораблей Великобританией во время конфликта в 1982 г.
Лагеря должны находиться под управлением офицеров действительной службы. Пленные имеют своего представителя, наблюдающего за условиями их жизни и поддерживающего связь с администрацией лагеря. Пленные обеспечиваются необходимой одеждой, питанием, медицинским обслуживанием.
Рядовые пленные могут привлекаться к работе с учетом их физического состояния. Офицеры участвуют лишь в руководстве такими работами. Выполненная работа оплачивается соответствующим образом. Исключается работа военного характера. Следует, однако, учитывать, что в условиях военной экономики почти все виды работ имеют значение для войны. Участие в опасных для здоровья работах может иметь место только на добровольных началах.
Разрешается переписка с внешним миром. Пленные сохраняют правосубъектность и могут передавать юридические документы через пленившее их государство или через такие учреждения, как Комитет Красного Креста. Разрешаются краснокрестные посылки помощи.
Предусмотрена возможность назначения державы-покровительницы из числа нейтральных государств для наблюдения за уважением прав пленных. Однако такие случаи редки. Соответствующие функции могут осуществляться Международным Комитетом Красного Креста. Во время конфликта в Персидском заливе 1990-1991 гг. Президент Комитета заявил протест против отказа Ирака допустить его представителей в лагеря пленных из состава войск коалиции.
Пленные подчинены законам и положениям; действующим в армии пленившего их государства. За совершенные преступления они отвечают по этим законам. Неудавшийся побег влечет за собой лишь дисциплинарную ответственность. Вновь попавший в плен после удавшегося побега никакому наказанию не должен подвергаться.
После прекращения военных действий пленные подлежат скорейшей репатриации. Еще до этого следует репатриировать раненых и больных. По выздоровлении они не могут использоваться в данном конфликте. Пленные, подозреваемые в совершении преступлений, включая военные, могут задерживаться до суда.
Интернирование. Иностранные граждане могут быть интернированы воюющими, только если интересы безопасности делают это абсолютно необходимым. Интернированный вправе обжаловать решение о его интернировании в суд и/или в специально назначенный для этого административный орган.
Условия содержания интернированных аналогичны тем, что и у пленных, но в ряде отношений более благоприятны. В частности, семьи не должны разлучаться. Места содержания интернированных не должны находиться в местностях, опасных с военной точки зрения. Во время войны в Персидском заливе 1990- 1991 гг., после оккупации Кувейта, граждане западных государств содержались правительством Ирака в качестве "гостей" в важных с военной точки зрения местах с целью предотвращения атаки на них. Такого рода тактика "человеческого щита" во всех случаях противоправна.
Зоны безопасности. Международное гуманитарное право поощряет создание зон безопасности и госпитальных зон по согласию воюющих сторон в целях обеспечения безопасности мирного населения. Такие соглашения заключаются через посредничество Международного Комитета Красного Креста или державы-покровительницы. Типовое соглашение такого рода приложено к первой Женевской конвенции. Эти зоны не должны иметь военных установок. Они не подлежат нападению.
В целях сохранения жизни людей или спасения культурных ценностей возможно объявление "незащищаемой местности" (обычно это город или заповедник, ограниченные участки территории, расположенные вблизи от линии фронта). Они могут стать объектом оккупации противником без боя. По соглашению воюющих сторон могут устанавливаться и демилитаризованные зоны.