Смекни!
smekni.com

Из истории России. До и после Декрета о земле. Межевание городских земель. (стр. 2 из 2)

Должны были быть противопожарные разрывы в деревянной (8,5), смешанной и внутри дворовой каменной (4,25 м) застройки, брандмауэры в сплошной каменной жилой постройке, особый материал лестниц, перекрытий, крыш, проезды для пожарных машин (не менее 4,25 м) внутри одного владения при сплошной застройке. Наиболее подробно были расписаны требования к частным строениям, выходившим на городское (публичное) пространство. Границами с городским пространством являлись вертикальные плоскости, обращенные к улицам и площадям, и горизонтальные плоскости, ограничивающие владельца сверху. Вторжения в общественное пространство, как вверх за пределы допустимой высоты, так и в сторону улиц и площадей за пределы "красных линий", допускались, но строго ограничивались (в каждом городе индивидуально).

Вверх разрешалось выступать башнями, шпилями, бельведерами, аттиками на величину, измеряемую долей от длины фасада. В сторону улиц и площадей - эркерами, балконами. Насколько - это зависело от длины фасада, величины выноса и высоты над тротуаром. Размер выступа за "красную линию" колонн, пилястров, ступеней зависел от ширины тротуара. Подобные ограничения фиксировались в обязательных для жителей постановлениях Городской думы. За их исполнением следила в основном полиция, а также Дума через городскую управу. Отменить такие постановления мог только Сенат. Чтобы не ломать потом то, что не соответствовало правилам Устава строительного и обязательных постановлений, нужно было получить разрешение на новое строительство или капитальный ремонт (с возможными строительными изменениями). Утверждала планы и фасады частных зданий в городском поселении и выдавала разрешения на перестройку и капитальные исправления городская управа. Ходатайствовать о постройке или перестройке могли только собственники и владельцы земли.

Они обязаны были соблюдать правила эксплуатации, т.е. содержать в чистоте и аккуратности ту часть своего владения, которая "стыкуется" с общественным пространством (все, что видно с улицы) и саму общественную территорию, прилегающую к частной собственности (часть улицы и тротуар). При утверждении планов и фасадов частных построек прежде всего проверялось соответствие плану. В Уставе строительном подробно оговаривалось, что считается "нарушением плана".

План составляла Городская дума. Затем он "высочайше" утверждался. Городской план охватывал только земли городской застройки, а все земли, отведенные городу в пределах городской черты, - план генерального межевания. Действие Устава строительного и обязательных постановлений Городской думы распространялось только на земли городской застройки. Городские планы обязательно составлялись для всех городов.

План представлял собой на много лет вперед проектированную сеть улиц и кварталов и выдавался городу "для введения в распланирование улиц, площадей и других общих мест пользования", для придания им "более совершенного устройства" и для соблюдения технико-строительных условий. Учитывалось размещение городских и общественных учреждений.

В план не входили и решались на местном уровне отвод или аренда участков под временные сооружения (киоски и т.п.), пользование городской территорией для частной надобности, не относящейся к публичному праву (прокладка труб, установка столбов для освещения и пр.), озеленение территорий, не предназначенных по плану под застройку, расширение границ территорий только под каменной застройкой (запрет деревянной). На частных территориях не являлись изменением плана разделение частного владения на участки, "мелочные исправления" зданий и восстановление в прежнем виде после пожара.

К изменениям плана, требующим утверждения, относились: застройка оставленных свободными по плану территорий (садов, парков и пр.); возведение не того казенного строения, которое предусмотрено планом; изменение названий улиц и других общественных пространств; превращение частной усадьбы (или ее части) в место общественного пользования и, наоборот, уступка городом частному лицу участка из общегородской собственности навсегда; возведение деревянных построек в кварталах, где это не разрешено, существенные исправления и перестройки в частных владениях, а также произвольные вторжения в общественное пространство (выступы у домов и пр.).

При этом, если через частное владение по плану должна была пройти улица, эту территорию город выкупал, в крайнем случае она отчуждалась. Практически все, что Россия выработала в результате более 400-летнего периода проведения земельных и городских реформ, было ликвидировано декретами о земле (1917 г.) и об отмене частной собственности в городах (1918г.). "Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду либо в залог, ни каким-либо другим образом отчуждаема. Вся земля... отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное состояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней" - гласит "Декрет о земле".