Смекни!
smekni.com

Международное право в вооружённых конфликтах (стр. 3 из 5)

Некоторые из недозволенных средств прямо запрещены международными соглашениями, указанными выше. Это разрывные пули либо снаряды, содержащие горючие и зажигательные вещества весом менее 400 г (Петербургская декларация 1868 г.), пули, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле (Декларация 1899 г.), яд и отравленное оружие (IV Гаагская конвенция 1907 г.), удушливые, ядовитые или другие подобные газы и вещества и бактериологические средства (Женевский протокол 1925 г.), любое другое биологическое, а также токсинное оружие (Конвенция 1972 г.), любое зажигательное оружие, включая напалм и фосфорные бомбы, против гражданского населения и невоенных объектов, любое оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждения осколками, которые не обнаруживаются рентгеном (стекло, пластмасса и т.п., как, например, шариковые и игольчатые бомбы), мины-ловушки и другие устройства, которые ассоциируются с детскими игрушками и предметами медицинской помощи, все другие конкретные виды обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или иметь неизбирательное действие (Конвенция 1980 г.).

Другие из недозволенных, противоправных средств пока не являются объектом прямого запрета в конкретных международных договорах. Это ядерное, нейтронное, радиологическое, иные новые виды оружия: инфразвуковое (для поражения внутренних органов человека), генетическое (для нарушения механизма наследственности), этническое (для избирательного поражения представителей отдельных групп населения), психотропное (для воздействия на психику человека в военных целях), геофизическое (для искусственного изменения окружающей среды и климата). За их безусловный запрет идет борьба прогрессивных сил на международной арене. Однако отсутствие прямого запрета не делает эти в иды оружия дозволенными, законными с точки зрения международного права. Например, характер ядерного оружия таков, что его применение на войне неизбежно связано с гибелью сотен тысяч людей, главным образом мирного населения, находящегося под защитой международного права. Кроме фугасного действия огромной разрушительной силы, оно обладает биологическим и отравляющим действием, сходным с этими запрещенными видами оружия. Оно действует и как слепое неизбирательное оружие, уничтожая не только военные объекты, но все живое на огромных пространствах за пределами театра войны. Поэтому ядерное оружие уже сейчас стоит вне международного права, является противоправным. Его безусловное и полное запрещение договорным путем - обязанность государств. То же самое относится ко всем другим видам оружия массового уничтожения (см. гл. 11).

Наряду с недозволенными средствами войны международное право ограничивает или запрещает некоторые методы ведения войны. К ним относятся прежде всего вероломные методы. Международное право с древности не дозволяло государствам прибегать на войне к вероломству (см. гл. 2). IV Гаагская конвенция 1907 года запрещает такие вероломные методы: предательски убивать или ранить лиц, принадлежащих к населению или войскам неприятеля; убивать или ранить сдавшихся; объявлять, что никому не будет пощады; незаконно пользоваться парламентерским или национальным флагом, флагом Красного Креста, военными знаками и форменной одеждой неприятеля. Дополнительный протокол I 1977 года к Женевским конвенциям, давая общее определение вероломства как обмана доверия относительно международно-правовой защиты, причисляет к нему симулирование намерения вести переговоры о перемирии, выхода из строя вследствие ранений или болезни, симулирование капитуляции. В то же время международное право не запрещает военные хитрости, поскольку они не обманывают доверия противной стороны относительно защиты, предоставляемой международным правом: использование маскировки, ложных операций, передвижения войск, дезинформация противника и др. (ст. 37).

К недозволенным методам ведения войны относятся далее бомбардировка каким бы то ни было способом незащищенных городов, селений, жилищ или строений, уничтожение или разрушение памятников культуры, храмов, госпиталей. Запрещается отдавать на разграбление города или местности, даже взятые приступом.

Международная конвенция 1977 года запретила военное или любое иное враждебное использование средств воздействия на природную среду путем преднамеренного управления природными процессами: динамики, состава или структуры Земли (включая ее биоту, литосферу, гидросферу и атмосферу) или космического пространства (ст. II). Недопустимо использовать в военных целях искусственно вызываемые явления: землетрясения, цунами, нарушение экологического баланса какого-либо района, изменения в элементах погоды (облаков, осадков, циклонов, штормов) и климата, в океанских течениях, в состоянии озонового слоя и ионосферы. Некоторые из этих процессов, например изменение элементов погоды, уже сейчас возможны, другие - скажем, поворот океанских течений, изменение направления ураганов, - пока не подвластны человеку, но могут стать таковыми в будущем.

Международное право запрещает варварские методы ведения войны, такие, как жестокое обращение с мирным населением, взятие и убийство заложников, применение пыток, истязаний, и т.п. Дополнительный протокол I 1977 года запрещает отдавать приказ не оставлять никого в живых, угрожать этим противнику или вести военные действия на такой основе (ст. 40). Запрещается использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения войны (ст. 54).

Имеются определенные особенности в правилах морской войны. Они регулируются Декларациями о праве морской войны 1856 и 1909 годов, Гаагскими конвенциями 1907 года, Ни-онским соглашением 1937 года и некоторыми другими. Правила касаются таких средств и методов ведения морской войны, как мины, подводные лодки, морская блокада, обращение торговых судов в военные, нейтралитет. Мины считаются дозволенным средством морской войны, однако они не должны создавать опасности для мирного мореплавания и торговли нейтральных государств. Воюющие государства не имеют права ставить мины в водах нейтральных государств, а также в водах нейтрализованных территорий. По окончании войны воюющие должны разминировать соответствующие участки и сообщить о них другим государствам. Нарушением международного права считаются вероломные действия подводных лодок, в частности потопление торговых судов без предупреждения. Пассажиры, экипаж и судовые документы должны быть доставлены в безопасное место.

Морская блокада, т.е. преграждение военно-морскими силами воюющего государства доступа с моря судов к берегам противника, чтобы прервать его морские коммуникации, не должна применяться в отношении нейтрального побережья. В то же время торговые суда нейтральных государств, пытающиеся прорваться к блокированному побережью, подлежат потоплению либо захвату и конфискации вместе с грузом. Захваченные суда относятся к так называемым призам (наряду с захваченными торговыми судами противника), а нормы международного права, определяющие порядок и основания их захвата, составляют призовое право. Морская блокада, предпринятая агрессором, сама является актом агрессии и незаконна. Блокада законна лишь при осуществлении права на индивидуальную или коллективную самооборону или по решению Совета Безопасности ООН в качестве санкции.

В международном праве нет специальных норм, относящихся к воздушной войне. К ней применяются положения Гаагских конвенций 1907 и 1954 годов. Женевских конвенций 1949 года и Дополнительных протоколов 1977 года, относящиеся к сухопутной и морской войне: запрещение бомбардировок незащищенных городов и селений, памятников культуры, сооружений и установок, содержащих опасные силы (атомные электростанции, плотины и дамбы) и др.

Международно-правовая защита жертв войны и культурных ценностей.

К жертвам войны относятся: военнопленные, раненые и больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море, а также гражданское население, в том числе на оккупированных территориях. Каждая из этих категорий лиц находится под защитой одной из четырех соответствующих Женевских конвенций 1949 года и дополнительных протоколов 1977 года. Согласно этим международно-правовым актам, жертвы войны должны при всех обстоятельствах пользоваться защитой и гуманным обращением без какой бы то ни было дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев. Запрещается любое посягательство на их жизнь и физическую неприкосновенность, в частности убийства, нанесение увечья, жестокое бесчеловечное обращение, пытки, истязания, посягательство на человеческое достоинство, оскорбительное и унижающее обращение, осуждение и применение наказания без суда, наказание за несовершенные правонарушения, в том числе коллективные наказания. Особой защитой и покровительством пользуются дети. К женщинам предписывается относиться с особым уважением.

С военнопленными воюющие обязаны обращаться гуманно. Их запрещается убивать, а так же подвергать физическому калечению, научным или медицинским опытам. Они считаются находящимися временно во власти неприятеля, который несет полную ответственность за их судьбу. Поэтому воюющие должны защищать военнопленных от всяких актов насилия или запугивания, от оскорблений, уважать их личность и честь, с военнопленными-женщинами обращаться не хуже, чем с мужчинами, не применять к военнопленным никаких физических пыток и принуждения для получения каких-либо сведений (военнопленный обязан сообщать только свою фамилию, имя, звание, дату рождения и личный номер). Работа военнопленных должна оплачиваться, но они не могут привлекаться в работам военного, опасного для здоровья и унизительного характера. Военнопленные могут поселяться в специальных для них лагерях. Они должны обеспечиваться питанием, одеждой и медицинской помощью. Запрещаются коллективные наказания. К военнопленным может быть индивидуально применено дисциплинарное и уголовное наказание, но только один раз за один и тот же проступок или преступление. Побег военнопленного не считается уголовным деянием, в случае его неудачи он может влечь лишь дисциплинарное взыскание. После окончания войны государства должны освобождать и возвращать в страну гражданства или постоянного проживания всех военнопленных в порядке общей репатриации на основании специальных соглашений. Однако частичная репатриация может производиться по соглашениям и до окончания войны.