Смекни!
smekni.com

Закон и право (стр. 4 из 5)

Ответственность без вины (ответственность по принципу причинения) представляет собой кару за разрушительный результат самого деяния. На первый взгляд в этом виде гражданской ответственности из состава правонарушения исключена вина, почему и возникло такое название. Однако она всегда присутствует, несмотря на то, что в данном случае вину не нужно доказывать. Римская сентенция — без вины нет наказания — достаточно точно отражает сознание греховности в душе правонарушителя. Когда Каин только подумал об убийстве брата своего, он немедленно был предупрежден Богом: «Каин, грех стоит у твоего порога, но ты противься ему». Не вняв Слову Господа, Каин совершил убийство и понес наказание. Никто не сомневается в его виновности, ибо деяние, им совершенное, последовало не как преступление закона (закона «не убий» еще не было!), но как нарушение личного запрещения Бога.

В предпринимательских правоотношениях запрещается совершение любого действия, которое причиняет убытки контрагенту, следовательно, каждый занимающийся предпринимательством заранее предупрежден об этом. Нельзя поэтому и говорить, что его сознание не охватывало совершаемого деяния (в предпринимательстве каждый шаг продуман), в связи с чем вина присутствует в скрытом виде, хотя и исключается из доказывания в процессе ответственности. Говоря другими словами, причинение любым деянием в предпринимательских отношениях вреда действующим законодательством рассматривается в качестве правонарушения (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

Можно видеть, что область права занимает обширное пространство души и сознания человека. Границы права как деяния расположены от восприятия закона до ответственности за преступление его. Когда закон оказывается впечатленным в совесть человека и воспринят им, когда деяния человека в следовании закону есть добровольный отказ от собственного своеволия, когда он действует разумно в рамках дозволенного законом, — человека пребывает в царстве права, справедливости и свободы. Сотворенный со свободной волей, человек истинно свободен лишь тогда, когда он живет и действует по праву, а не по своему произволу. Произвольные, вне закона, похоти погружают человека в рабство греху и отдают его во власть враждебной ему злой силы, законом которой является беззаконие. Соблюдая закон и следуя по пути закона, люди совершают добрые и справедливые деяния; нарушая его, пренебрегая законом, они уготавливают себе кару как в жизни земной, так и в будущей, бесконечной.

Представляется, что сказанное выше позволяет в целях изучения и преподавания разделить закон и право. Правосознание, например, римлян почти не проводило такой дифференциации, хотя Ульпиан в Дигестах делил право (т.е. и законы) на публичное и частное в целях научных: «Изучение права распадается на две части: публичное и частное. Публичное право, которое относится к положению Римского государства, тогда как частное — относится к пользе отдельных лиц» (Перетерский И.С. Дигесты Юстиниана. М., 1956. С. 101 ). Говоря иначе, Ульпиан ввел в юридическую науку классификационный признак, позволяющий изучать всю правовую систему Рима, и введение его он преследовал только цели научного исследования.

Однако то или иное правопонимание необходимо и для целей преподавания, для лучшего усвоения обучающимся огромного законодательного и правового материала. Поэтому думается, что в первую очередь именно для целей преподавания необходимо различать закон и право, излагая отдельно правила поведения и вытекающие из них деяния подвластных субъектов (правоотношения). Практически об это же говорил и Л.И. Петражицкий, хотя и называвший законы «нормами права», но прекрасно понимавший различие между правовой нормой и правоотношением. «Но, вообще, в области права удобнее и правильнее говорить не о воле и свободеи не об интересах, а о поведении, о действиях и поступках. Нормы права говорят вовсе не об интересах, а о действиях и поступках. Право вообще не запрещает сознавать какие угодно интересы и переживать какие угодно волевые движения. С другой стороны, право не дает собственно никакому интересу carte blanche для осуществления. Дело в поведении, которое может быть предписано, дозволено или запрещено, совершенно независимо от того интереса, которым вызывается. Например, весьма интенсивно проявляется и имеет существенное значение в обществе интерес наживы. Но право не говорит об этом интересе. Пусть себе он осуществляется безгранично до приобретения несметных богатств; но запрещается красть, обманывать ete., и при том эти действия запрещаются не только тогда, если они производятся для собственного обогащения, но и тогда, если они производятся из ненависти к противнику или из желания помочь третьему лицу. Право регулирует непосредственно не интересы наши, поступки, и это — две вещи различные» (Петражицкий Л.И. Указ. работа. Т. 1. С. 315).

Действительно, закон устанавливает правила поведения и он может претендовать только на это, тогда как все поступки подвластных закону субъектов принадлежат праву. Соответственно, изучать законодательство и право лучше раздельно, но не отгораживая их друг от друга непроходимой стеной, поскольку, все же это однопорядковые категории.

Изучение закона и права

«Ученая юриспруденция есть ... умственная деятельность и техника, которая направлена на унификационную обработку позитивного...права» (Петражицкий Л.И. Указ. работа. Т. 1. С. 225). Эта очень правильная мысль Л.И. Петражицкого отражает несколько возможных подходов к изучению и преподаванию гражданского законодательства и права в России.

Прежде всего необходимо ответить на вопрос о том, что является предметом изучения «ученой юриспруденции». Ответ на первый взгляд представляется весьма простым — изучается действующее законодательство, так называемое «позитивное право», в частности, — гражданское, и связанные с ним проявления права.

Однако гражданское законодательство включает в себя огромный массив кодексов, законов, постановлений и т.д., расставленных по иерархии, предусмотренной ст. 3 ГК РФ, и обычаев делового оборота (ст. 5 ГК РФ). В соответствии с изложенным выше пониманием закона и права, вся система актов гражданского законодательства, содержащих правила поведения субъектов, может быть представлена в следующем обобщенном виде:

1)источником закона являются Федеральное Собрание, Президент, Правительство, министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, Центральный банк, другие уполномоченные государством субъекты, добрая совесть;

2) понятие закона в широком смысле и его виды по принятой в ГК РФ иерархии;

3)субъекты, к которым обращен закон. Здесь, помимо граждан, юридических лиц или государства должны быть поименованы практически все специальные субъекты, поименованные в законе: собственник, наследник, перевозчик, банк, предприниматель, фермер, семья, донор, инвестор, должник, акцептант, автор, продавец, цедент и т.д. и т.п. («действие закона по кругу лиц»);

4)юридические факты, указанные в законе, включая все виды сроков и любые условия, в рамках которых действует закон. Говоря иначе, здесь должны быть представлены гипотезы законов, дающих понимание условий их действия. В том числе нужно указать время и территории, поскольку есть законы для определенных территорий (например, Каспийская нефтедобыча, заповедники, курортные зоны, военные городки и т.д.). Знание закона представляет собой знание о том, как надлежит действовать в жизненной ситуации, изложенной в гипотезе. Это знание субъекта о юридических фактах особого рода, фактах, описывающих реальную ситуацию «собственнику принадлежит правовладения, пользования и распоряжения ...». Правомочия собственника представляют собой не только субъективные права, но и образ действия в той ситуации, когда собственник совершает односторонние действия;

5)правило поведения, сформулированное для каждого субъекта как адресата закона (Другое мнение см.: Общая теория государства и права. Академический курс. С. 183. )— это диспозиция закона ( Подробнее об этом см.: Общая теория государства и права. Академический курс. Т. 2. С. 182-188.), мораль, эталон поведения, центр того, что теперь принято называть нормой. Формулировка правила подчиняется нескольким принципам, определяющим границы поведения субъекта. Они могут быть такими: сделай это, воздержись от действия, выбери между двумя или более вариантами действия, сам сформулируй правило поведения, действуй по своему усмотрению, согласуй свои действия с другим (другими), не совершай запрещенного действия, найди исключения из свободы своего действия, действуй в установленных границах, терпи ограничения, соблюдай установленную последовательность действий и т.д. и т.п.;

6)санкция закона как установленная им мера осуждения, наказания и восстановления справедливости, должна быть рассмотрена именно как элемент закона, но не как ответственность в конкретном правоотношении;

7)связь закона и права находится в области правоспособности и односторонних действий субъектов права. Правоспособность конкретного субъекта закона, обладающего статусом этого субъекта в силу отдельных и самостоятельных юридических фактов, может быть реализована только путем односторонних действий, поскольку закон может «попасть» только в каждого конкретного человека. Именно здесь происходит слияние «объективного» закона и живого человека, благодаря чему достигается единство «объективного и субъективного права» и возникает реальное, жизненное, конкретное правоотношение.