Конечно, эта классификация субъективна. И если ее взять за “правило”, то из него будет много исключений...
И в заключение первого вопроса мне бы хотелось кратко остановиться на вопросе преступности лиц, лишенных свободы, т.е. мы остановимся на нескольких штрихах пенитенциарного рецидивизма. Многие зарубежные ученые (и автор с этим согласен) констатируют, что истории пенологии (науке о наказании и практике ее исполнения) - наиболее печальная страница истории.
Поэт Оскар Уайльд описал тюрьму в одном из своих произведений (“Баллада Рэдингской тюрьмы”) следующим образом:
“За стены прячется тюрьма
От Солнца и Луны.
Что ж, люди правы: их дела,
Как души их, черны,-
Ни вечный Бог, ни Божий сын
Их видеть не должны.
Там жизнь идет из года в год
В зловонных конурах,
Там смерть ползет из всех щелей
И прячется в углах,
Там, кроме похоти слепой,
Все прах в людских сердцах.
Мечты и свет прошедших лет
Убъет тюремный смрад;
Там для преступных, подлых дел
Он благостен стократ...”
Отечественная пенология тому тоже свидетельство. С начала 90-х годов (особенно активно в 1994 году) проводились меры по реформированию уголовно-исполнительной системы, которые позволили несколько стабилизировать оперативную обстановку в ИТУ. Динамику преступлений, совершенных в местах л/с можно представить следующим образом (коэффициент в расчете на тысячу осужденных):
1991 - 4,4; 1992 - 4,8; 1993 - 5,4; 1994 - 4,5.
В 1994 году сократилось число совершенных в местах лишения свободы умышленных убийств (-39,4%), тяжких телесных повреждений (-27,2%), побегов (-24%).
Однако по данным МВД России, в целом криминальная ситуация в уголовно-исполнительной системе сохраняется сложной. С ростом количества осужденных и продолжающимся сокращением производства (а до последней революции МВД за счет осужденных было могучим промышленным министерством, производящим продукцию на 9-10 млрд. рублей) - до четверти общей численности спецконтингента не занято работой. Этот фактор негативно отражается на режиме и состоянии преступности в некоторых ИТУ. Особенно неблагополучны в этом плане учреждения МВД республик Адыгея, Дагестан, Калмыкия, Татарстан, УВД Иркутской области, где преступность в колониях превышает среднероссийский показатель в 2-3 раза; в Казаченском УЛИТУ - почти в 4 раза, а в некоторых лесных колониях в Сибири - в 7-14 раз.
Но самой острой является проблема криминальной обстановки в следственных изоляторах и тюрьмах, что обусловлено сложностью размещения заключенных под стражу подследственных. Их массив на 42,2% превышает имеющийся лимит мест. Неудовлетворительно решаются вопросы питания и медицинского обслуживания арестованных. В комплексе эти факторы создают дополнительную криминальную напряженность, которая в ряде случаев выливается в чрезвычайные происшествия (голодовки, неповиновения администрации, захваты заложников).
Почему Вы должны знать эти проблемы? Во-первых, Ваши будущие подчиненные могут попасть в эти “места”. И, несмотря на то, что они доставят Вам и Вашим подчиненным неприятности, не забудьте передать ему передачу и узнать о его проблемах; сообщите родственникам; устройте их, если они приедут и т.д.; а во-вторых, если Вы будете работать в следствии или дознании, то непосредственно будете сталкиваться с ними. Особенно эти вопросы остры сейчас, когда пограничники, юридически являющиеся военнослужащими, практически “военными” таковыми не воспринимаются ...
Еще раз возвращаясь к исправительным учреждениям, представляю Вашему вниманию один из экспериментов, которые проводились в исправительных учреждениях США: две контрольные группы, составленные из студентов (одна заключенных, другая администрации) тайно внедрились (в разные учреждения) соответственно к заключенным и в администрацию. Десяти дней хватило экспериментаторам, чтобы забеспокоиться. Члены обеих групп уже через несколько дней начинали жить по законам той среды, в которой находились... Такое поведение характерно для условий экстремальной обстановки. Так оно и есть...
Вопрос 2. “Профессиональная преступность”
После достаточно продолжительного периода умолчания (с 40-х годов) отечественные криминологи впервые смогли открыто заявить о существовании в нашей стране “профессинальной” преступности (это можно отнести и к организованной) лишь после известных событий... Исследования (в части организованной преступности) проводились ныне доктором юридических наук, профессором А.Гуровым, во ВНИИ МВД СССР (РФ). Всем известны громкие публикации в журналах “Родина”, “Огонек” и книга “Империя страха”. Реакция на них, как у специалистов, так и у “обывателя” конечно не одинаковая. В учебниках раздел “Криминологическая характеристика профессиональной преступности” появился лишь в 1994 году (под ред. Кузнецовой и Миньковского /с.с. 312-332/). В последнем (под ред. Кудрявцева и Эминова /с.с. 233-256/) он именуется “Профессиональная преступность и ее предупреждение”. Оба, вышеуказанные, разделы написаны одним автором - А.Гуровым. Но было бы неверно утвердать, что она не изучалась. О ней упоминалось либо как о пережитке, либо как о части рецидивной. Конечно-же о ее существовании не писалось и не говорилось вслух. Но каждый “обыватель” знал и знает, что кошелек при входе в общественный транспорт надо убрать подальше..
Итак, из книг, художественных фильмов, истории криминологии нам известно, что еще в конце 19-го века Парижская тайная полиция выделяла профессиональных преступников (лиц, систематически совершающих кражи, мошенничества и другие преступления против собственности, достигая при этом известной ловкости и мастерства); тип “профессионального преступника” был выделен в классификации правонарушителей на Гейдельбергском съезде международного союза криминалистов в 1897 году (основной его чертой называлось - упорство, нежелание отказываться от своего поведения и с использованием определенных навыков); Ч.Ломброзо выделял этот тип преступника; в России ряд правоведов, в т.ч. С.Познышев и И.Фойницкий) выступали против употребления термина “профессиональный”; их еще называли “привычными, упорными, хроническими, неисправимыми” и т.д.
Из истории этого вида преступности в дореволюционной России ученые отмечали:
-понятия “профессиональный” преступник не было, но к ним относили лиц, совершающих отдельные виды имущественных преступлений;
-борьба с ними велась разными методами (начиная с клеймения и заканчивания созданием специальных поисковых групп сыщиков, облавами и пр.);
-исследования свидетельствуют о том, что число профессиональных преступников по отношению к основной массе правонарушителей относительно невелико;
-существование различных криминальных специализаций (их количество только в среде “воров” указывается в размере - 25. Среди них громилы (грабители), медвежатники (взломщики сейфов), ерши (магазинные воры); фармазонщики (мошенники) и т.д.).
В связи с политическими и социальными изменениями в стране, а также развитием техники круг преступных “профессий” значительно расширился. Авторы выше указанных учебников единодушны в утверждении, что в число специфического рода профессиональной преступной деятельности можно включить и, свойственную только отечественной криминальной среде, “неформальную группировку” - “воры в законе”.
Ниже автор лекции остановится на одной из версий возникновения этого достаточно сложного преступного института, о его изменениях и современном состоянии. А пока определимся с имеющейся в нашем активе теорией “профессиональной” преступности вообще.
Сопоставим в таблице четыре признака, характеризующие в русском языке понятие“профессия” (как общее) и криминальная профессия (как частное). Сопоставление до “единичного” можно продолжить самостоятельно, применяя эти признаки к конкретным преступным профессиям:
№ | Признаки профессии | Признаки криминальной профессии |
1. | Род трудовой деятельности (занятий) | Устойчивый вид преступного занятия (специализация)Показателем его является специальный рецидив, но не всегда в уголовно-правовом смысле, т.к., например, мошенники или карманные воры “со стажем” систематически совершавшие преступления в виде промысла, но являющиеся латентными.Следующим показателем является множественность. Здесь имеется ввиду повторность однородных преступлений (а не идеальная совокупность, разница между которыми во времени преступных деяний), которые совершаются в течении длительного времени. Она еще называется “криминальный стаж”.Профессиональные преступники могут быть неработающими; считающими работу как “хобби”; числиться на какой-либо должности, но не работать; использовать свою работу как условие для преступной деятельности и отдельного выделения “заслуживают” лица, занимающиеся бродяжничеством. |
2. | Определенная подготовка | Определенные познания и навыки (квалификация).Каждый профессиональный преступник в зависимости от выбранного вида преступлений с учетом степени и характера знаний, подготовки, физических возможностей определяет для себя более узкую специализацию, т.е. квалификацию (использование отработанных до автоматизма практических навыков, с использованием специальных приемов, знание специальных слов, сигналов и пр.). Как в любой деятельности, так и в преступной наблюдается профессиональное разделение труда (специализация). Подготовка строится на: криминальном опыте и совершенствуется методом проб и ошибок. Специалисты выделяют следующие основные преступные квалификации: карманные, квартирные, магазинные воры, похитители автомашин, антиквариата (в каждой из них насчитываются десятки различных “специальностей”). Например, карманники подразделяются на работающих в разных местах (наземном общественном транспорте, метро, рынках и пр.) Различие можно провести и по способам совершения карманных краж (с помощью тех. средств, прикрытия и пр.); существуют и вспомогательные, более мелкие квалификации (карманник, принимающий похищенное (пропальщик), вор, отвлекающий жертву - тырщик, обучающий новичков (козлятник) и пр. Карманные воры в России всегда отличались высоким профессионализмом. Их раскрываемость “очень высока” - от 0 до 3%%.Больших успехов в настоящее время добились т.н. “домушники”. У “мошенников” насчитывается около 40 категорий “специалистов”, среди которых наибольшее распространение получили шулера, наперсточники и кукольники. В одном из учебников выделена среди корыстно-насильственных преступников, как обладающая высоким профессионализмом, группа вымогателей (рэкетиров). Позволю себе не согласиться с этим положением. Рэкет - это нисший уровень криминальной специальности, где действуют только стаей и отсутствует индивидуальное мастерство, стойкость и мужество переносить лишения и физическую боль. “Профессионалы” из преступников брезгуют рэкетом и презирают рэкетиров - сытую и еще не битую молодежь. Экономические преступления совершаются также с помощью, уже установленных, 200 способов, каждый из которых требует специальных знаний и навыков.Круг криминальных услуг увеличился за счет расширения специалистов в этой области. Утвердился институт наемных убийц - киллеров, среди которых есть и мужчины и женщины.Сегодня, уже с полной ответственностью, в этот список можно внести и профессию “профессионального террориста”. |
3. | получение материального дохода (либо является источником существования) | преступления как источник средств существования.Здесь имеется ввиду либо основной источник существования, либо дополнительный, но существенный. Преступления еще и как источник накопления первичного капитала.Каждый знает о том, что профессиональные преступники имеют свои специальные фонды (“общаки”) и “кассы взаимопощи”. |
4. | связь индивида с социально-профессиональной средой | определенные контакты с антиобщественной средой (связь индивида с асоциальной средой), т.н. субкультура. О многих особенностях субкультуры мы еще будем говорить ниже. Определимся, что связь между преступником и средой существует для общения, организации совместных действий. Большую роль в становлении этих связей играют традиции, законы и иные неформальные нормы поведения. Их действие может быть ограничено или распространяться на всю страну; одни действуют в ИТУ, другие только вне их, а многие универсальны; различно в зависимости от норм установленных национальными традициями и местными пережитками.Дополнительными элементами этого признака явл-ся:Специальный жаргон (общеуголовный, тюремный и специально-профессиональный);система кличек (Не всегда здесь можно говорить о необходимости их использования в целях конспирации, скорее это краткая характеристика или производное от фамилии или имени. Например: Барасадзе Гиви Александрович, 1928 г.р.. кличка “Гиви” и “Дедушка”; Гранин Константин Леонидович, 1967 г.р., кличка “Кот”; Илларионов Юрий Юрьевич, 1965 г.р., кличка “Ларик”; Красиловский Борис Михайлович, 1952 г.р., кличк “Жид”; Мамотин Сергей Александрович, 1949 г.р., кличка “Серега Мамота” и т.д.;татуировки - число татуированных осужденных в местах лишения свободы достигает 75-95%. Это может быть и рисунок (композиция); фразы (например, “Не забуду мать родную”); первые буквы фразы (например, “Кот” - коренной обитатель тюрьмы); сочетание перечисленных компонентов (например, рисунок оленя и слово “Север”). Татуировки могут быть нанесены практически на всех частях тела, в т.ч. и на лице. Некоторые из них наносятся насильно. Специалисты классифицируют их еще на старые и новые;а также блатные песни, манера поведения и пр. |
Дифиниция профессиональной преступности пока еще точно не определена. Ученые еще будут работать, а пока определим ее, как относительно самостоятельный вид преступности, включающий совокупность преступлений, совершаемых преступниками-профессионалами с целью извлечения основного источника доходов. В учебнике под ред. Кузнецовой и Миньковского Вы можете найти более объемное определение (стр.314) Предлагаю Вам самим подумать над своим вариантом дефиниции.