ЛИТЕРАТУРА:
1. Акопов П. Евгений Примаков задумал ремонт Федерации //“Независимая Газета” 20.01.99г.
2. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Часть I. Сущность и основные институты административного права. Учебник. - М.: ТЕИС, 1994.- 280с.
3. Гаврилов В. Есть ли будущее у Российского федерализма //“НГ- Регионы” №3, февраль 1999 г.
4. Дмитриев Ю.А., Черкашин Е.Ю. Законодательные органы России от Новгородского веча до Федерального Собрания. - М.: Манускрипт, 1994.- 103с.
5. Доленко Д.В. Территориальное устройство общества: социально-политический анализ. - Саранск: НИИ регионологии, 1993.- 100с.
6. Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций. - М.: Юрист, 1994.- 448с.
7. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. - М.: Юрист, 1995.- 480с.
8. Комментарий к Конституции Российской Федерации - М.: Изд-во БЕК, 1994.- 458с.
9. Конституция Российской Федерации - М.: Юридическая литература, 1993.- 58с.
10.Постовой Н.В. Местное самоуправление: история, теория, практика. - М.: Издательский центр “Федоров”, 1995.- 189с.
11.Правосудов С. Нужны ли выборы губернаторов //“Независимая газета” 24.04.99г.
12.Рогов В.А. История государства и права России IX- начала XX вв.: Учебник. - М.: Манускрипт, 1994.- 300с.
13.Ротарь И. Назад к племенному праву //“Независимая Газета” 13.02.99г.
14.Судебная и правоохранительная системы. Сборник основных нормативных актов. - М.: Изд-во БЕК, 1994.- 480с.
15.Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. - М.: Изд-во БЕК, 1995.- 496с.
16.Тригубович Ю. Аполитичная конференция на “политическую” тему. Беспристрастный взгляд на проблему федерализма //“Независимая Газета” 16.02.99г.
17.Тумусов Ф. Новый российский федерализм для XXI века //“НГ- Регионы” №3, февраль 1999 г.
18.Филиппов М. Блеск и нищета российской государственности //“НГ- Регионы” №6, март 1999 г.
19.Экономическая и социальная география СССР. Т.1. Общая часть курса. Учеб. пособие для студентов /Под ред. В.Я. Рома. - М.: Просвещение, 1986.- 351с.
Дореволюционная Россия имела сложное административно-территориальное деление. Правами автономии обладало Великое княжество Финляндское, Бухарский эмират, Хивинское ханство и Урянхайский край входили в состав империи на условиях протектората. Страна была разделена на генерал-губернаторства, губернии, области, градоначальства, округа, уезды, волости и станы. В середине 19 и начале 20 вв. существовало наместничество на Кавказе.
Главным звеном местного управления была губернская администрация. Губернаторы назначались императором. На рубеже 19 и 20 вв. губернии разбивались на две группы. В одной из них действовали новые земские и городские органы местного самоуправления, и традиционная администрация уступала часть своих функций. В другой — по-прежнему в руках губернатора были сосредоточены все полицейское, административно-хозяйственные и финансовые рычаги управления. Все губернаторы обязаны были следить за точным исполнением законов, уставов, Высочайших повелений, указов Правительствующего Сената и предписаний начальства.
Близкими или равными, по значению для управления, наряду с губерниями были области и градоначальства. В отличие от губерний области управлялись на основании особых законодательных актов, а градоначальства образовывались из городов, администрация которых пользовалась правами губернской власти. В начале 20 в. в России было 7 генерал-губернаторств, 78 губерний, 18 областей (в основном в азиатской части), 4 градоначальства. Помимо этого 2 города Кронштадт и Николаев) управлялись особыми военными губернаторами. В Европейской России насчитывалось 489 уезда. По количеству уездов губернии существенно отличались. Так, в составе Эстляндской губернии было 4 уезда, в Саратовской — 10, а в Черниговской — 15.
Административно-территориальное деление в Российской империи было общим и специальным. Общее устанавливалось для целей общеимператорского управления, специальное — для целей отдельных ведомств. Дело в том, что не все ведомства могли рационально осуществлять свои функции в границах существующих губерний, областей и уездов. В большинстве случаев специальные административные учреждения охватывали своей деятельностью несколько общих административно-территориальных единиц. Таким образом в стране сложились экстерриториальные системы управления только церковное деление на епархии практически повсеместно совпадало с общеадминистративным. В судебном отношении та часть России, в которой действовали судебные уставы 1864 г., состояла из 10 судебных округов. В каждом из них действовало несколько окружных судов. В отношении военного управления территория империи делилась на 12 округов (в начале 20 в.). Все местные учреждения военного ведомства и все войска расположенные на территории военного округа подчинялись командующему. В учебном отношении Россия была разделена на 13 учебных округов. Министерство народного просвещения имело в них своих представителей. Специальное деление было установлено для управления путями сообщения: в европейской части России насчитывалось 8 округов, которые делились на дистанции. Существовали также почтово-телеграфное, горное и таможенное территориальное деление, но последнее охватывало лишь пограничные губернии и области.
В основе общего и специального деления лежал лишь один принцип — удобство управления. Все должностные лица — от генерал-губернатора до уездных исправников и становых приставов были назначаемыми. Т.е. управление было централизованным. Неоднократно и среди администрации, и среди оппозиции (от декабристов до кадетов) возникали идеи укрупнения административно-территориальных единиц, децентрализации и выборности отдельных руководителей. Но за редким исключением, авторы не связывали с этими вопросами технологии власти решение национального вопроса, полагая, что в унитарном многонациональном государстве могут быть созданы благоприятные условия для удовлетворения культурных потребностей народов.
Административно-территориальное деление и местные учреждения на окраинах России в основном не повторяли управленческих структур центральных губерний. Здесь даже сохранялись существовавшие до вхождения в Россию названия учреждений и должностных лиц, их функции. Императоры постоянно создавали особые высшие учреждения для решения тех или иных вопросов управления окраинами, привлекая к работе в них наиболее толковых чиновников. Так существовали Первый и второй сибирские комитеты, Кавказский комитет, Комитет западных губерний, комитет по делам Царства Польского. Одной из составляющей равновесия той системы было умелое использование местной знати, неизменно становившейся частью русской аристократии, 40% высшего чиновничества Российской империи были нерусскими по происхождению.
[1] Ключевский В.О. Боярская дума древней Руси. Добрые люди древней Руси. М., 1902. с.187