Если дипломатическая защита не привела к желаемому результату, то налицо правонарушение соответствующего государства и возникновение его международной ответственности со всеми вытекающими из этого последствиями.
Таким образом, применительно к индивидам, право защиты их нарушенных прав возникает не только у государства их национальной принадлежности, но и у всех других государств и у международного сообщества государств в целом, когда в частности, речь идет о их дискриминации по любым признакам или в случаях серьезных нарушений международных обязательств, касающихся защиты человеческой личности как таковой, таких, как международные обязательства, запрещающие рабство, геноцид, апартеид и другие аналогичные бесчеловечны действия.
Поэтому следует иметь в виду, что режим иностранцев определяется не только внутренним законодательством, но и нормами международного права, в том числе и двусторонними договорами государств, в которых стороны устанавливают положение своих граждан в другом договаривающемся государстве.
Государство пребывания устанавливает правовой режим иностранцев, который не должен противоречить общепризнанным принципам и нормам международного права, международным обязательствам государства, взятым в рамках двусторонних и многосторонних договоров.
Правовой режим иностранцев представляет собой совокупность их прав и обязанностей на территории данного государства.
Эволюционное развитие взглядов и практики на определение правового положения иностранцев от минимального международного стандарта до существующих ныне правовых режимов происходило в 20 веке. Оно напрямую было связано, прежде всего, с бурным развитием всеобщих и разносторонних связей между людьми. Доминировали здесь, безусловно же, экономические связи, но свою роль сыграл и факт прогрессирующего роста численности человечества, которому становится тесно в рамках одного государства. Бурное развитие транспортных средств дало людям возможность стремительно передвигаться из одного конца земного шара в другой. Поэтому от практики минимального международного стандарта для иностранцев государствами был сделан достаточно быстрый переход к правовому режиму, устанавливаемому конкретным государством.
Минимальный международный стандарт определялся как совокупность определенных прав, которыми должен обладать иностранец в данном государстве. На практике определение этой совокупности оказывалось достаточно сложным в силу того, что нередко возникала коллизия между вопросом о содержании стандарта и метода его реализации, например, плохо работающее правосудие сводило на нет предоставленный иностранцу объем судебной защиты. Недостатком также оказывалось отсутствие единого стандарта, что затрудняло применение государствами принципов взаимности. Попытки уточнения стандарта путем введения дополнительных определений («разумная забота» или «должная заботливость» об иностранце затем «основные права человека») хотя и помогли определенным образом продвинуть решение проблемы, но оставались недостаточными и требовали качественно иного решения, которое и было найдено посредством введения национального режима.
Национальный режим в настоящее время является одним из двух видов правового режима, включая режим наибольшего благоприятствования, которые устанавливаются государствами в отношении иностранцев.
Национальный режим предполагает наличие такого объема прав и обязанностей у иностранцев, который практически ничем не отличается от объема прав и обязанностей, предоставляемых государством их пребывания для собственных граждан. Речь, таким образом, идет о фактическом уравнивании статуса иностранцев в той или иной сфере с гражданами страны пребывания, за некоторыми, естественно, исключениями.
В соответствии со статьей 26 Конституции Украины иностранцы и апатриды, которые находятся в Украине на законных основаниях, пользуются теми же правами и свободами, а также несут такие же обязанности, как и граждане Украины - за исключениями, установленными Конституцией, законами или международными договорами Украины. Закрепленный Конституцией национальный режим для иностранцев находит свою детальную регламентацию и конкретизацию в Законе Украины от 4 февраля 1994 года «О правовом статусе иностранцев». В этом законе содержатся ограничения в правовом статусе иностранцев в таких сферах:
политической (иностранцы не могут быть членами политических партий Украины; они не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, а также принимать участие в референдумах; им ограничен доступ к государственной службе);
отношение к военной службе (на иностранцев не распространяется всеобщая воинская обязанность, они не проходя военную службу в Вооруженных Силах Украины и иных воинских формированиях, созданных в соответствии с законодательством Украины);
право на передвижение (они могут передвигаться на территории Украины и избирать место жительства в ней в соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Украины; такой порядок может содержать определенные ограничения в передвижении и выборе места жительства, которые допускаются, когда это необходимо, для обеспечения безопасности Украины, охраны общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и законных интересов ее граждан и других проживающих в Украине лиц);
право въезда-выезда иностранцев (может устанавливаться безвизовый режим въезда-выезда иностранцев, либо наоборот, разрешительный порядок въезда и выезда граждан определенного государства);
установление пределов уголовной, гражданской и административной юрисдикции (иностранцы, например, не могут являться субъектами некоторых правонарушений, например, измена Родине, уклонение от воинской обязанности, они не вправе приобретать в собственность землю и т.д.).
Режим наибольшего благоприятствования выражается в предоставлении иностранцам такого объема прав и обязанностей, который ничем не отличается от объема прав и обязанностей, предоставляемого государством пребывания гражданам любого третьего государства на своей территории. Режим наибольшего благоприятствования предусматривается обычно в международных договорах, весьма часто в торговых соглашениях. Он используется для исключения дискриминации среди иностранцев.
В некоторых случаях к иностранцам может применяться специальный режим, в соответствии с которым им предоставляется в какой-то сфере определенные права или налагаются соответствующие обязанности. При этом характер и объем таких прав и обязанностей обычно отличается от прав и обязанностей своих граждан.
Такой режим характеризуется определенной двойственностью: при нем иностранцы могут иметь либо больше прав, чем свои граждане, либо быть ограниченными в правах по сравнению с ними.
Следует учитывать, что в чистом виде ни один из указанных выше режимов, как правило, не применяется. Чаще всего в одной сфере иностранцы имеют национальный режим, а в другой (или других) - специальный. Кроме того, на режим иностранных граждан из конкретного государства влияет характер отношений между этим государством и государством пребывания.
В настоящее время большинство государств использует разрешительный порядок въезда и выезда как иностранцев, так и своих граждан. Хотя в силу заключенных международных соглашений этот порядок может носить упрощенный (безвизовый) характер. Например, 25 июня 1996 года было заключено Соглашение между Украиной и Польшей о взаимных безвизовых поездках (вступило в силу с 17 сентября 1997 года), предусматривающее безвизовый режим. По состоянию на 1 января 2002 года в Украине имелось свыше 20 соглашений с различными государствами о безвизовом режиме въезда, в том числе с Аргентиной, Вьетнамом, Турцией, Чили и др. Однако в последнее время наблюдается обратная тенденция, связанная с расширением Европейского Союза, государства-члены которого хотят защитить себя визовой политикой от нелегальной иммиграции. Так, в апреле 2000 года правительства Чехии и Словакии денонсировали соглашение о безвизовом въезде граждан Украины, заключенное еще СССР и Чехословакией в 1981 году, в соответствии с чем с 28 июня 2000 года был введен визовый режим между Украиной и Чехией, Украиной и Словакией. По мере расширения ЕС на Восток визовый режим для граждан Украины будет введен Венгрией, Румынией и Польшей.
Вместе с тем, следует указать, что государства-члены ОБСЕ в том числе и Украина, в Хельсинкском Заключительном акте 1975 года и других документах этой организации, в частности касающихся «человеческого измерения» общеевропейского процесса, взяли на себя обязательства по упрощению процедур въезда и выезда как для своих граждан, так и иностранцев, с целью расширения возможностей взаимных контактов людей из разных государств в профессиональной, научной, культурной, личной и иных сферах. Кроме того, следует вспомнить содержание статьи 13 Всеобщей декларации прав человека, которая устанавливает: «1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства. 2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну». Общеизвестно, что именно эти положения явились основанием для позиции СССР, который воздержался при голосовании в 1948 году по резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о принятии Всеобщей декларации прав человека. И для этого были свои доводы, ведь «железный занавес», как добровольное жесткое ограничение контактов населения своей страны с внешним миром, до сих пор является одним из символов тоталитарных режимов. Демократические же государства, как представляется, должны быть заинтересованы как с политической, так и с экономической точки зрения в последовательном и неуклонном выполнении ст. 13 Всеобщей декларации прав человека.