Смекни!
smekni.com

Уголовная ответственность за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст.144 УК РФ) (стр. 1 из 2)

Кукушкин Д.А.

Если обратить внимание на пропуска и удостоверения журналистов, то почти на каждом из них мы можем обнаружить надпись следующего содержания: «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов преследуется по закону (ст. 144 УК РФ)». Но, к сожалению, мало кто из журналистов знает, кого и за какие конкретные действия можно привлечь к уголовной ответственности по данному составу. Данная работа обращена в первую очередь к журналистам и посвящена именно разъяснению ст. 144 Уголовного кодекса РФ (далее - УК).

Согласно ст. 29 Конституции РФ « … каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается». Содержание ч. 4 статьи 29 Конституции РФ неразрывно связано с реализацией свободы мысли и слова. Гарантируемая свобода информации реализуется различными способами: устно, письменно, через средства массовой информации и иными законными способами. Наиболее распространенным способом поиска, получения, передачи, производства и распространения информации являются средства массовой информации, под которыми в соответствии с Законом «О средствах массовой информации» (далее – ФЗ «О СМИ») понимаются периодические издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальные программы, иные формы периодического распространения массовой информации.

Распространение информации законными способами предполагает соблюдение определенных ограничений к доступу информации, отнесенной к государственной тайне или к конфиденциальной. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» устанавливает сведения, относимые к государственной тайне, порядок засекречивания и рассекречивания сведений и их носителей, распоряжения этими сведениями, а также защиту государственной тайны. Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Закон «О государственной тайне» одновременно устанавливает перечень сведений, не подлежащих засекречиванию: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан и их последствиях, о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности; о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина и др.

ФЗ «О СМИ» и «Об информации, информатизации и защите информации» запрещается распространять конфиденциальную информацию, касающуюся частной жизни, нарушающую личную или семейную тайну, сведения, составляющие коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

Провозглашенная Конституцией свобода мысли и слова гарантируется свободой массовой информации и запретом цензуры. В ФЗ «О СМИ» установлено, что поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежит ограничениям. Исключение может быть предусмотрено только федеральным законом. Воспрепятствование в какой-либо форме законной деятельности средств массовой информации со стороны граждан, должностных лиц, государственных органов, общественных организаций посредством установления цензуры, вмешательства в деятельность и нарушения профессиональной самостоятельности редакции, незаконного прекращения либо приостановления деятельности средств массовой информации ФЗ «О СМИ» определяет как нарушение свободы массовой информации, которое может повлечь ответственность - вплоть до уголовной.

Ущемление свободы массовой информации может принимать различные формы, основные из которых перечислены в ст. 58 ФЗ «О СМИ»: осуществление цензуры; вмешательство в деятельность и нарушение профессиональной самостоятельности редакции; незаконное прекращение деятельности средства массовой информации; принуждение журналиста к распространению или отказу от распространения информации и т.п.

В административном и уголовном законодательстве предусмотрена конкретизация этих положений, однако юридическая ответственность за посягательство на свободу массовой информации в качестве самостоятельного состава правонарушения установлена лишь ст. 144 УК.

О необходимости установления ответственности за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов говорилось на Европейском семинаре по укреплению независимых и плюралистических средств информации, организованном в Софии (Болгария) с 10 по 13 сентября 1997 г. Департаментом общественной информации ООН (ДОИ ООН) и ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). На нем, в частности, отмечалось, что журналисты в ряде случаев являются жертвами преследований, физического насилия, угроз, пыток, похищений, убийств и пр. И это несмотря на ст. 19 Всеобщей декларации прав человека и Резолюцию 45/76 А Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1946 г., в которой указывается, что свобода информации является одним из основных прав человека.

В заявлении российского Уполномоченного к Всемирному Дню свободы печати (3 мая 2002 года) подчеркивалось, что события, происходящие вокруг некоторых средств массовой информации, показали сложности во взаимоотношениях власти и СМИ. На журналистов оказывается не только экономическое давление. Их преследуют, им угрожают. В регионах имели место изъятия и аресты тиражей газет, отключение эфира, причем часто это делалось демонстративно, с привлечением силовых структур - ОМОНа и РУБОПа. Борьба за влияние на прессу, радио, телевидение особенно обостряется во время предвыборных кампаний. Вместе с тем необходимо решение вопроса о недопустимости пропаганды насилия, порнографии, пьянства на государственных и частных каналах телевидения. Целесообразна корректировка закона о СМИ.

О необходимости защищать средства массовой информации говорилось и в докладах Уполномоченного по правам человека в Свердловской области. Участники заседания, организованного 28 октября Фондом защиты гласности при содействии партнеров фонда в регионе, пришли к выводу, что правоохранительные органы области не отличаются рвением в расследовании и раскрытии преступлений против журналистов и СМИ. Об этом публично заявили и Уполномоченный по правам человека, и руководитель Свердловского творческого Союза журналистов Д.П. Полянин, и председатель регионального отделения Медиасоюза О.А. Ракович.

Соответствующие заявления о фактах нападений на сотрудников средств массовой информации области были направлены летом 2004 года в ГУВД Екатеринбурга. Однако только по двум случаям нападения на журналистов получены ответы милицейского руководства. Об этом говорилось и на встрече президента Фонда защиты гласности А.К. Симонова с прокурором Свердловской области Б.В. Кузнецовым.

По данным Всероссийского фонда защиты гласности в 2002 году в Свердловской области зарегистрировано 9 нападений на сотрудников СМИ, в 2003 году их было уже пятнадцать. По числу произошедших нападений Екатеринбург оказался на втором месте после Москвы, где зарегистрировано 16 подобных случаев. В 2004 году известно о 9 нападениях на журналистов.

Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации посягает не только на конституционную свободу поиска, получения, передачи и распространения информации, но и на условия, обеспечивающие эту свободу, - профессиональную деятельность журналиста.

Под информацией в соответствии со ст. 2, 12 ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Действующее законодательство выделяет два вида информации в зависимости от формы ее существования: недокументированную и документированную (зафиксированную на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать). Применительно к рассматриваемому составу имеется в виду любое из этих понятий, поскольку журналист может передавать в редакцию и текст своего репортажа, и телефонное сообщение о событиях, фактах.

Совокупность документированной информации образует информационные ресурсы, которые могут принадлежать государственным органам власти, органам местного самоуправления, частным лицам и организациям. В соответствии с законом журналист имеет право на свободный доступ к государственным информационным ресурсам и не обязан обосновывать перед владельцами этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом (ст. 12 ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»).

Непосредственным объектом ст. 144 УК являются общественные отношения, обеспечивающие свободу печати и других средств массовой информации. Ущемление свободы средств массовой информации, в том числе воспрепятствование законной деятельности журналистов, как отмечается в ФЗ «О СМИ», должно влечь уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность.

Потерпевшим при совершении этого преступления является журналист, т.е. лицо, занимающееся сбором, редактированием, созданием или подготовкой материалов для средств массовой информации, связанное с ними трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по их уполномочию. Воспрепятствование деятельности журналиста путем применения к нему насилия или угрозы должно квалифицироваться по совокупности ст. 144 и ст. 111 (Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью) или 112( Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью) УК в зависимости от тяжести насилия либо ст. 119(Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) УК.