Смекни!
smekni.com

Авторский договор (стр. 2 из 16)

По мнению В. А. Дозорцева по авторскому договору одна сторона — автор разрешает другой стороне — пользователю использовать произведение или предоставляет ей право распорядиться произведением в том или ином объеме, а пользователь обязуется заплатить автору вознаграждение за использование или предоставление такого права [5].

В Основах гражданского законодательства 1991 г. авторский договор был определен как договор, по которому автор обязан создать в соответствии с договором и передать заказанное произведение или передать готовое произведение для использования, а пользователь обязан использовать или начать использование произведения предусмотренным договором способом в обусловленном им объеме и в определенный срок и уплатить автору установленное договором вознаграждение. Ныне действующий Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от закрепления подобного развернутого определения авторского договора вновь отказался. Однако анализ его норм позволяет сформулировать следующее определение: по авторскому договору автор передает или обязуется передать приобретателю свои права на использование произведения в пределах и на условиях, согласованных сторонами.

С.А. Чернышева, сравнивая прежнее законодательство с ныне действующим, совершенно справедливо замечает, что сейчас закреплен новый подход к правам автора в отношении его произведения, связанный с выделением личных неимущественных и имущественных прав автора. В отечественной юридической литературе долгое время велись дискуссии о разграничении права авторства и права на имя автора, об их самостоятельном характере и значении, а также о необходимости признания за автором права на авторство как средства идентификации. Ныне автор получил указанное право. Право автора на имя предусмотрено как самостоятельное право, позволяющее автору выбрать способ обозначения своего авторства подлинным именем, псевдонимом или анонимом. К личным неимущественным правам автора отнесено право обнародовать произведение в любой форме, включая право на отзыв и право на защиту произведения, которое, по мнению С.А. Чернышевой, должно обеспечивать защиту репутации автора [6].

Здесь также можно подчеркнуть, что в новых экономических условиях возрастает роль договора вообще и авторского договора в частности. Прежде всего имеется в виду влияние, которое авторский договор как правовая форма оказывает на реализуемые отношения. В рамках института “авторское право” регулирования имущественных и личных неимущественных отношений имеет свои особенности. Во-первых, эти отношения связаны с созданием и использованием произведений интеллектуального творчества. Во-вторых, само использование произведения допускается на основании договора с автором или его правопреемниками за некоторыми изъятиями, предусмотренными нормами о свободном использовании произведения.

Однако, по действующему законодательству фактически автор передает право использования не полностью, оставляя титул обладателя правом за собой.

Сложившуюся ситуацию Корецкий В.И. определил следующим образом: «Передача же автором… по договору своих отдельных правомочий для использования произведения есть… не что иное, как разрешение, данное автором, использовать его произведение в течение определенного срока на условиях договора»[7].

Необходимо отметить, что широкий подход к понятию авторского договора обычен для российской теории авторского права.

Так, например, такое определение авторскому договору дает Кириллов М. – «договоры, заключаемые с автором по поводу использования его произведения, называются авторскими договорами»[8].

Таким образом, ныне действующий ФЗ «Об авторском праве и смежных правах» не дает возможности использовать договор в качестве формы отчуждения авторского права, выступая основой для передачи имущественных прав автора.

Рассматривая понятие авторского и его юридическую природу, необходимо отметить, что договоры, которые предусматривают передачу авторских прав, следует относить к авторским, даже если они не названы таковыми. В частности, во многих случаях нормы о передаче авторских прав включаются в гражданские договоры купли-продажи, аренды, простого товарищества и др.; тогда договор должен соответствовать требованиям, предъявляемым к авторским договорам.

Напротив, договоры, которые не предусматривают передачу авторских прав, не могут считаться авторскими, даже если они названы таковыми. Примерами таких договоров могут служить договоры об издании произведений за счет автора. Обычно это типичные подрядные договоры: автор оплачивает издательству тиражирование своего произведения в виде книги и получает весь тираж книги в собственность.

Анализируя авторский договор, все специалисты подчеркивают его гражданско-правовой характер и указывают на его самостоятельность в ряду других гражданско-правовых договоров. Данный вывод имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. В частности, он означает, что на авторско-договорные отношения распространяются как общие положения гражданского права, например правила о формах и условиях действительности сделок, так и соответствующие нормы обязательственного права, касающиеся, например, порядка заключения и исполнения договоров, ответственности за их нарушение и т. п.

По общему правилу, авторский договор носит взаимный и возмездный характер. Но возникает вопрос, может ли авторский договор быть безвозмездным? Рассмотрим данный вопрос на примере из практики, проанализируем и на основе изложенного сделаем выводы. Итак, некое крупное музыкальное издательство решило претворить в жизнь довольно дорогостоящий проект по выпуску на аудиокассетах и компакт-дисках тематических сборников песен некоторых наиболее популярных авторов. Для этого издательство в соответствии с Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах" разработало типовую форму авторского договора, которую предложило подписать всем авторам — участникам проекта. Предметом договора являлось разрешение автора на безвозмездное включение в выпускаемые издателем аудионосители под общим названием, например, "Лучшие песни", некоторых его произведений. Впоследствии, уже после выхода сборника в свет, возник вопрос: не противоречат ли условия таких авторских договоров Закону? Было ли действительно передано издателю право на воспроизведение произведений? Подробно этот вопрос рассматривает юрист Российского Авторского сообщества Е. Григорьян.

Пункт 1 ст. 31 ФЗ «Об авторском праве и смежных правах» определяет, что авторский договор должен предусматривать такое существенное условие, как размер авторского вознаграждения и порядок определения размера авторского вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты. Размер вознаграждения является существенным условием авторского договора.

Тем не менее, в данном случае стороны пришли к соглашению о безвозмездной передаче авторских прав. Можно ли считать, что они тем самым договорились о таком существенном условии договора, как размер авторского вознаграждения, признав его равным нулю? Законодательство РФ проводит разграничение между указанными видами договоров в зависимости от того, должна ли сторона получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей или она обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения такой платы или иного встречного предоставления. При этом предполагается, что заключенный сторонами договор является возмездным. То есть безвозмездность договора должна быть прямо предусмотрена законом, иным правовым актом или вытекать из существа самого договора [9]

Несмотря на это, законодатель в некоторых случаях для внесения окончательной ясности специально включает в текст правовой нормы указание на возмездность договора. Поэтому императивная норма ст. 31 Закона о том, что авторский договор должен предусматривать такое существенное условие, как размер авторского вознаграждения, указывает на то, что авторский договор относится к возмездным.

Автор статьи также пишет, что даже если толковать фразу "разрешение на безвозмездное включение в сборник ... произведений" в договоре, заключенном музыкальным издательством с автором, как соглашение сторон о размере вознаграждения, равном нулю, это так или иначе делает договор безвозмездным, что противоречит положениям ФЗ «Об авторском праве и смежных правах» и Гражданского кодекса РФ. Из ст. 31 «Об авторском праве и смежных правах» вытекает, что, если в авторском договоре не установлен максимальный тираж произведения, вознаграждение должно определяться в виде процента от дохода. Также вышеназванный Закон прямо указывает все случаи, когда возможно использовать произведение без заключения авторского договора и выплаты авторского вознаграждения [10]. Этот исчерпывающий перечень был бы не нужен, если бы стороны могли сами предусмотреть в договоре его безвозмездность.

Таким образом, можно сделать вывод, что указание на безвозмездность договора нельзя рассматривать как соглашение сторон о размере вознаграждения.

Следует заметить, что в договор, о котором идет речь, стороны включили условие о безвозмездности, которое прямо противоречит требованиям Закона. Согласно п. 7 ст. 31 ФЗ «Об авторском праве и смежных правах» условия авторского договора, противоречащие положениям закона, являются недействительными. Таким образом, условие о безвозмездной передаче авторских прав по указанным договорам недействительно, ибо противоречит Закону.