Смекни!
smekni.com

Акции по законодательству Российской Федерации (стр. 2 из 4)

4. В диссертации проведен анализ высказанных в юридической литературе суждений, а также нормативно закрепленных положений относительно правовой природы отношений, складывающихся между акционером и обществом (вещно-правовая, обязательственно-правовая, отношения доверительного управления имуществом, отношения членства и др.). Поддерживается нормативное определение акционера в качестве участника (члена) общества (ст. 96 ГК), характеризуются обусловленные участием (членством) акционера правовые особенности обязательственно-правовых отношений между обществом и акционером. Формулируется вывод, что специфика обязательственных имущественных отношений акционера в первую очередь заключается в том, что они зависят в своей динамике от воли акционера, выступающего не только в качестве кредитора, но опосредованно и должника - общества, участником (членом) которого он является. Акционер, являясь членом корпорации и в этой связи будучи наделенный правами участия, имеет возможность влиять как на определение условий обязательства между ним и обществом, так и на "поведение" общества - должника, по исполнению его обязанности в отношении акционера. При этом, чем больший имущественный интерес имеет акционер, тем больше степень указанного влияния. В работе обрисовываются и иные правовые особенности указанных отношений, которые предлагается законодателю учесть.

5. Для ответа на вопрос о состоянии имущественного права, удостоверяемого акцией, до наступления таких юридических фактов как принятие акционерным обществом решения о выплате дивиденда, о ликвидации, о выкупе акций и т.п. применительно к акционерным отношениям исследованы высказанные в юридической литературе теории о понятии правоспособности, о ее соотношении с субъективным правом (М.М. Агарков, С.Н. Братусь, С.Ф. Кечекьян, В. А. Дозорцев), о секундарном праве (М.М. Агарков), о рисковом праве (М. Мыш), о соотношении субъективного гражданского права и правоотношения (Ю.К. Толстой, О.С. Иоффе, Д.М. Генкин), о значении юридического факта для определения условий обязательства (О.А. Красавчиков, Р.А. Ханнанов).

Правовая наука пока не выработала устраивающего всех объяснения того промежуточного состояния, в котором может находиться право в период с момента его появления до окончательного формирования корреспондирующей обязанности у противостоящей носителю права стороны. Независимо от того, как охарактеризовать это состояние - через категорию динамической правоспособности, или секундарного права, или субъективного права, пребывающего вне правоотношения, или права, имеющего рисковый характер и т.п., до наступления необходимых юридических фактов в аналогичном состоянии пребывает и право владельца акции, ею удостоверенное.

В диссертации сделан вывод о том, что соответствующим имущественным правом из акции акционер наделяется с приобретением права (вещного) на акцию. Осуществление же права из акции возможно не ранее его оформления и окончательного уточнения условий имущественного обязательства между акционером и обществом, что, в частности, достигается в связи с наступлением необходимых юридических фактов - принятие решения о выплате дивиденда, о ликвидации общества и т.д.

6. В работе предлагается следующая характеристика акции, как эмиссионной ценной бумаги. Акция удостоверяет имущественные права участника (члена) акционерного общества, определение условий и реализация которых, а также удовлетворение имущественного интереса акционера зависят и достигаются через наделение акционера неимущественными (членскими) правами участия - корпоративными правами, которые хотя и не являются в точном значении гражданско-правовыми, но также в совокупности с имущественными удостоверяются акцией.

7. Выявление природы субъективных прав, удостоверяемых акцией, а также вычленение интереса владельца акции и "промежуточного" состояния права в качестве относительно самостоятельных правовых категорий позволили сформулировать некоторые принципы защиты прав и интересов акционера. Защита прав и интересов акционера достигается не только непосредственно - через предоставление ему возможности самому обращаться в суд, но и косвенно - через защиту интересов общества в целом, участником которого акционер является. В диссертации обосновывается вывод о том, что для сохранения баланса интересов акционера и общества субъективное гражданское (имущественное) право акционера подлежит защите в судебном порядке. Однако, только в случаях, установленных в Законе, акционер может обратиться в суд и для охраны своего интереса, требуя от общества исполнения в отношении него корпоративных субъективных обязанностей.

8. В диссертации предлагается классификация прав, удостоверяемых акцией, которая может иметь не только практическое, но и учебно-методологическое значение. Права акционера могут классифицироваться, например, по способу их установления (в законе, в уставе), по способу определения права законом и т.д.

Специально отмечено, что толкование норм п. 3 ст. 96 и ч. 2 ст. 217 ГК не позволяет предусматривать ни в законе, ни в правовых актах о приватизации особые права, удостоверяемые акциями акционерных обществ, созданных в процессе приватизации. Особенное регулирование может иметь место лишь применительно к порядку отчуждения акций из публичной собственности в частную. Этот вывод нашел свое воплощение и подтверждение в Законе о приватизации 1997 года, в соответствие с которым акционерные общества, создаваемые в процессе приватизации, должны эмитировать, по-сути, те же акции, что и обычные акционерные общества.

9. В работе развивается суждение, высказанное О.С. Иоффе в связи с рассмотрением им вопроса о природе цессии, о том, что необходимо различать самую цессию и юридическое основание, в силу которого она осуществляется. Основаниями цессии может быть не только купля-продажа, но также мена, дарение и т.п. Но какими бы ни были ее основания, как утверждает О.С. Иоффе, порядок совершения цессии и ее юридические последствия остаются одними и теми же. В этой связи делается вывод, что не является противоречивым с точки зрения действующего законодательства одновременное применение правовой конструкции "цессия" и сделок по отчуждению имущества, в том числе и акции. Что же касается цессии, то она, как, например, договор в пользу третьего лица, представляет собой специфическую правовую конструкцию, и устанавливает лишь специальный порядок перехода права требования, удостоверенного акцией, от ее первоначального владельца к последующему.

В то же время, поддерживая развитое М.М. Агарковым и Е.А. Крашенинниковым учение немецких юристов о делении именных ценных бумаг на обыкновенные именные ценные бумаги (ректа-бумаги), не обладающие свойством публичной достоверности, и на собственно именные ценные бумаги, таким свойством обладающие, а кроме того, проследив особенности проявления норм о цессии для именных акций, которые, как отмечено в работе, свойством публичной достоверности обладают, в диссертации формулируется вывод о том, что применение в действующем законодательстве (ст. 146 ГК) правовой конструкции цессии для передачи права, удостоверенного именной акцией, является нецелесообразным.

Методологическую основу исследования составляют методы системного, доктринального и исторического анализа, а также сравнительного правоведения. На основе указанных методов теоретический анализ соединен в исследовании с решением задач практического характера, связанных как с выработкой рекомендаций для использования в правоприменительной практике, так и с разработкой предложений по совершенствованию посвященного акциям законодательства Российской Федерации.

Теоретическая основа исследования включает труды российских ученых юристов и экономистов, а также специалистов в области философии, теории денежного обращения и функционирования рынка капиталов. К проблематике акционерных отношений обращались в своих работах А. Арефьев, И. Брауде, В.Ю. Вольф, П.Н. Гуссаковский, М.Н. Израэлит, А.И. Каминка, С.Н. Ландкоф, С. Пахман, Л.И. Петражицкий, И. Тарасов, О.Г. Тернер, Г.Ф. Шершеневич, П.К. Эйбушитц.

Изучение специфики акции немыслимо без использования работ, посвященных общей теории ценных бумаг, а также некоторым их видам, схожим по отдельным признакам с акцией - облигация, чек, вексель. Значительный интерес в этой связи представляют соображения, высказанные в работах М.М. Агаркова, Н.Г. Вавина, С.И. Гальперина, М.Г. Гинзберга, В.М. Гордона, В. Дегио, Н.И. Нерсесова, Ф.К. Савиньи, В.А. Удинцева, А.М. Фемелиди, А.Ф. Федорова.

Определенное влияние на формирование общетеоретического взгляда по исследуемой проблематике оказали работы специалистов в области системного анализа - И.В. Блауберга, Р.А. Зобова, В.Н. Садовского, В.И. Свидерского, Э.Г. Юдина - социологии - Г.Е. Глезермана, А.Г. Здравомыслова, а также труды ученых юристов, занимавшихся исследованием вопросов системы права и законодательства: С.С. Алексеев, А.П. Заец, Д.А. Керимов, Р.З. Лившиц, С.В. Поленина, П.И. Стучка.

Вопросы обращения акций на фондовом рынке активно освещаются в экономической литературе. Знакомство с работами М.Ю. Алексеева, Б.И. Алехина, А.А. Козлова, Н.Я. Петракова, И.А. Сухачева, Е. Шмелевой, позволило глубже проникнуть в сущность акции, соотнести ее правовое понятие с экономическим предназначением.

Подготовка диссертации была бы невозможной без изучения трудов таких ученых-цивилистов, как С.Н. Братусь, А.В. Венедиктов, Д.М. Генкин, В.П. Грибанов, В.А. Дозорцев, Н.Д. Егоров, О.С. Иоффе, О.А. Красавчиков, С.Ф. Кечекьян, В.В. Лаптев, Л.А. Лунц, И.Б. Новицкий, В.А. Ойгензихт, Е.А. Павлодский, И.С. Перетерский, В.А Рясенцев, В.Ф. Попондопуло, А.П. Сергеев, В.Т. Смирнов, Ю.К. Толстой, В.П. Шахматов, В.Ф. Яковлева. В работе затронуты и вопросы гражданского процесса, поэтому формированию мнения диссертанта по ним способствовали труды ученых-процессуалистов: Н.И. Авдеенко, А.П. Вершинина, М.К. Треушникова, Н.А. Чечиной, Д.М. Чечота.