Глава 3. Заключение.
Буддизм возник как своеобразный бунт против религии брахманизма, переживавшей упадок, погрязшей в суевериях, обрядности и корысти высших сословий. Будда отверг священный характер Вед и противопоставил им попытки рационалистического объяснения природы и общества. Он стремился десакрализировать и политическое сознание, отвергая теорию божественного происхождения каст и царской власти.
Только буддизм отстаивал теоретически единую всеобщую дхарму для царей и подданных, но он предпочитал не вмешиваться в мирские дела.
Буддизм проповедовал равенство между людьми, но не в социальной, а в духовной сфере. Люди считаются равными, ибо все они живут в мире страданий и за всеми признается способность к духовному росту. Вне этих пределов проблема равенства не ставилась. Буддизм призывал не к изменению общественного строя, а к отрешенности от земных страстей и интересов.
Возникновение буддизма и сложная его судьба – закономерный результат существования такого общества, в котором страдание действительно было для подавляющего большинства людей неизменным спутником жизни. Буддизм мистифицировал это страдание, превратил реальные человеческие несчастья в «иллюзию сознания» и тем самым направил усилия людей к освобождению от страданий по своему руслу. Более того, сам способ избавления от страданий, предложенный буддизмом, объективно оказался опорой того общества, в котором сострадания неизбежны.
Будда учил, что каждый может достичь освобождения, ибо каждый обладает способностями, возможностями или факторами, позволяющими произойти подобной трансформации, то есть каждый обладает "природой Будды". "Человек и только человек может стать Буддой. Каждый человек имеет в себе возможность становления Буддой, если он стремится к этому и прилагает усилия"[7]. Каждый обладает умом, а значит способностью понимать и знать. Каждый обладает сердцем, а значит способностью проявлять чувства по отношению к другим. Эти способности являются основным рабочим материалом, имеющимся у каждого, и, хотя у отдельных индивидуумов они могут быть ограничены, каждый может развить их и преодолеть страдания, достигнув полного освобождения, нирваны.
Будда понимал, что все люди неодинаковы и обладают разными характерами и склонностями, и поэтому он никогда не выдвигал какую-либо одну догматическую систему, а обучал различным системам и методам в зависимости от индивидуальностей обучаемых. .
Это во многом способствовало тому, что буддийские учения широко распространились во всех наиболее важных регионах Азии. В каждом из этих регионов буддизм адаптировался к местным обычаям и традициям и, в свою очередь, каждая культура внесла в его развитие свои характерные черты. Приверженцы этой религии населяют преимущественно регионы Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии, однако сфера влияния Буддизма выходит за пределы указанного района земного шара. В настоящие время Буддизм является одной из основных и самых распространенных мировых религий.
Список литературы
1. Дхаммапада / Перевод с пали, введение и комментарии В.Н.Топорова. Ответственный редактор Ю.Н.Рерих. - М.
2. История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии. А. Н. Бадак, И. Е. Войнич, Н. М. Волчек и др. Мн.: Харвест,1999
3. Классический буддизм. Т. В. Ермакова, Е. П. Островская. СПб.: "Петербургское Востоковедение", 1999.
4. Чему учил Будда. Валпола Рахула. Перевод Берхина И.В. Перевод с английского осуществлен по изданию - ValpolaRahula. WhattheBuddhaTaught. 1978, Великобритания. (c) "Махасангха" 1995 Верстка, коррекция Ивахненко Д. А., 1999
[1]Валпола Рахула. Чему учил Будда. Перевод Берхина И.В
Перевод с английского осуществлен по изданию -
Valpola Rahula. What the Buddha Taught. 1978, Великобритания
(c) "Махасангха" 1995
Верстка, коррекция Ивахненко Д. А., 1999
[2]Там же.
[3] А. Н. Бадак, И. Е. Войнич, Н. М. Волчек и др. История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии. Мн.: Харвест,1999. С. 119
[4]Т. В. Ермакова, Е. П. Островская. Классический буддизм. СПб.:"Петербургское Востоковедение", 1999. С. 53.
[5] Дхаммапада / Перевод с пали, введение и
комментарии В.Н.Топорова. Ответственный редактор Ю.Н.Рерих. - М., 1960.
[6]Т. В. Ермакова, Е. П. Островская. Классический буддизм. СПб.:"Петербургское Востоковедение", 1999. С. 53.
[7]Валпола Рахула. Чему учил Будда. Перевод Берхина И.В.
Перевод с английского осуществлен по изданию -
Valpola Rahula. What the Buddha Taught. 1978, Великобритания.
(c) "Махасангха" 1995
Верстка, коррекция Ивахненко Д. А., 1999