Курсовая работа
Санкт-Петербургский государственный университет
Юридический факультет, кафедра истории политических и правовых учений
Санкт-Петербург
2001
Глава 1. Введение.
1. Буддизм, исторически первая мировая религия, оказавшая и оказывающая большое влияние на общественную жизнь, культуру, искусство многих азиатских стран, возник в VI в. до н. э. в Индии, где в то время шел процесс формирования рабовладельческих государств. В то время в Индии господствовала идеологическая система брахманизма, являющаяся в своей основе религией с элементами шаманизма. Но развитие производительных сил потребовало и прогресса мировоззренческих систем. Тем более что в период, когда рабовладельческие отношения окончательно оформились, брахманизм - религия раннерабовладельческого общества, освящавшая племенную раздробленность и исключительность, - не мог уже служить удовлетворительной идеологической основой для складывавшихся крупных рабовладельческих деспотий. В это время появляется буддизм - идеология относительно развитого рабовладельческого общества в Индии.
2. В буддийской религиозной литературе, относящейся ко времени, близкому к началу нашей эры, основание этой религии приписывается странствующему проповеднику Сидхартхе Гаутаме, известному под прозвищем Шакьямуни ("отшельник из племени шакьев"). "Его отец, Суддходана, был правителем царства Сакьев (в современном Непале). Его матерью была царица Майя. Согласно обычаю своего времени, он женился довольно молодым, в шестнадцатилетнем возрасте, на красивой и благочестивой молодой принцессе по имени Ясодхара. Молодой принц жил в своем дворце, имея в своем распоряжении любую роскошь. Но совершенно неожиданно, столкнувшись с жизненной действительностью и страданием человечества, он решил найти выход из этого всеобщего страдания"[1]. Буддийские предания рассказывают, что Сидхартха в 29 лет ушёл из отцовского дома, чтобы найти путь избавления от страданий для себя и для всего человечества. Отшельником и странствующим проповедником он пробыл около семи лет; наконец, на него снизошло просветление, и он нашёл истинный путь к спасению. С этих пор он стал называться Будда (Буддха), что значит - "осенённый истиной", "просветлённый знанием". Более сорока лет после этого он бродил по городам и сёлам средней части долины Ганга, проповедуя своё филослфско-религиозное учение, за которым утвердилось название "буддизм". "Среди основателей религий Будда… был единственным, кто не претендовал на то, что он нечто иное, нежели человек… Он приписывал все им осуществленное, обретенное и достигнутое человеческому старанию и человеческой мудрости".[2]
3. С самого возникновения буддизма число его сторонников стало быстро увеличиваться. К тому же буддизм "проповедовал пассивность и примирение с действительностью, поэтому он рассматривался государством как неопасное учение и не подвергался преследованиям"[3].
В I в. н. э. в буддизме образовалось две ветви: Хинаяна (“малая повозка”) и Махаяна (“большая повозка”). Это разделение было вызвано прежде всего различиями в социально-политических условиях жизни в отдельных частях Индии. Хинаяна, теснее связанная с ранним Буддизмом, признает Будду человеком, нашедшим путь к спасению, которое считается достижимым только через уход от мира - монашество. Махаяна исходит из возможности спасения не только для отшельников-монахов, но и для мирян, причем акцент сделан на активную проповедническую деятельность, на вмешательство в общественную и государственную жизнь. Махаяна, в отличии от Хинаяны, легче приспосабливалась к распространению за пределы Индии, породив множество толков и течений.
Постепенно брахманизм клонился к упадку, но оказался в состоянии приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам. Он впитывал в себя элементы доарийских культов местных племен. Еретические учения способствовали некоторому изживанию формализма, ритуальности и углублению нравственных и философских основ. Он не боролся с соперничающими течениями, и это привело к формированию на рубеже старой и новой эры религии индуизма, представляющей собой обновленный брахманизм и сохранившей все священные тексты брахманизма в качестве своей основы. Буддизм также не удержался на высоте своих философско-этических рациональных принципов. Фигура Будды обожествлялась, окружалась суевериями и ритуалами. Различия между двумя системами постепенно стирались. В VI - VII вв. н. э. начался упадок буддизма в Индии, обусловленный упадком рабовладельческого строя и ростом феодальной раздробленности. Буддизм был поглощен индуизмом, и в XII - XIII вв. он теряет свои прежние позиции в стране своего возникновения, переместившись в другие районы Азии, где трансформируется с учетом местных условий..
Глава 2. Основные идеи буддизма.
1. В своих основах ранний буддизм обнаруживает тесную связь с древнеиндийскими племенными религиями и брахманизмом. Буддизм унаследовал анимистические представления об одушевленности всего живого в природе, о карме как законе переселения душ, по которому место человека в жизни определяется его грехами и добродетелями в предыдущих существованиях. Но всё это в буддизме сведено в более тщательно разработанную систему.
Характерной особенностью буддизма является его этико-практическая направленность. С самого начала буддизм выступил не только против значения внешних форм религиозной жизни и, прежде всего ритуализма, но и против абстрактно-догматических исканий, свойственных, в частности, брахманийско-ведийской традиции. В качестве центральной проблемы в буддизме была выдвинута проблема бытия личности.
Стержнем содержания буддизма является проповедь Будды о четырех Благородных истинах. Разъяснению и развитию этих положений, представлению о положении личности, отношению к земной жизни посвящены все построения буддизма.
Для того чтобы понять все эти положения необходимо уяснить, что есть жизнь в учении о Дхарме. Жизнь- это страдание, сансара - безначальный круговорот рождений, в которых замкнуто сознание. В буддизме существует всего пять типов существования, пять видов рождения во Вселенной. Это: голодные духи (преты), обитатели адов (нараки), животные, люди и небожители. Каждый из этих пяти типов рождения неотъемлемо связан с определённым местом в мироздании. Так, обитатели адов населяют подземные местопребывания, где их ждут невыносимые муки. Сфера обитания животных - наземный мир. Голодные духи живут как под землёй, так и на земле. Люди населяют наземный мир, а небожители - мир заоблачный. Эти две формы рождения считаются благими, а первые три типа рождения именуются несчастными, так как подвержены в очень сильной степени грубым проявлениям страдания. Рождение в том или ином мире зависит от действий живых существ, совершаемых по благому или не благому умыслу. Необходимо учесть, что буддийская религиозная доктрина основывается на том, что все преднамеренные, осмысленные действия живых существ делятся на благие (достойные) и неблагие, проникнутые низменной мотивацией. Неотъемлемое свойство неблагих действий - порождать страдание. Эта неизбежность и есть карма, которая зависит от религиозного качества совершаемых действий.
2. Отсюда возникает вопрос, что такое страдание?
В буддийской философии существуют несколько типов страдания. Первый из них получил название "страдание как таковое". Имеются в виду физические страдания и состояния неудовлетворенности собой, своей жизнью и миром. Это переживание мучений в явном виде. Однако существует и иной уровень - "страдание перемен". "Это те состояния неудовлетворённости, новые трудности, которыми чреваты изменения, даже радостные"[4]. Энергично стремясь к осуществлению своих желаний, живое существо не знает, чем обернётся их удовлетворение. Даже простейшие из потребностей можно утолить лишь на время - сегодняшняя трапеза не насытит завтрашнего голода. Невозможность раз и навсегда избавиться от сегодняшних трудностей, обрести вечное здоровье, никогда не умирать - все это и есть третий уровень страдания - "страдание нестабильности". .
В Дхаммападе, произведении, составленном из изречений Будды, также укызывется на вечность страдания: "в этом мире страдает он и в ином - страдает, в обоих мирах злочинец страдает. "Зло сделано мной", страдает он. Еще больше страдает он, оказавшись в беде."[5].
3. На представлениях о страдании и основываются все четыре Благородные истины, которые составляют основу в учении о Дхарме. Первая из них представляет собой исходное для буддийской религиозной доктрины положение о всеобщности страдания и носит название Истина страдания. "Все есть страдание это ее главная формулировка. Вторая Благородная истина называется Истиной возникновения страдания, так как в ней выявляется совокупность факторов, воспроизводящих страдание. Причиной страдания является привязанность к чувственным наслаждениям и к ложным воззрениям.
Страстное стремление к переживанию чувственного опыта - это и есть влечение к пребыванию в сансаре. Но причина может быть исчерпана, поскольку ничего вечного в мироздании нет. Третья Благородная истина раскрывает принципиальную возможность страдания и носит название Истина прекращения страдания. Она состоит в том, что любой человек обладает потенциальной возможностью победить страдание, если задастся решимостью полностью очистить своё сознание от алчности, вражды и невежества, а также полностью отказаться от ложной идеи существования личного Я, личности.
4. Для того чтобы уяснить эти три истины, необходимо понять главную формулировку самой первой истины: "все есть страдание". Здесь имеется в виду природа живых существ. В буддийских текстах указывается на то, что Будда не раз говорил, будто души нет. Она не существует как некая самостоятельная духовная сущность, временно обитающая в материальном теле человека и покидающая его после смерти, с тем, чтобы по закону переселения душ снова найти себе другую материальную темницу. Однако буддизм не отрицает индивидуального сознания, которое несет в себе весь духовный мир человека, трансформируется в процессе личных перерождений и должно стремиться к успокоению в нирване.